Беременная погибла от септического шока, поскольку врачи, опасаясь тюремного преследования, отказались абортировать дефектный плод, у которого не было шансов на жизнь.
Правительство Польши уточнило ситуации, в которых проведение аборта считается допустимым после массовых демонстрации в память о беременной женщине с пороками плода, скончавшейся из-за отказа врачей сделать аборт в связи с новым законом. Корреспондент.net рассказывает подробности.
"Ни одной больше"
Министерство здравоохранения Польши 7 ноября опубликовало инструкции для врачей, описывающие ситуации, в которых проведение аборта считается допустимым. Накануне по всей стране прошли массовые демонстрации в память о 30-летней Изабелле, которая умерла, потому что врачи слишком долго затягивали аборт.
Девушку на 22-й неделе беременности госпитализировали в больницу города Пщины после того, как у нее отошли воды. У плода было несколько дефектов, включая несовместимый с жизнью недостаток амниотической жидкости (околоплодных вод).
Как заявила адвокат ее семьи, в больнице "врачи дожидались смерти плода", поскольку сегодня в Польше действует закон, по которому прерывать беременность при наличии у ребенка пороков развития запрещено.
Теперь в инструкциях Минздрава Польши отмечается, что прерывание беременности возможно, когда она угрожает жизни или здоровью матери. В документе говорится, в частности: "Подчеркивается, что врачам не стоит бояться принимать необходимые решения, основанные на их опыте и медицинских познаниях".
Особо оговаривается недостаточное количество околоплодных вод, которое было в случае Изабеллы.
Произошедшее подняло новую волну споров о решении Конституционного суда Польши, который в октябре 2020 года еще более ужесточил антиабортное законодательство в стране - и без того одно из самых суровых в Европе.
Раньше женщины имели право на аборт, когда беременность угрожала их жизни и здоровью, зачатие произошло насильно или же если ребенок с высокой вероятностью родится с тяжелым и необратимым дефектом или неизлечимой болезнью, которая поставит под угрозу его жизнь.
Конституционный суд был существенно реорганизован в 2015 году, когда к власти в Польше пришла консервативная партия Закон и справедливость. Она получила большинство мест в Сейме, и ее представитель Анджей Дуда был избран президентом страны. С тех пор переживает консервативный поворот.
В октябре 2020 года Конституционный суд Польши постановил, что разрешенный в стране аборт по причине патологии плода противоречит основному закону. Теперь аборты в Польше разрешены, только когда здоровью беременной женщины угрожает опасность, а также если беременность наступила в результате изнасилования или инцеста.
В связи с этим по всей Польше долго шли массовые акции протеста. Положением о дефектах плода обосновывалось примерно 98 процентов абортов и решение суда вывело прерывание беременности в Польше практически полностью под запрет.
После вступления закона в силу в Польше проводится меньше двух тысяч легальных абортов в год, при этом, согласно подсчетам правозащитников, около 200 тысяч женщин совершают аборт нелегально или выезжают для этого за границу.
Организации, борющиеся за права женщин, говорят, что врачи в Польше теперь ждут смерти плода, прежде чем прерывать беременность, поскольку незаконные аборты грозят им тюремным заключением на срок до восьми лет.
Сторонники закона считают, что смерть Изабеллы не связана с законом, ведь аборт в ее случае был возможен, так как имела место угроза жизни женщины. Однако критики закона указывают, что после ужесточения правил врачи стали перестраховываться, предпочитая занимать выжидательную позицию, как в этой ситуации.
В самой больнице фактически связали гибель пациентки именно с действующим законодательством.
"На данном этапе следует подчеркнуть, что все медицинские решения были приняты в соответствии с действующими в Польше законами и стандартами", - сказано в заявлении на официальном сайте больницы.
В то же время в клинике объявили, что два врача, которые непосредственно отвечали за лечение Изабеллы, от работы отстранены и проводится расследование.
