"Европейский Союз расширяется на восток, а там все растет разница между самыми бедными и самыми богатыми странами бывшего коммунистического блока", - пишет Стефан Вагстил, The Financial Times, Великобритания.
С расширением Европейского Союза 1 мая этого года политический и экономический ландшафт Центральной и Восточной Европы изменился до неузнаваемости. После того, как первые страны бывшего коммунистического блока вошли в Европейский Союз, в регионе образовалось три класса государств.
Во-первых, это восемь новых стран-членов ЕС, чья территория тянется по всей Центральной Европе от Средиземного моря до Балтийского. Во-вторых, такие страны, как Румыния и Болгария, планирующие войти в ЕС в течение следующих нескольких лет, и такие, как Албания, у которых будет возможность присоединиться позже. Ну, и в-третьих, такие страны - во главе с Россией, - у которых в обозримом будущем практически нет перспективы стать членом ЕС.
В появлении этого разделения нет ничего удивительного, поскольку Союз уже давно четко обозначил стратегию расширения. Однако проведение ее в жизнь родило новые острые противоречия на этих границах.
У двадцати семи стран, составляющих этот регион, много общего, и одна из самых важных черт, характерных для них - коммунистическое прошлое и порожденная им смесь гнева, безразличия и ностальгии населения.
У большинства из них присутствует желание привлекать западный капитал, технику и управленческие технологии, однако условия, в которых работают западные компании, одинаковы далеко не везде.
- Для этих стран очень важно продолжать привлекать инвестиции, чтобы образовывались рабочие места, и как можно больше денег шло в доход государства, - считает президент образованного несколькими странами регионального Европейского банка реконструкции и развития Жан Лемьер.
В целом страны Центральной и Восточной Европы показывают быстрый экономический рост, причем в более крупных странах региона, таких, как Россия, Украина и Польша, прогноз роста валового внутреннего продукта особенно высок. В этом году, по прогнозам, общий ВВП этого региона вырастет на 6 процентов, в то время как в Западной Европе он будет составлять 2 процента, в Северной Америке - 4-4,5 процента, а в Азиатско-Тихоокеанском регионе - 5 процентов. В Украине за 2004 год рост прогнозируется на уровне 12 процентов, что ставит ее на высокое место в списке самых быстро развивающихся стран мира.
Поскольку экономисты предсказывают, что еще в течение некоторого времени цифры роста буду оставаться высокими, в регион активно вкладывают капиталы различные многонациональные компании.
В этом году ожидается выправление ситуации с прямыми иностранными инвестициями, объем которых снизился в прошлом году вследствие рецессии мировой экономики и снижения количества приватизируемых крупных предприятий. В новых странах ЕС инвестиции чаще всего вкладываются в производство экспортно-ориентированных товаров "с нуля". В Юго-Восточной Европе до сих пор большое значение имеет приватизация предприятий, а в России наблюдается всплеск инвестиций в освоение природных ресурсов.
И все же эта общность не может прикрыть все растущую разницу между тремя субрегионами, на которые поделился бывший коммунистический лагерь.
От иностранных инвестиций выиграла больше всего западная его часть, то есть страны, вошедшие в ЕС, так как многонациональные корпорации активно инвестировали в них в ожидании расширения Союза.
Многие из них сейчас углубляют свое присутствие, поощряя перенос туда же производственных мощностей своих поставщиков или выбирая поставщиков из числа местных производителей. На регион также накатывается волна инвестиций в бизнес-обслуживание - в Чехии и других странах некоторые корпорации обустраивают свои европейские центры учета и выполнения других служебных функций. По словам представителя поставщика менеджерских услуг Accenture, "здесь мы пока находимся только в начальной точке развития".
Также новые члены ЕС рассчитывают на продолжение роста вследствие дальнейшей интеграции с экономикой более богатых государств Западной Европы, что означает более активную торговлю с ними.
После их принятия в ЕС намечается рост экспорта их сельскохозяйственной продукции в Западную Европу, который до расширения Европейского Союза был существенно ограничен. Серьезным экономическим стимулом, без сомнения, станет и помощь со стороны ЕС своим новым членам, которую планируется увеличить втрое. Особенно сильно ее почувствуют в сельских областях, на которые будет распространяться положения Общей сельскохозяйственной политики ЕС.
