Спортивный обозреватель российских "Известий" Дмитрий Навоша пишет о презденте донецкого футбольного клуба "Шахтер" Ринате Ахметове: "Ахметов в этом году - фигура речи в украинском футболе. Банкир и президент донецкого "Шахтера", он первым на Украине бросил реальный вызов монополии киевского "Динам".
Первым на всем постсоветском пространстве прошел в Лигу чемпионов с провинциальным, базирующимся вне Киева и Москвы, а также столичных денег клубом. Первым привез на одну шестую часть суши легионера мирового уровня - едва ли не самого перспективного на сегодняшний день нигерийца Джулиуса Агахову. Точной статистики не существует, но наверняка по инвестициям в футбол (игроки, тренеры, база, детско-юношеские структуры) "Шахтер" в последние годы оставил позади даже таких монстров, как киевское "Динамо", московские "Спартак" и "Локомотив". К краткому досье Ахметова раньше неизменно добавлялся возраст - ему всего 34. Теперь об этом вспоминают уже далеко не в первую очередь - за пять лет работы с командой президент "Шахтера" успел зарекомендовать себя со множества иных сторон. На протяжении всего периода его работы с клубом "Шахтер" неизменно шел по восходящей, однако понедельничная осечка в матче с ЦСКА, которая может стоить горнякам золотых медалей, открыла в Ахметове еще одно качество - умение держать удар. Менее чем через сутки после трагичной для "Шахтера" ничьей самый обсуждаемый футбольный президент нашел в себе силы для беседы с корреспондентом "Известий".
- Донбасс - край сильных и стойких людей, но вчера я, возможно, впервые здесь увидел слезы на глазах взрослых мужчин. Мое состояние адекватно состоянию этих болельщиков. Однако великие переживания бывают полезными, если они подводят тебя к верным решениям.
- Возможно, таким решением станет смена тренерского штаба? Надо полагать, что эта неудача приблизила Виктора Прокопенко к исчерпанию кредита вашего доверия?
- О кредитах я могу говорить, только когда рассуждаю о бизнесе, а не о внутриклубных взаимоотношениях: понятие доверия не терпит компромиссов и казенной лексики. Если ты доверяешь человеку - доверяй ему на все сто, не оскорбляй его сомнениями. Если не доверяешь - расставайся сегодня же. На данный момент я Прокопенко доверяю, и точка. Да, мы близки к тому, чтобы не выполнить задачу на сезон. Но чемпионство на Украине - это еще не предел наших мечтаний. "Шахтер" должен стать командой европейского уровня, и Прокопенко приблизил нас к этой цели, когда прошлой осенью вывел команду в групповой турнир Лиги чемпионов. На нынешний год перед клубом ставится аналогичная задача. И даже выше.
- Насколько выше?
- В прошлом году фактически главной целью нашего выступления в Лиге чемпионов было получение опыта. Хотя победа над "Арсеналом" и заработанные четыре миллиона долларов тоже стали хорошим моральным и материальным подспорьем. Можно сказать, что тот турнир начинал один "Шахтер", а заканчивал уже другой - более зрелый и классный. И только этот обогащенный опытом европейских успехов и неудач "Шахтер" мог обыграть "Динамо" в Киеве. Но теперь мы собираемся в Лигу не только за опытом.
- Этот поход будет предварен очередным укреплением?
- Наметившиеся проблемы в игре команды показывают, что оно не помешает. Нами прорабатываются варианты приобретения сильных иностранных футболистов на несколько позиций.
- Как вы оцениваете игру Джулиуса Агаховы - если смотреть на нее с высоты тех позиций, каковую предполагает рекордная 7-миллионная стоимость футболиста?
- Агахова пока только адаптируется в игре "Шахтера", но уже успел доставить нашим соперникам массу неприятных мгновений. И потом - ему еще только 18. Это приобретение будет очень рентабельным, вот увидите. О паре Агахова - Воробей еще будут говорить в Европе.
- В эти же дни в Донецк для подготовки материала о клубе приехал корреспондент "Financial Times", который искренне недоумевал, когда не рассмотрел в ваших футбольных инвестициях политической подоплеки.
