"Может ли бывший премьер-министр Михаил Касьянов стать ответом России на украинского Виктора Ющенко?", - пишет Питер Лавелль, Washington Times, США.
Похоже, что на это надеются многие на Западе и в России. Хотя надежда не отменяет многих факторов, мешающих возвращению этой персоны в большую политику, смелая инициатива Касьянова направлена на изменение российского политического пейзажа.
Сделанное Касьяновым в прошлый вторник заявление об имеющихся у него президентских амбициях было шедевром пиара. Президент России Владимир Путин находился в Братиславе, где, наряду с другими темами, обсуждалось состояние российской демократии.
Заявление Касьянова: "Важно не то, кто будет избран в 2008 году, но то, что этот человек, кто бы он ни был, должен повести Россию по пути уважения демократических ценностей", - прозвучало как открытый вызов Кремлю.
Заявление Касьянова: " Важно не то, кто будет избран в 2008 году. Важно, чтобы этот человек возглавил движение к демократическим ценностям", - прозвучало как открытый вызов Кремлю.
Во-первых, было четко заявлено, что президентом в 2008 году станет не Путин.
Во-вторых, слова "возглавил движение" подразумевали призыв ко многим, если не ко всем, противникам Кремля.
В-третьих, волшебные слова "к демократическим ценностям" были явно заготовлены для западного потребителя.
В-четвертых, предлог "к" был использован не случайно, поскольку подразумевался процесс, а не мгновенный результат.
Приятно видеть российского политика, владеющего навыками пиара. Но откуда берутся эти навыки? Касьянов просто опытный политик? Возможно, но есть и другие аспекты: визит Касьянова в Вашингтон в ноябре прошлого года и оранжевый цвет.
Мы должны признать, что Касьянов или кто-то другой создал его пиар-команду для западной аудитории. В Вашингтоне Касьянов мог просто подавать себя как ответ России на украинского Виктора Ющенко. Это было легко, поскольку те, кто стоит за антироссийской кампанией в СМИ, хотят найти российского Ющенко, и Касьянов просто появился вовремя.
Теперь, имея опору в США, а следовательно - в СМИ, с чем Касьянов обращается к российской оппозиции? По Москве ходят слухи, что Касьянов осторожно зондирует почву с лидерами либерально-консервативных партий, "Яблока" и Союза правых сил. Но это не так - и "Яблоко", и СПС уже ведут с Касьяновым конструктивный диалог.
Следить за тем, как российские либералы продолжают свое патологическое шоу, занимаясь садомазохизмом, уже не смешно.
Трудно представить себе, что Касьянов пойдет пропустить стаканчик с такими, как коммунист Геннадий Зюганов, националисты Дмитрий Рогозин и Владимир Жириновский. Но как знать. Умным политикам всегда хочется знать, кто участвует в игре, кто готов заключить альянс, кто подает сигналы.
Все интересуются гамбитом Касьянова - не для того, чтобы ему помочь, а для того, чтобы понять свое отношение к его кампании, тогда как Зюганов и Рогозин уже побежали в Кремль "ябедничать на Касьянова".
Зюганов "побежит ябедничать": а чего Касьянов говорит, что для следующей кампании Кремль найдет кого-нибудь другого, Рогозин побежит, чтобы заключить новый договор с Кремлем.
Каков же план Касьянова?
- Касьянов попытается подать себя как политика, заслуживающего доверия, на фоне критики в адрес администрации Путина.
- Такой подход может оказаться конструктивным в случае с многими либералами, поддерживающими экономические реформы, но желающими, чтобы их проводили совсем по-другому. Конечно, многие из тех, кто "выиграл" от перехода России к рыночной экономике, могут покинуть кремлевский корабль, поскольку Касьянов способен послать такой сигнал - он, хотя бы по сравнению с нынешним правительством Михаила Фрадкова, был эффективным управленцем в период быстрого экономического выздоровления.
- Касьянов будет избегать прямой конфронтации с Кремлем, не желая отпугивать избирателей и, что еще важнее, стремясь повлиять на элиту в момент, когда Кремль вплотную подошел к вопросу о преемнике Путина. Режим Путина отнюдь не монолитен, слабых звеньев хватает.
Достаточно ли этого для победы? Пожалуй, нет, Касьянов - не Ющенко. Он не может воспроизвести стратегию Ющенко. Касьянова легко можно обвинить в причастности к коррупции, в создании и поддержке олигархического капитализма. Касьянов не может апеллировать к Западу так, как это делал Ющенко. Если он попытается, российские националисты устроят на Красной площади "коричневую революцию" и, возможно, прибегнут к насилию.
Украинская партийная система и парламент существенно отличаются от российских. Во многих отношениях украинские партии стоят на более высоком уровне развития. Наличие многопартийности порождает потребность в компромиссе. Украинская партийная система позволила лидерам партий вести переговоры об "оранжевой революции" за закрытыми дверями, осуществляя ее не только путем уличных демонстраций.
Есть еще вопрос о переходе России от президентской к парламентской республике. Касьянову придется иметь с этим дело. Возможно, это заставит его отказаться от президентских амбиций и добиваться возвращения на пост могущественного премьер-министра.
Касьянову легче иметь дело с нынешним институциональным устройством. Переход к парламентской республике заставит его обхаживать имеющиеся политические партии или создавать собственную. Создать партию для участия в общенациональных выборах с каждым месяцем все труднее. Любой из этих вариантов работает против притязаний Касьянова.
Повлияют ли притязания Касьянова на подход Кремля к операции "Преемник 2008"? Почти наверняка: да. Кремль может попытаться очернить Касьянова, напомнив о некоторых эпизодах, касающихся неоднозначных решений принятых им в 1990-е годы. Но это может оказаться контрпродуктивным, превратив Касьянова в символ демократии, лидера, объединяющего либералов и другие партии, оппозиционные Кремлю, как произошло с Ющенко, тоже бывшим премьер-министром.
Альтернативным и менее рискованным подходом для Кремля было бы подыгрывание чаяниям Касьянова и выдвижение кандидата из собственных рядов, достаточно либерального, чтобы его поддержала элита, которую представляет Касьянов. В такой ситуации возвращение Касьянова в большую политику было бы недолгим, но в долгосрочной перспективе имело бы смысл и для Кремля, и для гражданского общества.
Перевод Inopressa.Ru