UA
 

Тимошенко: «В тюрьме меня пытались отравить»

4 апреля 2001, 10:35
0
19

В первом после арестов своем интервью, которое экс-вице-премьер Юлия Тимошенко дала российской газете «Известия», она рассказала, что во время пребывания под арестом ее пытались отравить и применяли особо жесткий режим. Она связывает свой арест с намерениями участвовать в президентских выборах и провести референдум с вопросом об отставке действующего президента Леонида Кучмы.

Бывший вице-премьер Тимошенко освобождена из-под ареста. Теперь, после 42-дневной отсидки в киевской Лукьяновской тюрьме, она приобретает иной политический статус. Тимошенко в настоящее время организатор и дирижер всех дальнейших шагов оппозиции. От нее фактически зависит, пройдет ли всенародный референдум о досрочных перевыборах президента. На этой неделе Тимошенко собирает в Киеве все региональные силы, представляющие оппозицию. Они должны одобрить ее схему украинских перемен. Первое интервью Тимошенко после освобождения дала "Известиям". Она встретилась с нашим корреспондентом в больничной палате, в которую попала после пребывания в тюрьме.

- На Украине прошла информация о том, что в тюрьме вас пытались физически устранить. Это правда?

- Мы получили сообщение, что мое устранение было одобрено руководством. Меня пытались отравить. Я должна была умереть. Мне должны были дать отравленную воду. Адвокаты меня предупредили, что такое возможно. Я отказалась от воды. А потом выяснила, что и мои продукты, которые я сдавала в общий тюремный холодильник, переупакованы по-новому. Есть и пить я не решалась.

- Ваши соратники заявляют, что вы подвергались пыткам...

- Ко мне применяли особо жесткий режим. На меня "давили" физически и психологически. Не хочу все вспоминать в подробностях - я умирала, мне было больно, но я не могла получить даже болеутоляющие лекарства. Ко мне не допускали врачей, специализирующихся на моих проблемах, не разрешали свиданий, не позволяли получать передачи - то ежедневное питание, без которого не могла обойтись в силу тогдашнего состояния. Когда, идя по тюремному коридору под усиленным конвоем (четыре человека вместо одного) я встретилась глазами с моим мужем, он находился в том же изоляторе (муж Тимошенко был арестован шесть месяцев назад в рамках расследования дела возглавляемых им "Единых энергетических систем Украины". - Я.С.), его моментально перевели в тюрьму в Житомир. Меня водили на прогулки не по общей "арестантской тропе", а по подземным казематам, выстроенным еще в Екатерининские времена. Там не было света.

Делалось все, чтобы отрезать меня от информации. Она дозволялась в странных пределах: можно читать только проправительственные газеты. А если есть телевизор - смотреть лишь пропрезидентские каналы. Меня содержали вместе с женщиной по имени Ольга Скрипий, доверять ей я не могла. Мои действия постоянно отслеживались. Каждые 15 минут надзиратели изучали, чем я занята.

За все время, что я была в тюрьме, меня водили на допросы 3-4 раза. Вопросы, которые мне задавали следователи, были абсолютно пустыми. Я ранее предоставила им оправдательные документы и продолжаю утверждать: я не преступница, мне им нечего сказать. Затеянное против меня дело имеет политическую основу.

- Вы связываете арест с вашими планами участвовать в возможных досрочных президентских выборах:

- ...и с намерением организовать в стране референдум об отставке президента и досрочных перевыборах. Нынешние уличные акции не приведут к добровольной отставке Леонида Кучмы. У нас хватит сил, чтобы инициировать референдум и не допустить фальсификаций. Механизм сложен, но реален. По украинским законам мы обязаны создать инициативные группы в двух третях областей и собрать три миллиона подписей за проведение референдума. Затем Центризбирком должен их заверить, а президент - объявить референдум. По Конституции он не может этого не сделать. В противном случае и украинские граждане, и Запад получат документальное подтверждение отсутствия на Украине демократии. Это власти не могут себе позволить. После референдума не только пройдут перевыборы, но и будут ограничены права президента. Нынешняя Конституция предоставляет ему абсолютистскую власть.

- Ваш однопартиец и известный оппозиционер Александр Турчинов заявлял, что партия "Батькивщина" намерена пойти другим путем и, имея в руках записи майора Мельниченко, доказать в суде: итоги последних выборов подтасованы, нынешний президент нелегитимен.

- Мы имеем в виду все варианты. Сейчас я создаю штаб, который займется сбором всех материалов, подтверждающих, что результаты голосования на последних президентских выборах - поддельные. Это подтверждают и записи Мельниченко. У нас есть и другие факты. Мы будем доказывать свою правоту.

- В случае отставки президента власть переходит к премьеру. Его же, Виктора Ющенко, сейчас пытаются уволить, хотя "под него дают кредиты".

- Президент и рад бы убрать Ющенко, но не может. У премьера - имидж прогрессивного правителя. Завизировав указ о его отставке, президент подпишет себе приговор. Он лишится последней опоры и действительно должен будет уйти. Сейчас прорабатываются варианты, как отстранить Ющенко "чужими руками". Один из способов проверен на мне. Он называется: "увольнение по просьбе Генеральной прокуратуры в связи с открытием уголовного дела".

- Ваш соратник-премьер остается у власти, вы вышли из-под ареста, но пока не дали подписку о невыезде. Видимо, самое время покинуть страну и избежать общения с украинскими правоохранителями и властями.

- У меня есть три загранпаспорта с открытыми визами, но завтра я их сдам в прокуратуру. Я не вождь, который может руководить из-за границы. Я остаюсь.

С сегодняшнего дня начинает действовать штаб по подготовке выступлений оппозиции. В субботу в Киеве пройдет крупномасштабный съезд Форума национального спасения. На нем будут представители всех регионов. Буду предлагать им нашу новую программу. Начала писать ее еще в тюрьме. В ней не только ближайшие планы, но и "позитивная программа" развития Украины. Первые ее пункты - свобода СМИ и уравновешивание полномочий президента и парламента. Мы должны скоординировать усилия Форума и движений протеста "Украина без Кучмы" и "За правду", иначе украинская оппозиция упустит свой золотой шанс.

ТЕГИ: СПУХарьковМорозСеменюк-Самсоненкофлешмоб
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии