UA
 

Корреспондент: Добро пожаловать в Москвабад

Наталия Мечетная,  5 ноября 2013, 11:52
201
10845
Корреспондент: Добро пожаловать в Москвабад
Фото: Reuters
Курбан-байрам в Москве

Москва не в силах погасить пожар противостояния коренного населения и приезжих с Кавказа и из Средней Азии. Его разжигают феодальная отсталость гостей города, острая форма общероссийской ксенофобии и вечная русская беда - чиновничья коррупция, - пишет Наталия Мечетная в №43 журнала Корреспондент от 1 ноября 2013 года.

После погрома в Западном Бирюлеве в российской столице по-прежнему неспокойно. Острота противостояния представителей титульной нации и приезжих проявляется не только в ежедневных мелких инцидентах, но и в более значимых событиях, нагнетающих обстановку в мегаполисе. Тому пример - недавняя акция Белый вагон в московском метро, участники которой перекрыли вход в поезд для кавказцев, а затем, скандируя “Убивай!”, устроили драку в одном из вагонов.

Скандальная акция - лишь эхо событий, ставших топ-новостью для большинства мировых информационных агентств. Так называемый народный сход, произошедший 13 октября в наиболее депрессивном и бедном районе Москвы, Западном Бирюлеве, превратился в массовый погром торгового центра Бирюза и овощебазы, где работали преимущественно кавказцы и выходцы из стран Средней Азии.

 

Русскому бунту предшествовало еще одно неоднозначное событие: в конце лета в другом районе Белокаменной, Гольянове, появился палаточный городок, который либерально настроенная русская интеллигенция окрестила концлагерем для приезжих. Там поселили несколько сотен нелегальных мигрантов, задержанных в ходе облав на рынках.

Люди жаловались на плохое питание и нечеловеческие условия в городке. К тому же, по их словам, представители ОМОНа организовали поборы: к примеру, за десять минут подзарядки телефона они требовали с небогатых обитателей лагеря 50 руб. (около 13 грн.). Отчасти под давлением общественности скандальный лагерь был закрыт.

Облавы на гастарбайтеров и противостояние между русскими и представителями нетитульных национальностей возникли не на пустом месте. Этнический и религиозный состав РФ и, в первую очередь, российской столицы давно меняется, в значительной степени - за счет огромного числа мигрантов из стран Средней Азии. Поэтому убийство кавказцем этнического русского Егора Щербакова и последовавшие затем погромы в Бирюлеве только обнажили проблему, отмечает Дэниел Пайпс, американский аналитик и президент общественной организации Ближневосточный форум в США.

Эти самые чужаки отличаются не только типом лица, но и поведением, которое раздражает коренное население.
Павел Салин, директор российского Центра политологических исследований Финансового университета

По данным российской Федеральной миграционной службы, в 12-миллионной столице РФ проживают более 1,3 млн нелегалов. Однако эту цифру эксперты считают заниженной, так как она учитывает тех приезжих, кто встал на учет. Недавно вице-премьер Дмитрий Козак заявил, что с начала 2013 года в Москву въехали около 3,3 млн рабочих-мигрантов.

Согласно данным ООН, в целом Российская Федерация занимает второе место в мире по количеству мигрантов: их число достигло 11 млн человек. На первом месте - США, на территории которых находятся 45,8 млн нелегалов. На третьем - Германия с ее 9,8 млн.

Проблема изменения состава населения РФ имеет два измерения, рассуждает Павел Салин, директор российского Центра политологических исследований Финансового университета, - конфессиональное, заключающееся главным образом в исламизации населения РФ, и этническое.

Если брать конфессиональное, то проблему аналитик видит не столько в росте числа мусульман, сколько в радикализации исламского сообщества страны. И хотя экстремистами является лишь небольшая часть мусульман, в силу того, что они исповедуют радикальные методы для пропаганды своих идей, это вызывает широкий резонанс и часто приводит к кровопролитию.