- Я уже устал доказывать, что для меня футбол - не средство, а цель. Не хочу идти на бартер с болельщиками: мы вам команду, вы нам - голоса. И сам никак не вижу себя в политике: ею, на мой взгляд, должны заниматься профессионалы. Как там говорили раньше - спорт вне политики.
- Зато внутри экономики...
- Если я чего-то и недополучу в результате отказа от участия в политических разбирательствах - не страшно. Я умею зарабатывать деньги. В конечном счете, бескорыстные взаимоотношения с болельщиками важнее. И потом, политика - это не самое чистое дело в жизни.
- Футбол, как выясняется, - тоже. Десятый чемпионат Украины войдет в историю не только как самый упорный, но и как самый бесцеремонный в смысле методов борьбы.
- Не знаю, у кого поднимется рука бросить в нас камень. Могу лишь заверить, что я не поклонник высказывания Макиавелли "цель оправдывает средства". Футбол - это действо на зеленом поле, а когда оно переносится за кулисы, то перестает быть футболом. Чемпионат, в котором попадание в штангу считается голом, если в нее попал киевский динамовец, трудно назвать по-настоящему сильным и зрелищным. При горячем желании можно купить судью или соперника, но вы никогда не купите болельщика: после очередной сомнительной победы на сайте "Динамо" довелось прочитать высказывания киевских фанатов в духе, что победа, достигнутая таким путем, им не нужна... С другой стороны, я не склонен перекладывать все свое разочарование только на внешние обстоятельства. Превозмочь их, доказать приоритетность игры перед административными рычагами и келейностью было в наших силах. Но мы не сумели этого сделать.
- В какой-то степени, возможно, нынешнее золото было проиграно вами тогда, когда вопреки протестам "Шахтера" президентом Федерации футбола Украины стал Григорий Суркис...
- Моя позиция остается прежней: это был ошибочный шаг. Она базируется не на каком-то личном неприятии. Когда речь идет о государственных делах, не место личностным разбирательствам. Просто я убежден, что ключевой пост не должен занимать фактический владелец какого бы то ни было клуба - будь то "Динамо" или "Карпаты".
- Тем не менее украинскую ПФЛ возглавляет вице-президент "Шахтера" Равиль Сафиуллин.
- Бывший вице-президент. Сафиуллин являлся наемным работником, у него нет ни одной акции "Шахтера". Леннарт Юханссон, как известно, тоже когда-то трудился в одном из шведских клубов, что не помешало ему стать президентом УЕФА. В случае с Григорием Суркисом, хоть он и называется почетным президентом "Динамо", - все не так.
- В какой мере вы склонны увязывать судейские скандалы с деятельностью ФФУ?
- Безошибочное судейство - утопия, любой чемпионат мира и Европы вас в этом убедит. Ошибки в судействе допустимы, но в нем не должно быть преднамеренности и расчетов. У украинских судей они появились, когда при ошибке в пользу "Шахтера" судья стал рисковать пожизненной дисквалификацией, а при ошибке в пользу "Динамо" - символической одноматчевой. Все видели, что во втором тайме нашего вчерашнего матча с ЦСКА судья Онуфер остановил игру, чтобы назначить пенальти, а выбравшись из толчеи армейцев, указал уже на штрафной. Не хочу его осуждать: думаю, просто уровень давления оказался выше психологической готовности судьи. По дороге к "точке" он рассчитал или банально дрогнул: лучше ошибиться в эту сторону, чем в ту...
- А у вас есть уверенность, что злополучный пенальти был?
- Вся команда говорит об этом в один голос, но ребята естественным образом могут быть необъективны. Обязательно пересмотрю эпизод по видео. Если нарушения действительно не было - искренне поаплодирую этому судейскому решению, но отнюдь не тому, что он оставил без карточек избивших его игроков. В отличие от наших соперников, "Шахтер" в сомнительных победах не нуждается. Не представляю, как бы я радовался первому месту, если бы все вокруг говорили, что оно "липовое". А чемпионство мы еще обязательно выиграем. По-честному.