UA
 

Известия: "Нельзя так ставить вопрос - если хочешь дружить с соседом справа, то должен поссориться с соседом слева". Интервью Порошенко

Известия,  26 апреля 2005, 11:15
0
390

О своих впечатлениях от общения с президентом России Владимиром Путиным, а также о судьбе российского флота в Крыму рассказал российской газете "Известия" секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Петр Порошенко. Интервью опубликовано 25 апреля под заголовком "Нельзя так ставить вопрос - если хочешь дружить с соседом справа, то должен поссориться с соседом слева".

"Путин прямо мне заявил, что мифа о том, что Россия хочет воссоздать СССР в той или иной форме, не существует. И я ему верю. У российского президента политика не расходится с делом", - так в кулуарах саммита ГУУАМ секретарь Совета безопасности Украины Петр Порошенко резюмировал спецкору "Известий" Наталье Ратиани свои впечатления от общения с российским президентом. О предложениях Украины по Приднестровскому урегулированию, судьбе Черноморского флота и другом Петр Порошенко рассказал в эксклюзивном интервью "Известиям".

- Необходимость урегулирования после победы "оранжевой революции" внутренних проблем на Украине не помешает полноценно включится в Приднестровский процесс?

- У Украины нет проблем внутреннего характера, которые бы помешали ей играть активную роль на международной арене. Нестабильность в Приднестровье для нас не только международная, но и внутренняя проблема. Всегда источник, который связан с контрабандой оружия, наркотиков, незаконной миграцией, плохо сказывается на имидже страны-соседа. А на территории Приднестровья несколько десятков тысяч граждан Украины.

Я не вижу, кто против того, чтобы в этом регионе была стабильность. Россия также "за" и на словах, и на деле. Я имел возможность общаться с президентом России - у Владимира Путина очень серьезная политика, которая не расходится с делом. Его заявление было совершенно однозначным - Россия готова на серьезные компромиссы для достижения стабильности в этом регионе.

- Компромиссы вам в Кремле раскрыли?

- Это будет политика взаимных уступок для принятия приемлемого для всех решения. Это достигается путем прямых переговоров, которые не ведутся уже четыре года. (В ноябре 2003 года в Кишиневе президент Молдавии Владимир Воронин не подписал так называемый меморандум Козака, разработанный в Москве. - "Известия"). Наша позиция исходит из интересов нашей национальной безопасности. Мы предлагаем максимально активизировать процесс и объединить усилия и государств-гарантов (Украина, Россия, ОБСЕ), и участников формата (Молдавия - Приднестровье), а также людей, живущих в этом регионе.

Мы бы сейчас ни в коем случае не хотели определять ни статус участников переговоров, ни их формат. Мы предлагаем на базе наших предложений попытаться сесть за стол переговоров. Их участниками могут быть и Россия, и США, и Европа.

(В Кишиневе Ющенко предложил провести в Приднестровье демократические выборы в Верховный совет, наблюдать за которыми будут представители ОБСЕ, США и России. Украина готова выступить гарантом того, что Евросоюз окажет содействие в урегулировании конфликта. Нынешний формат миротворцев предлагается расширить за счет украинских военных и сделать его под эгидой ОБСЕ, допустить наблюдателей на предприятия ВПК, а также создать краткосрочную миссию под эгидой ОБСЕ на территории Украины для контроля грузов и людей, перемещающихся через украинско-молдавскую границу. Москва и Тирасполь позитивно отреагировали на эти предложения, а Молдавия обещала детально их изучить. - "Известия").

- 8 мая в Москве будет подписан план "Ющенко-Путин"? Какие вопросы в нем самые чувствительные?

- Процесс охлаждения между Украиной и Россией закончился в день встречи Ющенко с Путиным. У нас накопился комплекс проблем за годы, когда политической воли решать их не было. Надо сейчас сесть и решить их потихоньку. Нерешаемых и болезненных проблем нет. Есть проблемы, которыми надо заниматься - от комплексных проблем Черноморского флота до демаркации границы.

Что касается Черноморского флота, есть договор между Украиной и Россией - по нему до 2017 года в Севастополе будет находиться флот России. Украина свято выполняет взятые на себя обязательства. Мы предлагаем начать обсуждать то, что будет через двенадцать лет.

- Чтобы избежать печального опыта Грузии и Молдавии?

- У нас нет печального опыта - есть позитивный опыт. Это не росчерк пера - это судьбы людей, которые там живут, это вопросы возможного перебазирования, инвестиций, инвентаризации земель, картография, социально-экономическое развитие региона. Это вопросы текущей ротации кораблей, которые в том числе сегодня поднимает и Россия. Вопрос передачи нам на баланс навигационного оборудования - Украина отвечает за безопасность мореплавания в регионе. Эти вопросы годами не обсуждались. Гражданин Севастополя заинтересован в том, чтобы его местожительство было максимально комфортным независимо от того, у кого оно будет на балансе, - у российского Черноморского флота или у горисполкома Севастополя.

- Украина вместе с другими странами ГУУАМ в Кишиневе заявила о стремлении к созданию зоны свободной торговли. Значит ли это, что Единое экономическое пространство (ЕЭП) потеряло для вас привлекательность?

- Зона свободной торговли - единая тарифная сквозная политика: в рамках этого будет сделано то, на что до сих пор не могли выйти ни в СНГ, ни в ЕЭП, ни в ЕврАзЭС. В Кишиневе было поручено создать сквозную группу для создания сквозного тарифа - чтобы Молдавия через территорию Украины, Грузии, Азербайджана могла продавать, условно говоря, в Иран свою продукцию. А Азербайджан имел доступ в Румынию. Я глубоко убежден при этом, что возможности для ЕЭП не исчерпаны. Сегодня сотрудничество в рамках ЕЭП отвечает не только национальным стратегическим интересам России, но и, как это ни парадоксально, национальным стратегическим интересам Украины. И в транзитной политике, и в вопросах поставок энергоносителей, свободной торговли и согласованной тарифной политики можно найти приемлемое решение, но без создания наднациональных органов. Почему обязательно надо ставить какие-то условия, которые ломают эти договоренности, а не выходить на компромиссы, которые эти договоренности строят? Это же относится и к сегодняшним позициям по Приднестровью.

Нельзя так сегодня ставить вопрос - если ты хочешь дружить с соседом справа, то должен поссориться с соседом слева. Мне неизвестны интеграционные процессы, которые бы говорили о том, что, если вы вступаете в ГУУАМ, не забудьте выйти из СНГ.

- Как может отразиться на России подписанный в Вильнюсе план реформ, подготавливающих Украину к вступлению в НАТО?

- Сроки, интенсивность, глубина диалога с НАТО зависят от многих обстоятельств. Ни в коем случае я не стал бы противопоставлять его нашему стратегическому диалогу с Россией. Сергей Лавров тоже подписал соглашение с НАТО о статусе сил. Почему наше соглашение с НАТО - противопоставление, а договоренности России с альянсом - это о’кей? Почему наше соглашение с ЕС - это что-то направленное против России, СНГ, ЕЭП, а соглашение того же содержания Россия - ЕС (четыре дорожные карты), которое планируется подписать, - это нормально?

Я нашел в Москве с российским руководством совместные подходы: нет противопоставления - можно одновременно развиваться в направлении евроинтеграции и сотрудничества с НАТО и подписывать программные документы ЕЭП.

ТЕГИ: ЕСГерманияМеркельБундестаг
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии