UA
 

Филарет Денисенко хочет 'открыть Украину для Папы Римского'

17 марта 2001, 15:26
0
205

Самозванный "патриарх Киевский и всея Руси-Украины" Филарет (Денисенко) дал интервью корреспонденту итальянской газеты "Репубблика". Интервью свидетельствует, что умопомрачительные тактические маневры Филарета продолжаются с удвоенной силой и энергией. Теперь глава украинских раскольников уже готов сделаться главным украинским филокатоликом, сообщает Страна.ru.

Нельзя не отметить, что расчет Филарета на благожелательное внимание конъюнктурной итальянской прессы оправдался.

"Решение радушно принять папу римского во время июньского визита папы Иоанна Павла II на Украину стоило украинскому патриарху Филарету обвинений в ереси, последовавших со стороны Русской Православной Церкви", - пишет итальянский журналист, интервью которого с Филаретом опубликовал "Коммерсант".

"Однако патриарх не боится грома и молнии Москвы. "Они все еще мыслят имперскими категориями, - говорит он, сидя за большим овальным столом в своем кабинете в патриархате, - и не понимают, что мир изменился".

Интересно, как итальянская газета противопоставляет Патриарха Алексия II и Филарета. "Для патриарха Московского и всея Руси Алексия II предстоящий визит папы на Украину является посягательством на целостность православной церкви. Филарет же, напротив, полагает, что православные украинцы таким образом получат возможность стать более открытыми миру".

Воистину, Филарет готовит праздник политкорректности в одной отдельно взятой украинской "юрисдикции", никем не признанной, но называющей себя Киевским патриархатом. Причем этот праздник политкорректности будет, видимо, выстроен в строгом соответствии с присущим Филаретом стилем "богословствования": что выгоднее для самосохранения, то и проповедуем.

Исторически не склонная к политкорректности (в карикатурном ее понимании, присущем многим на Западе) область православного богословия традиционно развивается по принципу "бережения Истины", а не оберегания лица, репутации, влияния и т.п.

Мало того, Филарет пытается дать едва ли не геополитическое обоснование спасительности и всепримиряющего потенциала папского визита на Украину. "Мне кажется, - говорит Филарет, - нет никаких оснований беспокоиться... Оппозиция, демократические силы не против визита папы на Украину. С другой стороны, президент сам заинтересован в этом визите, так как рассчитывает на моральную поддержку со стороны папы".

"Для Кучмы, - полагает Филарет, - было бы лучше всего, если бы те православные украинцы, которые подчиняются Московскому патриархату, не сопротивлялись приезду папы".

Явно не очень сведущий в вопросах церковной политики на Украине корреспондент итальянской газеты задает Филарету забавный вопрос:" - А вы не боитесь впасть в грех непослушания по отношению к Московскому патриархату? - Если уж я не побоялся отделиться от Москвы в начале 90-х и встать во главе Украинской православной церкви, то уж, конечно, и сейчас не побоюсь ослушаться патриарха Алексия II. Ведь мы являемся представителями народа Украины".

Как там с представительством от имени народа Украины, лучше было бы Филарету не рассуждать. Вся официальная непартийная статистика, кроме той, которой пользуется Филарет и его люди, однозначно свидетельствует: большинство православных Украины принадлежит к Украинской Православной Церкви Московского Патриархата - единственной бесспорно канонической православной юрисдикции на Украине.

Признавшись, что не боится католического присутствия на Украине и отметив, что образ Папы - это образ миротворца, Филарет переходит к любимой теме.

" - А в чем ошибка Алексия II? - Мне кажется, Москва ошибается в нескольких вещах. Первая ошибка: они считают, что смогут сохранить империю в третьем тысячелетии. Такова позиция некоторых российских политических кругов, на ней же стоит и патриархат. Второе заблуждение московской иерархии - ее уверенность, что можно отгородиться высокой стеной от католицизма, от новых идей, от всего мира. Между тем мы живем в особое время, когда традиционные границы постепенно исчезают. Взять, к примеру, Интернет, открывающий для любого человека доступ к любой информации. Пусть патриарх Алексий II физически ограждается от визита папы, но в информационном пространстве сделать ему этого не удастся. Нужно объяснять верующим, что встреча православного с католиком, иудеем или мусульманином не обязательно влечет за собой отказ православного от своей веры".

Да, бывает, что сильному духом православному не причинит вреда никакое общение, поскольку он не поступится святыней своей веры. Но верно и другое: раз оказавшись собеседником католиков, иудеев и мусульман (что, понятно, происходит и должно происходить сплошь и рядом в повседневной жизни), православный христианин легко может впасть в некритическое отрицание существующих в мире духовных разделений, а, как известно, "дурные сообщества развращают добрые нравы". Это сказал Апостол Павел. Правда, лично Филарету к "дурным сообществам" не привыкать.

Далее с удивительной для лица, называющего себя "православным иерархом", симпатией Филарет продолжает: "В мире глобализации нет места территориальным империям. Могут быть другие империи - экономические, информационные, военные... Но все они уже перешли национальные границы".

Это в то время когда большинство Предстоятелей Православных Церквей, не говоря о богословах, духовниках и верующем народе, непрестанно свидетельствуют о тех духовных опасностях, с которыми очевидным образом сопряжены процессы глобализации.

Наконец, Филарет, как мастер создания церковно-политических страшилок, разворачивает картину коварства Москвы. "Нам сообщили,- говорит Филарет, - что даже премьер-министр Касьянов во время своего визита в Италию, состоявшегося несколько недель назад, потребовал в Ватикане, чтобы папа не встречался с нами. Касьянов якобы предупредил Ватикан, что эта встреча может привести к разрыву экуменических отношений между Москвой и Ватиканом. Эти слова Касьянова на Украине были расценены как незаконное вмешательство". Жаль, что Касьянов едва ли в курсе того, что он, оказывается, оказывает на Украину анти-папское давление.

И наконец, "Филарет-историк" - еще одна непременная ипостась главного украинского раскольника. "Для нас визит папы - это историческое событие, сопоставимое со встречей папы Павла VI с патриархом Константинопольским Афинагором, состоявшейся, если не ошибаюсь, в 1964 году".

Филарет имеет в виду ту встречу, которая до сих пор - почти сорок лет прошло! - будоражит, скажем, афонских монахов и многих православных во всем мире. Филарет недаром вспоминает ту встречу. Носившая декларативно-протокольный характер, встреча Патриарха Афинагора и Папы Павла VI (созвавшего, кстати, знаменитый II Ватиканский Собор, главной заботой которого стала адаптация Католической Церкви к современности) вызвала в свое время немалое недоумение и смущение в православном, да и в католическом, мире.

Благодарение Богу, Филарет в православном мире никто, а то за соединением его с католиками дело бы не стало.

______________________________________________________

Полный текст интервью Филарета можно прочитать здесь.

 

ТЕГИ: Бровары
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии