Российский "Коммерсант" посвящает свой материал об Украине началу курортного сезона в Крыму. "Бывшая всесоюзная здравница, а ныне украинская Автономная Республика Крым начинает сезон в последние годы никак не раньше 18 мая. В этот день по всему Крыму проходят манифестации крымских татар, отмечающих "массовыми беспорядками" очередную годовщину их депортации в 1944 году. Потом на все лето наступает относительный курортный покой", пишет автор статьи Сергей Петухов.
Небольшое увеличение числа российских отдыхающих в майские праздники мало влияет на курортную политику местной крымской и центральной киевской властей. Этот пик настолько незначителен, что в нынешнем году из Киева даже не дали обычную сезонную команду не беспокоить туристов из России лишними придирками на границе. В результате таможенники, которые по зимней привычке продолжают кормиться взятками от "челноков" и едущих из России на побывку домой украинских гастарбайтеров, могут учинить мирным отдыхающим унизительный обыск. В прошлом году в начале июня такое поведение украинских таможенников вызвало волну гневных публикаций в российской прессе. В Киеве поднялась легкая паника: скромный ручеек российских денег, текущий в Крым, мог оскудеть окончательно. Стражам украинской границы отдали приказ не грабить проезжающих, а крымской милиции -- закрывать глаза на отсутствие регистрации у "дикарей" из России. По-видимому, такая же ситуация повторится и в этом году, как только Черное море прогреется градусов до 18 и на Крым пойдет первая волна отдыхающих из России -- тех, кто предпочитает получить свою порцию ультрафиолета пораньше, чтобы к августу вернуться домой и грудью встретить очередные катаклизмы, ставшие для этого месяца обычными в последнее десятилетие.
Вообще-то отдыхающих из России в Крыму с каждым годом становится все меньше. Владельцы крымских здравниц компенсируют свои убытки вполне по-советски -- увеличивая цены. В результате желающих выложить $50-70 в сутки за двухместный номер с горячей водой находится мало. Заколдованный круг сужается, но разорвать его крымские турфирмы не в силах, у них нет свободных денег на то, чтобы придать своим услугам хотя бы вид цивилизованности. Основной транспорт на Южном берегу Крыма -- микроавтобусы, где за $0,5 толкаешь своими коленями колени соседа. Чтобы взять такси, надо приготовиться к долгому и скандальному торгу с водителем сильно подержанной машины. Организованные экскурсии сравнительно дешевы (в среднем $5 на человека). Любители горных маршрутов и скалолазания могут нанять за $10 проводника из местных спасателей. В разгар сезона все эти цены возрастут в полтора-два раза.
Пока идет подготовка к курортному сезону-2001, Крым посещают украинские и российские политики. Последним крупным российским туристом в Крыму был Юрий Лужков, который в майские праздники заложил в Севастополе первый камень очередного жилого дома для офицеров российского Черноморского флота. Градостроительную политику Юрия Лужкова украинские власти города Севастополя всячески приветствуют, потому что сразу по получении квартиры российские офицеры уходят в отставку и приписываются к местному военкомату, автоматически становясь офицерами запаса вооруженных сил Украины. Во время визита московского мэра на севастопольский рейд был выведен флагман ЧФ ракетный крейсер "Москва", на котором Юрий Лужков на несколько часов вышел в открытое море. Поход был без преувеличения настоящим подвигом, ведь крейсер, простоявший в капитальном ремонте девять лет, еще не прошел ходовые испытания. К счастью для гостей и хозяев, все завершилось благополучно. На военном аэродроме в Каче были подготовлены сразу три военно-транспортных самолета для полета мэра Москвы в Керчь, где планируется построить путепровод с Кубани. Накануне качинские летчики получили керосин и уникальную возможность немного потренироваться, чтобы вспомнить свое летное ремесло.
Из гражданских же самолетов в Крым из Москвы пока летает один "Ту" в день, а поезда в Крым и из Крыма идут полупустыми. Таким образом, нет смысла тратиться на двухместное купе СВ. Правда, свободные полки в вашем купе проводники могут заполнить неподъемными сумками и мешками с колониальными товарами, которые озабоченные дядечки кавказской внешности погрузят на каком-нибудь полустанке в Мелитопольской или Херсонской области и точно такие же дядечки примут на Курском вокзале в Москве. Например, корреспондент Ъ делил свое купе в вагоне #13 поезда #26 "Севастополь--Москва" с тремя центнерами мяса c мелитопольского мясокомбината. Мясо пересекло российскую границу без проверок на ящур или коровье бешенство и без каких-либо вопросов со стороны российской таможни.