Власти настаивают, что именно врачебная ошибка, а не законодательные запреты стали причиной гибели девушки. Так, премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий заявил: "Когда доходит до жизни и здоровья матери, когда они в опасности, тогда прерывание беременности возможно и решение [суда] ничего не изменило".
Депутат Сейма Бартоломей Вробелевский сказал, что гибель Изабеллы не следует "инструментализировать и использовать для того, чтобы ограничить право на жизнь и убивать всех больных или покалеченных детей".
Но сторонники либерализации репродуктивного законодательства надеятся на то, что гибель Изабеллы станет для Польши тем же, что для Ирландии смерть Савиты Халаппанавар в 2012 году.
Врачи также отказали ей в проведении операции, ссылаясь на действующее законодательство, а после ее гибели в стране началась гражданская кампания, которая в итоге привела к отмене запрета на аборты. Две страны объединяет многочисленное и влиятельное католическое сообщество, которое выступает против абортов.
Урсула Гричук из польской Федерации за женщин и планирование семьи сказала Reuters, что на практике "даже случаи, которые не должны быть поставлены под сомнение - когда речь идет об угрозе жизни и здоровью матери, - не всегда признаются врачами, которым страшно".
Изабелла умерла еще в сентябре, но ее случай скрывался и стал известен только в ноябре. Всю прошлую неделю в разных городах Польши шли массовые акции протестов против строгих законов об абортах.
Главным лозунгом демонстрантов стала фраза "Ни одной больше". В это время польские СМИ распространили текст сообщения Изабеллы, которое она отправила родителям после госпитализации: "Ребенок весит 485 граммов. Пока, спасибо закону об абортах, я вынуждена просто тут лежать. И нет ничего, что они могут сделать. Они будут ждать, пока он умрет или что-то начнется, а если нет, то я могу дождаться сепсиса".
"Я не могла в это поверить, я думала, что это неправда. Как такое могло произойти в больнице? Ну она же обратилась туда за помощью", - сказала мать погибшей Барбара в интервью польскому телеканалу TVN24.
Протестующие также стояли у входа в здание Минздрава Польши с плакатом: "Вы убили Изу. О скольких еще мы пока не знаем?".
В субботу польский новостной сайт Onet.pl опубликовал интервью с мужем другой женщины, которая, по его словам, умерла в июне в аналогичной ситуации.
Отметим, что с недавних пор на рассмотрении в польском парламенте находятся еще два законопроекта об абортах.
Так, президент-консерватор Анджей Дуда предлагает разрешить аборты в том случае, если плод нежизнеспособен, но другие представители его партии в то же время планирует ужесточить наказание за аборт до 25 лет тюрьмы или пожизненного заключения при отягчающих обстоятельствах.
По мнению издания Tygodnik Powszechny, крайне рестриктивное законодательство об абортах - один из факторов низкой рождаемости в стране.
Самый одиозный закон США. Как Техас запретил аборт
"Сложившаяся в стране демографическая ситуация впервые стала напоминать ту, что имела место после Второй мировой войны: никогда еще в стране не рождалось так мало детей. Беременеют в основном женщины старшего возраста. На демонстрациях противников ужесточения законодательства об абортах звучит лозунг 'Умерев, мы никого не родим'. Страх - вот что удерживает польских женщин от того, чтобы заводить детей", - пишет издание.
Gazeta Wyborcza отреагировала на произошедшее эмоционально: "В больнице дожидались, пока не погибнет эмбрион. И вот пациентка умерла. У нее остались муж и дочь. Мать этой девочки уже никогда не вернется домой, потому что кто-то решил, что эмбрион, который она носила в своем чреве, важнее, чем она сама. А все потому, что аборты в этой стране запрещены... Врачи боятся... Они боятся спасать жизни женщин... И чем меньше город, тем больше этот страх".
Новости от Корреспондент.net в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/korrespondentnet