В блогосфере развернулись жаркие дискуссии: могло ли такое случиться на самом деле - или кто-то хочет испортить визит Путина в Лондон и и участие в североирландском саммите "Большой восьмерки".
Окончательно всех запутал представитель Крафта, который призвал не относиться к словам босса слишком серьезно: мол, это просто забавная история, которую бизнесмен любит рассказывать.
Корреспондент Русской службы Би-би-си Дмитрий Булин попытался разобраться с тем, возможны ли такие загадочные происшествия с президентскими подарками - и что вообще дарят президентам. Об этом он расспросил Владимира Шевченко, руководившего службой протокола при трех президентах: Михаиле Горбачеве, Борисе Ельцине и Владимире Путине.
В.Ш.: Это какая-то ерунда. Эту утку вначале забросили, а потом от нее сами же и отказались. Писали, что этот миллиардер - большой шутник и любит людей подкалывать. Если учитывать его возраст, то возможно, он поддался власти эмоций. А вот со стороны глав государств такие эмоции недопустимы. По подаркам всегда все оговаривается: через протокол они будут вручаться или лично. Это целая наука.
Би-би-си: А как вообще происходит дарение первому лицу государства?
В.Ш.: В стародавние времена, когда послы ехали к Ивану Грозному, они с собой тащили целые обозы подарков. Такие обозы могли идти месяцами. Естественно, эти подарки не были безответными - так что происходил обмен обозами. Потом, когда стал уже более цивилизованный вариант отношений между государствами, службы протокола стали между собой договариваться предварительно. Но подарок еще надо придумать.
Би-би-си: И как это делается?
В.Ш.: Это очень тяжелая вещь. На своем веку мне пришлось перерыть не одну энциклопедию. Иногда я просил помощи у сотрудников наших посольств, чтобы они подсказали, чем интересуется конкретный человек. Когда я работал с Михаилом Сергеевичем и Борисом Николаевичем, у меня основа была - наши народные промыслы: хохлома, палехская роспись, каслинское литье. Кроме того, надо глубоко исследовать интересы человека. Можно притащить громадное изделие из бронзы, которое некуда потом будет деть.
Например, мы долго думали, что подарить Рейгану. Выяснили, что он увлекается конным спортом и коллекционирует седла. А в Советском Союзе у нас самыми лучшими производителями седел были киргизы. Мы сделали седло под его вес, под рост - все изучили. Рейгану было очень приятно, и сейчас седло хранится в Центре Рейгана. Короче, попали. А иногда знание хобби, наоборот, вредит. Когда иностранцы прознали об увлечении Бориса Николаевича - завалили его теннисными ракетками, мячами, установками для подачи теннисных мячей, шапочками и кепочками. Слава Богу, у нас тогда еще в стране был дефицит всего этого, и все это ушло в спортивные школы.
Би-би-си: Президент имеет право пользоваться подарком?
В.Ш.: Конечно, имеет. Если это будет очень дорогой подарок, он оценивается специалистами и отдается в музей. Так поступал Горбачев, потому что ему дарили много довольно дорогих подарков. Практически всё отдавалось в Гохран, и потом, незадолго до развала Союза, была громадная выставка его подарков. У Бориса Николаевича особо дорогих подарков не было. Если подарок очень дорогой, а президент все равно хочет оставить его себе, то тогда его вначале оценивают, а потом президент должен доплатить определенную сумму.
Би-би-си: То есть существует планка, выше которой надо доплачивать?
В.Ш.: Да, если хочешь в личное пользование взять. Вы сами прекрасно знаете, сколько машин надарили Брежневу. Но он же не держал их у себя в гараже, они были на балансе государства, потом выставлялись, а уже потом семья что-то продала. Точно так же с ружьями, которыми увлекались Никита Сергеевич и Леонид Ильич.
Би-би-си: Получается, от правильно подобранного подарка в дипломатических отношениях многое зависит?
В.Ш.: Не обязательно, но человеку будет приятно. Жак Ширак, например, был в восторге, когда ему подарили полное собрание сочинений Пушкина. Он пушкинист, а у нас как раз в конце 1990-х годов было издано полное собрание сочинений. Королева наша уважаемая - Елизавета II, - имеющая российские корни, очень увлекалась российским императорским фарфором. Когда ей подарили простенький тет-а-тет с видом Кремля, она была в восторге.
Би-би-си: А бывают ли такие подарки, от которых отказываются?
В.Ш.: Отказываться неудобно. Если к тебе человек приезжает на дружескую встречу и привозит подарок, то ты же не скажешь: "Убирайся со своим подарком". Но был случай, когда одна корейская компания решила вручить в Денвере на встрече "восьмерки" часы, стоившие сумасшедших денег. И все главы государств, все президенты дружно от этого подарка отказались.
Би-би-си: Вы занимали ключевые должности по части протокола при трех президентах: Горбачеве, Ельцине и Путине. Подарки за это время как-то изменились? Стали более дорогими?
В.Ш.: Они стали более душевными, потому что протоколисты стараются - ищут информацию об увлечениях человека. Нужно потрудиться, чтобы попасть, что называется, в цель.
Би-би-си: Наверное, нужен большой штат, учитывая количество встреч президента и постоянную потребность что-то дарить.
В.Ш.: У меня этим занималось совсем немного людей и при Горбачеве, и при Ельцине: всего два человека. Плюс еще один, который описывал кладовую и содержал ее.
Би-би-си: В бюджете под это много закладывается?
В.Ш.: Ну, например, какой-нибудь золотой подсвечник я заказать не мог - были ограничения по цене. В советские времена был резервный фонд совмина, откуда выделялись деньги на поездки генерального секретаря, премьера. И исходя из этой суммы, нужно было напоить-накормить людей, а также приобрести подарки для глав государств.
Би-би-си: Я так понимаю, что обмениваться принято подарками приблизительно одной стоимости. Сколько это примерно?
В.Ш.: Не могу сказать, сколько сейчас, не пытайте. Во времена Михаила Сергеевича и Бориса Николаевича это было в пределах 200-300 долларов.
Би-би-си: Какой подарок вам запомнился больше всего? Были какие-то неожиданные инциденты, связанные с вручением подарков?
В.Ш.: Если бы у меня были инциденты, я бы не работал столько лет на этой должности.
Би-би-си: Не по части проколов, а по части, скажем, необычных подарков.
В.Ш.: Необычные подарки были во времена, когда дарили слонов, медведей и тигров. Сейчас все это более или менее приземленно, из этого не делают какого-то отдельного номера.
Би-би-си: Насколько это вообще важно - подарки в международных отношениях?
В.Ш.: Когда попадаешь, всегда приятно. Это нормальное человеческое чувство. Мы забываем, что главы государств - это такие же люди, дети, которым бывает приятно, а бывает и не очень. И если попадаешь в точку с подарком, то и самому приятно получить от президента письмо с благодарностью.
Подарки Путину. теория и практика
Подарками российским президентам занимается Управление президента по работе с обращениями граждан и службе протокола.
Если подарок стоит меньше 150 долларов, президент автоматически становится его обладателем. Если больше, тогда - при желании иметь в личном пользовании - должен доплатить из своего кармана разницу.
В основном, подарки передаются в специальное помещение недалеко от президентской библиотеки в первом корпусе Кремля.
Чаще всего Владимиру Путину дарят книги, но были и оригинальные подарки. В их числе хрустальный крокодил (потому что это "единственное животное, не сдающее назад"), 50-метровый шарф по случаю 50-летия, мешок репчатого лука, а также белая коза по кличке Сказка (от экс-мэра Москвы Юрия Лужкова).