Что означает новый вердикт европейского суда в деле ЮКОСа.
Голландский суд аннулировал решение международного арбитража, присудившего в 2014 году бывшим акционерам ЮКОСа компенсацию в 50 миллиардов долларов от России.
В Кремле довольны новым вердиктом суда, а акционеры ЮКОСа планируют его обжаловать.
Наблюдатели же спорят по поводу того, может ли решение по ЮКОСу, означать какие-либо глобальные изменения в отношениях Запада и России.
Корреспондент.net разбирался в том, что последует за решением суда по ЮКОСу.
Что решил суд
Окружной суд Гааги признал неправомерным решение международного арбитража, в июле 2014 года обязавшего Россию выплатить 50 миллиардов долларов бывшим владельцам нефтяной компании ЮКОС.
Суд постановил, что дело выходило за пределы юрисдикции Постоянной палаты третейского суда в Гааге, выносившей первоначальное решение по нему.
Россия в 1990-х годах подписала многосторонний Договор к Энергетической хартии, именно по нему судились бывшие акционеры ЮКОСа, но не ратифицировала его.
Поэтому Россия не давала согласия на арбитражные разбирательства по Договору с иностранными инвесторами, говорится в решении суда.
Россия больше не обязана выплачивать компенсацию компаниям Hulley Enterprises, Yukos Universal и Veteran Petroleum, говорится в решении окружного суда.
Доводы России
Защита России кроме коллизии с Договором к Энергетической хартии также доказывала, что компании-истцы с самого начала их инвестиций в ЮКОС были лишь подставными офшорными компаниями, за которыми всегда стояли российские «олигархи» (Михаил Ходорковский, Леонид Невзлин и другие), — иными словами, не были подлинными и добросовестными иностранными инвесторами.
Особое внимание Россия также обратила на то, что арбитры не выполнили лично свой мандат: по версии российской защиты, помощник суда Мартин Валасек фактически играл роль четвертого арбитра, написав основную часть решения.
«Это внутрироссийское дело — российский налоговый спор между российскими олигархами и Российской Федерацией, касающийся российских налоговых мер против российской компании» — так объяснял, почему гаагский арбитраж не должен был рассматривать дело ЮКОСа, адвокат РФ Альберт Ян ван ден Берг на слушании 9 февраля.
Реакция сторон
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков призвал не политизировать ситуацию вокруг решения суда.
"Мы дальше в рамках судебных процессов намерены последовательно защищать интересы РФ. Российскими юристами были представлены достаточно аргументированные доказательства... в пользу того, что мы не ратифицировали эту самую [Энергетическую] хартию", - заявил Песков.
Кроме того, он подчеркнул, что этот прецедент не может изменить отношение Москвы к международному праву.
"Мы говорим, когда нам решение кажется несправедливым, и приветствуем, когда считаем их справедливыми", - отметил представитель Кремля.
Однако, бывший глава ЮКОС Михаил Ходорковский увидел политический подтекст в решении суда.
"Запад решил ослабить давление. Мои друзья продолжат противостояние. Я же шел и иду к смене режима другим путем", - написал Ходорковский в своем Twitter.
Разбирательства продолжатся
Компания GML — бывшая Group Menatep, которой принадлежал контрольный пакет акций ЮКОСа — уже пообещала обжаловать решение в Верховном суде Нидерландов.
Глава GML Тим Осборн заявил, что бывшие владельцы уверены в законности присуждения компенсации и намерены отстаивать ее.
Судебные процессы могут занять еще как минимум два года.
Что будет с арестом активов?
Ранее Тим Осборн отмечал, что отмена решения даст России основания требовать снятия ареста с некоторых ее зарубежных активов.
Однако, акционеры ЮКОСа продолжат кампанию по исполнению гаагского арбитражного решения в других странах.
«По Нью-Йоркской конвенции 1958 года суды в различных юрисдикциях будут по своему усмотрению решать, признавать ли решение гаагского арбитража, независимо от позиции голландских судов», — утверждает GML.
Ранее акционеры ЮКОСа запустили процессы в шести странах — Бельгии, Франции, Великобритании, Германии, США и Индии — с целью принудительно взыскать с России $50 млрд.
Во Франции и Бельгии местное законодательство позволило акционерам сразу арестовывать российские активы, хотя забрать их и продать с публичных торгов невозможно до рассмотрения всех апелляций.
Поскольку суд Нидерландов принял сторону России, большинство стран могут теперь отказаться исполнять арбитражное решение в пользу ЮКОСа.
Но в некоторых юрисдикциях, например, во Франции решение международного арбитража трактуется как «акт международного правосудия», не подлежащий отмене местным судом страны, где по стечению обстоятельств расположился тот или иной международный трибунал.
Французские суды не принимали во внимание процесс в голландском суде, поэтому бывшие акционеры ЮКОСа смогли арестовывать подходящие активы во Франции без оглядки на гаагский окружной суд.
В таких же странах, как Бельгия, США, Великобритания, местные суды в принципе могут разрешить исполнение арбитражного решения, аннулированного в стране базирования арбитража, но скорее в исключительных случаях.
Глобальные последствия
В Украине звучат мнения о том, что решение по делу ЮКОСа – свидетельство потеплений в отношениях Запада и России, а также скорого снятия санкций с Москвы.
Недоброжелатели России сделают все возможное, чтобы не допустить политического, имиджевого и медийного эффекта от решения окружного суда Гааги по делу ЮКОСа, считает глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев.
Он полагает, что недоброжелатели "предпримут все усилия, чтобы было как в той шутке: "ложечки нашлись - осадочек остался…" или "то ли он украл, то ли у него украли, но что-то плохое с ним связано…". "Главное, чтобы Россия в глазах общественности оставалась замазанной очередной скандальной историей - слишком важно это в контексте актуальных политических целей", - считает парламентарий.
Он также отметил, что Россия сама нуждается в компенсации репутационных и имиджевых издержек, причиненных делом ЮКОСА. "Ведь они неисчислимы и вред от них существенно превышает размеры непосредственно судебных расходов", - считает сенатор.