"Россия прошла испытание трагедией Ту-154. Украина пока нет", пишет журналист российских "Известий" Максим Юсин. "Причастность украинцев к гибели над Черным морем российского Ту-154 практически доказана. И это создает принципиально новую ситуацию. Отношения между Россией и Украиной проходят самое серьезное испытание с момента распада Советского Союза десять лет назад".
Испытание проходит и политическая элита двух государств. Своего рода тест на цивилизованность. Скандал только раскручивается. Но некоторые выводы можно сделать уже сейчас.
Вывод первый и для нас, пожалуй, главный. Он касается России. С того самого момента, когда стало известно о катастрофе и "украинский след" признали основным, Москва ведет себя тактично, сдержанно, если не сказать доброжелательно по отношению к Киеву. Это, кстати, тоже был своего рода тест. Тест на то, считает ли сегодняшняя Россия сегодняшнюю Украину дружественным государством.
Представим на секунду, что трагическую ошибку совершили бы не украинские военные, а, скажем, грузинские или латвийские. Могли бы они рассчитывать на такое же снисхождение со стороны россиян? Да мы бы уже давно до Совета Безопасности ООН дошли.
А с Украиной все по-другому. Ни ультиматумов, ни гневных обличительных заявлений, ни попыток извлечь из трагедии политические выгоды. К провинившемуся соседу Кремль относится с явным сочувствием. Не поддается искушению уличить во лжи - публично, перед всем миром. Придет время, и украинцы, наверное, оценят эту деликатность.
Далеко не все в Киеве (да и, признаемся, в Москве) ее ожидали. То, как ведет себя Кремль в нынешней ситуации, может стать лучшим аргументом в споре с теми украинскими политиками, кто до сих пор боится "российского реваншизма", "имперских амбиций", кто не верит, что Москва излечилась от комплекса "старшей сестры", что она больше не таит обиду на самостийную соседку, чей неизбежный уход развалил в свое время Советский Союз.
А если бы все было наоборот? Если бы роли поменялись, если бы российская ракета сбила украинский самолет? Какую истерику подняли бы депутаты Верховной рады, какие заявления делали бы республиканские политики, как встрепенулись бы "друзья Украины" за рубежом, сколько обидных упреков пришлось бы нам выслушать, сколько ярлыков на нас навесили бы...
Но все было так, как было. Погиб российский самолет, а не украинский. И Россия не сорвалась на крик, не стала доводить дело до международного скандала, тест на цивилизованность прошла. Киевским политикам предоставили все возможности для того, чтобы спасти лицо, достойно выйти из положения. Воспользовались ли они этим шансом - другой вопрос. И не Москве его надо адресовать.
Второй вывод из черноморской трагедии касается Украины. Власти этой страны к испытанию оказались не готовы. Сбивчивые оправдания, противоречащие друг другу заявления, неуверенные клятвы, суета, нагромождение наспех придуманных версий. Администрация Леонида Кучмы - в который уже раз за последние годы - выставляет себя в жалком свете.
Но не все еще потеряно. Не так уж много требуется от Киева. Всего-навсего признать вину, покаяться, пообещать компенсации. И не просто пообещать (обещать украинские политики любят), а реально выплатить. Это нужно не России. Это нужно самой Украине. На кону - ее престиж. Она проходит тест на цивилизованность. И пока его не прошла. Трагедия Ту-154 станет для наших соседей тяжелым уроком. Таким же, каким стала для России катастрофа подводной лодки "Курск". В первые дни после гибели субмарины наши власти тоже вели себя так, что потом им долго приходилось краснеть.
Сегодня краснеют украинцы. Они в том же положении, что и россияне. И те и другие вышли из Советского Союза, из коммунистической системы с ее лицемерием и цинизмом. И тем и другим надо учиться цивилизованности. Просто одним жизнь чуть раньше преподала жестокие уроки. И они, похоже, эти уроки усвоили.