В Европе обеспокоены ситуацией, складывающейся вокруг украинских СМИ, пишет "Независимая газета". "Украина вновь оказалась в центре внимания. И вновь - в негативном свете. Снова в связи с преследованиями журналистов".
В Париже вдове Георгия Гонгадзе Мирославе вручили премию от ОБСЕ за вклад в развитие журналистики и демократии, которой Гонгадзе был удостоен посмертно, разделив ее со своим испанским коллегой Хосе Луисом Лопесом де Лакаллем, убитым в 2000 г. членами группировки ЭТА.
Накануне Мирослава Гонгадзе заявила журналистам: "Георгий боролся за свободу слова и права человека на Украине. Он мог бы еще много сделать, но его уничтожили. Однако он был тем, кто, если не жизнью, то своей смертью, вызвал изменения в сознании общества. Эта премия является достойной оценкой его деятельности".
Итак, несмотря на все попытки украинских властей предать "гонгадзегейт" забвению, мировое сообщество не желает успокаиваться, постоянно напоминая власть имущим в Киеве о необходимости доведения расследования до логического конца.
Кроме того, международная организация "Репортеры без границ" направила письмо на имя премьер-министра Анатолия Кинаха с просьбой о личном вмешательстве премьера в расследование обстоятельств нападения на директора телекомпании "ТОР" г.Славянска Донецкой области Игоря Александрова, которого в минувшую среду доставили в больницу с открытой черепно-мозговой травмой и множеством иных телесных повреждений. 3 июля около восьми утра Игорь Александров был обнаружен коллегами в офисе телекомпании лежащим в луже крови. Рядом валялись две бейсбольные биты.
Генеральный секретарь "Репортеров без границ" Робер Менар в своем обращении к Анатолию Кинаху, в частности, пишет: "Журналист, который уже был чрезмерно наказан украинским правосудием и который обжаловал это в Европейском суде по правам человека, сейчас находится между жизнью и смертью. Если Министерство внутренних дел и прокуратура захотят принять все необходимые меры, чтобы идентифицировать нападавших на Игоря Александрова, то расследование, несомненно, будет результативным. Мы просим вашего личного вмешательства для того, чтобы оба органа приняли решение бороться с насилием против прессы на Украине, которое достигло беспрецедентных в Европе масштабов".
Говоря о чрезмерном наказании со стороны украинского правосудия, г-н Менар имел в виду события 1998 г., когда против Игоря Александрова было возбуждено уголовное дело по факту оскорбления чести и достоинства народного депутата Украины Александра Лещинского, которого журналист в одной из своих программ назвал "водочным королем", а его бизнес - "несущим горе семьям". Суд запретил Александрову заниматься журналистикой в течение пяти лет. Однако в 2000 г. г-н Лещинский отозвал свое заявление, Александров же продолжал настаивать на отмене приговора суда и довел дело до рассмотрения в Европейском суде по правам человека.
К сожалению, пессимистические прогнозы врачей относительно совместимости с жизнью травм, полученных Александровым, оправдались. В субботу Игорь Александров скончался, пополнив мартиролог украинских журналистов, убитых за свою профессиональную деятельность.
Но и в случае с Александровым реакция правоохранительных органов удивительно напомнила ситуацию с Гонгадзе.
По информации интернет-издания "Украинская правда", спустя несколько часов после нападения на журналиста начальник городской милиции Славянска Михаил Слепанев заявил, что преступление не имеет под собой политической подоплеки. На следующий день версий было уже несколько. По мнению милиции, речь может идти о мести. Правда, за что мстили Александрову, не уточняется. Хотя ясно, что мстить могут по разным поводам, в том числе и в связи с журналистской работой. Тем более что Александров был известен в Славянске как человек, который боролся и с криминалитетом, и со злоупотреблениями в правоохранительных органах.
Добавим, что орудие мести никак не увязывается с реалиями небольшого города, который никак нельзя назвать центром украинского бейсбола.
Правда, в заказном характере нападения (теперь уже убийства) с самого начала не сомневались в Верховной Раде. В минувший четверг депутат Алексей Шеховцов заявил, что в парламенте будет создана временная следственная комиссия, которая станет контролировать расследование этого дела. По словам депутата, "ТОР" была единственной независимой телекомпанией в Славянске. В эфире часто появлялись представители оппозиции.
Итак, Украина вновь оказалась в центре внимания. И вновь - в негативном свете. Снова в связи с преследованиями журналистов. С учетом того, что страна вступает в активную фазу предвыборной борьбы, не исключено, что подобная практика может быть продолжена. Даже несмотря на то, что практически все СМИ (особенно электронные) находятся под административным контролем. Исключение на сегодня составляют лишь интернет-издания, где публикуется все то, что не может попасть ни в эфир, ни на страницы газет. И хотя Интернетом на Украине пользуется порядка 2% населения, власти видят в этих СМИ достаточно большую угрозу. Достаточно напомнить еще об одном скандале, который продолжается в Киеве. Речь идет о публикации в интернет-издании "Украина криминальная" (www.cripo.com.ua) серии материалов под общим названием "Из жизни Деркачей", в которых журналист Олег Ельцов рассказал о малоизвестных нюансах деятельности как бывшего главы СБУ Леонида Деркача, так и его сына - народного депутата Украины Андрея Деркача.
В ответ СБУ возбудила уголовное дело по факту разглашения сведений, составляющих государственную тайну, поскольку на сайте были размещены документы с грифом "Совершенно секретно". В квартире Ельцова был проведен обыск, а он сам несколько раз вызывался на допрос - правда, пока в качестве свидетеля. Однако дело приобрело неожиданный оборот, когда парламент дважды поддержал запрос в Генеральную прокуратуру и СБУ с требованием возбудить уголовное дело по фактам, изложенным в статьях.
Один из инициаторов запроса - депутат Григорий Омельченко говорит, что будет настаивать на возбуждении уголовного дела против фигурантов статьи Ельцова - Леонида и Андрея Деркачей, а также известного бизнесмена Вадима Рабиновича. Помимо этого депутат считает, что СБУ должна провести оперативное расследование по факту утечки секретных материалов. По мнению г-на Омельченко, отвечать за утечку должен не журналист, а те, кто ее допустил, предав гласности имена оперативных работников, которые готовили донесения о преступной деятельности бандитов транснационального характера, а теперь они "выведены под стволы".