“Этническое изменение - это увеличение в России, особенно в Москве, числа людей, отличающихся визуально. То есть тех, кто бросается в глаза и не воспринимается как “свои”, - говорит Салин Корреспонденту. По его словам, эти самые чужаки отличаются не только типом лица, но и поведением, которое раздражает коренное население. Именно это раздражение и приводит к погромам наподобие того, что случился в Бирюлеве.

Мигрантский котел

Подвал многоквартирного дома, где живет московский журналист Иван Яковина, не пустует: там квартируют десятки киргизов.

“Никто не знает, что они там делают, не болеют ли, не разводят ли тараканов, нет ли среди них исламистов”, - рассказывает Яковина Корреспонденту.

Обсуждая тему межэтнического противостояния в его родном городе, журналист вспоминает, как однажды ему пришлось прикинуться иностранцем, чтобы отвязаться от агрессивно настроенного кавказца, подошедшего к нему в подземном переходе.

По мнению Яковины, среднеазиатские режимы построили у себя “дремучий феодализм” с соответствующими порядками, системой общественных отношений, “и даже лучший человек, выросший в этих условиях”, попав в современную Москву, будет отчасти неадекватен. Представления этого приезжего о плохом, хорошем, допустимом и запретном существенно отличаются, считает журналист.

Среднеазиатские режимы построили у себя “дремучий феодализм” с соответствующими порядками, системой общественных отношений, “и даже лучший человек, выросший в этих условиях”, попав в современную Москву, будет отчасти неадекватен.
Иван Яковина, журналист

Российские СМИ пестрят заголовками, подобно сводкам с фронта, информирующими местное население о преступлениях и нарушениях, совершенных приезжими, а также о “резиновых” квартирах, в которых зарегистрированы десятки “инородцев”, “иноверцев” и “гастарбайтеров”.

“Мигрант спас человека в Москве”, - с откровенной насмешки начиналась новость на российских порталах о том, как гражданин Таджикистана вынес ребенка из горящей квартиры.

Хотя эксперты настаивают: говорить о том, что Москву действительно захлестнула волна преступлений, совершаемых нелегалами, о чем твердят радикально настроенные горожане, не стоит. По статистике, которую недавно озвучил глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский, в последнее время москвичи совершают в столице 52% преступлений, а иногородние - соответственно, 48%. Под иногородними подразумеваются как иностранцы, так и приезжие из других регионов страны. Собственно иностранцами из этих 48% совершено 20% преступлений.

В России градус национализма и религиозной ненависти гораздо выше, чем в западноевропейских странах, делится наблюдениями Антон Шеховцов, научный сотрудник исследовательской группы Радикализм и новые медиатехнологии Нортгемптонского университета.

Также ученый называет плачевной российскую ситуацию как с расизмом, так и с миграционной политикой, в особенности по сравнению с Западной Европой. Несмотря на все проблемы, в странах ЕС миграция контролируется, в России же внятное специальное законодательство отсутствует.

“Бирюлево не является ни первым, ни последним погромом в России”, - констатирует Шеховцов в комментарии Корреспонденту,

Российский тележурналист Павел Селин, автор ряда программ об иностранцах и русских националистах в разговоре с изданием подчеркивает: за счет трудовых мигрантов живет огромное количество российских чиновников, которым выгодно, чтобы гастарбайтеры были как можно бесправнее.

“Чем больше эти люди защищены законом, тем меньше взяток получают чиновники”, - подчеркивает журналист.

Многим москвичам отлично известно, что по документам за работу, которую часто выполняют нелегалы, платят хорошо: к примеру, убирая несколько дворов, можно заработать более $ 1 тыс. в месяц.

За счет трудовых мигрантов живет огромное количество российских чиновников, которым выгодно, чтобы гастарбайтеры были как можно бесправнее
Тележурналист Павел Селин

“Но устроиться на такую работу, не будучи безграмотным приезжим, невозможно”, - иронизирует Яковина.

Чиновники берут на такие места бесправных мигрантов, у которых можно безнаказанно отбирать минимум половину зарплаты, и в действительности “гостистолицы” выполняют тяжелую работу за смешные по московским меркам деньги.