Однако чтобы максимально полно использовать преимущества от вступления в ЕС, странам Центральной Европы предстоит решить несколько серьезных задач. Их правительствам предстоит проводить дальнейшие экономические реформы, чтобы полностью модернизировать экономику каждой страны.
Не все в этих странах легко перенесли продолжительные социально-экономические преобразования, что всегда проявляется в момент голосования. В Польше, Чехии и Венгрии с 1 мая сменились премьер-министры, и правящим партиям оказалось нелегко сохранить поддержку в народе.
По мере готовности в зону евро будут включены все новые члены Европейского Союза. Но пока только Эстония, Литва и Словения привязали курс своих валют к курсу евро - своеобразный тамбур на пути к внедрению обращения единой валюты, - и ожидается, что они полностью войдут в зону евро примерно в 2007 году. А более крупные страны, Чехия, Венгрия и Польша, у которых высокий дефицит бюджета, скорее всего, не введут евро до 2010 года.
На юго-востоке Европы государства, которые в будущем, возможно, также станут членами ЕС, следуют тем же курсом рыночных реформ европейской ориентации, что и страны Центральной Европы. Но часто на их пути встают гораздо более серьезные трудности - например, в западной части Балкан это последствия войн, проходивших на территории Югославии все 90-е годы.
После последнего конфликта, косовского кризиса 1999 года, экономический рост наконец-то пошел вверх. На Балканах наконец-то началась программа приватизации предприятий, и в страны региона потек иностранный капитал. Однако, если не брать Хорватию, на которую работает ее туристический потенциал, в расчете на душу населения объем иностранных инвестиций остаются на значительно более низком уровне, нежели в Центральной Европе.
В Румынии, самой большой стране Юго-Восточной Европы, со свержением коммунистического режима диктатора Николае Чаушеску и с приходом к власти левоцентристского правительства впервые наступил продолжительный период политической стабильности и экономического роста.
Министры румынского правительства всеми силами стараются доказать, что страна готова к вступлению в ЕС одновременно с соседней Болгарией, то есть в 2007 году.
На востоке Европы в экономической деятельности преобладает освоение запасов нефти и газа в таких богатых этим сырьем странах, как Россия, Казахстан и Азербайджан. В России экономический рост, начавшийся после финансового кризиса 1998 года, пока не останавливается, и прогноз роста ВВП на 2004 год составляет 7 процентов.
И все же Кремлю нелегко будет преодолеть последствия неразберихи, начавшейся вследствие судебного процесса над нефтяной компанией "ЮКОС" и ее основателем Михаилом Ходорковским, которого привлекли к суду за мошенничество. Компания балансирует на грани банкротства под бременем огромных налоговых претензий, и пока государство никак не может решить, что с ней сделать - раздробить на части, национализировать или подать другим нефтяникам.
К тому же президент России Владимир Путин не торопится ни приватизировать другие запланированные к приватизации предприятия, в том числе Внешторгбанк, ни проводить дальнейшие реформы в своем неэффективно работающем топливно-энергетическом секторе. Да и российские компании с прошлого года увеличили чистый экспорт капитала. Видя события, происходящие с "ЮКОСом", они теперь предпочитают держать свои деньги за границей. Однако бреши, оставляемые русскими и иностранцами, уходящими с рынка, мгновенно заполняются другими инвестициями с Запада. По мнению господина Лемьера, "интерес вкладывать деньги в Россию остается высоким".
Экономический рост в России стимулировал спрос в соседних государствах, в частности, в Украине, которая наконец-то компенсирует долгий экономический простой 90-x годов.
Инвестиции растут как за счет местного бизнеса, так и за счет западного капитала, но многие еще ждут президентских выборов в ноябре, которые, как они надеются, внесут ясность в экономическую политику после схода с политической арены действующего президента Леонида Кучмы.
По южной границе бывшего Советского Союза тянется пояс бедных стран, от Молдовы до Таджикистана. Они задыхаются под грузом слабости государства, преступности и коррупции, и их проблемам пока не удается найти никакого решения. Только в Грузии недавние президентские выборы, в результате которых ветерана Эдуарда Шеварднадзе сменил на посту президента Михаил Саакашвили, принесли людям надежду на то, что дело сдвинется с мертвой точки.