У нелегалов своя правда. По данным Федерации мигрантов России, в столице около 2,5 млн низкооплачиваемых рабочих мест, непривлекательных ни для москвичей, ни для жителей области. На это количество вакансий российским организациям выдается 180 тыс. разрешений на работу - так называемых квот для мигрантов. Таким образом, государство само плодит нелегальных работников.

О том, что коренные жители Белокаменной не спешат брать в руки метлу, свидетельствуют многочисленные объявления ЖЭКов, ищущих дворников и сантехников, появившиеся, когда часть приезжих покинули Москву после событий в Бирюлеве.

Предпогромное состояние

После бирюлевского погрома известный оппозиционер Алексей Навальный на сайте Российской общественной инициативы начал сбор подписей за введение визового режима с Таджикистаном, Узбекистаном, Кыргызстаном, Казахстаном, Туркменистаном, Арменией и Азербайджаном.

В своей инициативе Навальный опирается на данные опроса общественного мнения, проведенного Левада-Центром, согласно которым, 84% россиян положительно относятся к идее визового режима с этими странами.

Недружественно настроены россияне и к выходцам с Кавказа, находящегося в составе РФ. После событий в Бирюлеве директор Левада-Центра Лев Гудков отметил, что Кавказ в последнее время все меньше воспринимается как часть России, а лозунг “хватит кормить Кавказ” поддерживают свыше половины граждан (более 50% опрашиваемых).

Гудков считает, что уровень ксенофобии в обществе очень высок и Россия находится в предпогромном состоянии: вопрос лишь в том, где рванет.

Но далеко не все опрошенные Корреспондентом жители Белокаменной видят опасность в инородцах. К примеру, Нина Пабауская полагает, что народные выступления связаны прежде всего с неустроенной жизнью самих москвичей - недаром волна протестов прокатилась по беднейшим районам.

“Люди устали от бедной жизни и ищут виноватого вокруг себя, ищут того, на ком бы сорвать зло. Трудовые мигранты по ряду причин очень заметны, поэтому они первыми попадают в поле зрения, плюс они довольно беззащитны с юридической точки зрения”, - говорит Пабауская. Она напоминает, что акции наподобие Белого вагона проводятся группками маргиналов и вызывают возмущение многих москвичей.

Люди устали от бедной жизни и ищут виноватого вокруг себя, ищут того, на ком бы сорвать зло. Трудовые мигранты по ряду причин очень заметны, поэтому они первыми попадают в поле зрения, плюс они довольно беззащитны с юридической точки зрения

В целом проблема с нелегалами, обострившаяся сейчас в РФ, не что иное, как прямое наследие имперской политики, говорят эксперты. По мнению Шеховцова, российские власти исповедуют империализм, который также можно назвать геополитическим национализмом. Сохранение безвизового режима со среднеазиатскими странами, входящими в СНГ, свидетельствует о стремлении Кремля удержать эти государства в своей орбите влияния.

Однако введение визового режима смогло бы значительно уменьшить остроту проблемы, уверен, в свою очередь, Салин. То есть если будет внедрен институт трудовых виз, мигранты будут въезжать под конкретный заказ со стороны российского работодателя.

К тому же у России есть огромный потенциал внутренних мигрантов. Безработные жители депрессивных моногородов, в которых закрылись предприятия, могли бы приехать в Москву и работать дворниками, но создать программу расселения моногородов и привлечения трудовой силы оттуда очень сложно, тогда как система поставки нелегалов извне уже налажена.

И наконец, чтобы снизить общественный накал, необходимо покончить с коррупцией и всеми теневыми схемами с участием приезжих, в которые вовлечены прежде всего мелкие чиновники и полицейские, “крышующие” нелегалов, завершает Салин.

***

Этот материал опубликован в №43 журнала Корреспондент от 1 ноября 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.       

ТЕГИ: РоссияксенофобияМоскважурнал Корреспондентмигрантыгастарбайтеры
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии