Фото: energoatom.info
Работа атомной отрасли будет парализована, считает Деркач
В Украине рассматривают дело о банкротстве стратегической отрасли, пишет в сегодняшнем номере Независимой газеты журналист Татьяна Ивженко.
В Украине началась беспрецедентная акция по банкротству государственной компании Энергоатом, которая является оператором 15 атомных блоков на всех украинских АЭС. Предварительные судебные слушания назначены на 2 июля. Скандал сразу же перешел в политическую плоскость, поскольку украинские политики подозревают друг друга в попытке теневой приватизации стратегической отрасли.
Скандал сразу же перешел в политическую плоскость, поскольку украинские политики подозревают друг друга в попытке теневой приватизации стратегической отрасли. |
Дело о банкротстве Энергоатома, возбужденное 3 июня Хозяйственным судом Киева, изначально выглядело как нонсенс. Во-первых, компания является крупнейшим производителем электроэнергии (свыше 50% совокупного производства). До сих пор официально было известно, что она прибыльна - выручка за прошлый год составила около 1,2 млрд. долл., чистая прибыль - более 65 млн. долл. Во-вторых, иски о банкротстве огромной компании подали некие ЗАО Укрспецресурс и ООО Промышленно-коммерческая фирма Энергоресурс. Общая сумма их требований составляла не более 300 тыс. долл., впоследствии суд присоединил к производству также исковое заявление ООО Энергия МК на сумму около 5 млн. долл.
Депутат от оппозиции Андрей Деркач, который ранее возглавлял Энергоатом, на днях анонсировал, что 2 июля появится еще одно исковое требование, в результате чего сумма финансовых претензий к Энергоатому возрастет примерно до 500 млн. долл. Это означает, что работа атомной отрасли будет парализована, прогнозирует Деркач, хотя все специалисты утверждают, что подобное невозможно.
Впрочем, украинская оппозиция, судя по всему, стремится отнюдь не к уничтожению атомной энергетики, а к смене менеджмента отрасли. Так, в среду депутаты от Партии регионов обратились в Генпрокуратуру с просьбой провести расследование ситуации. Деркач, а также его коллеги Инна Богословская и Владимир Сивкович заявили, что требуют отстранить от занимаемых должностей руководство Энергоатома и Минтопэнерго. Они привели ряд примеров о финансовых злоупотреблениях в крупнейшей государственной компании и сделали общий вывод о том, что незаконно выведенные из Энергоатома средства могут быть использованы для финансирования избирательной кампании Юлии Тимошенко.
Более того, депутаты-оппозиционеры предполагают, что именно соратники премьер-министра стали инициаторами дела о банкротстве Энергоатома. Противоречит этому тезису признание Деркача, что фирмы-истцы с 2000 года сотрудничали с государственной компанией. По логике вещей, это означает, что проблемы возникли не сейчас, а в то время, когда Энергоатомом руководил и сам Деркач. Этот факт, кстати, зарегистрирован и Главным контрольно-ревизионным управлением (ГлавКРУ), которое в прошлом году провело полную проверку Энергоатома. Однако члены Партии регионов сейчас требуют также отставки руководства ГлавКРУ.
Украинская оппозиция, судя по всему, стремится отнюдь не к уничтожению атомной энергетики, а к смене менеджмента отрасли. |
Советник Тимошенко, член парламентского комитета по ТЭКу Александр Гудыма уверен, что оппозиция пытается "перевернуть все с ног на голову". Он отмечает, что за провокацией в виде попытки обанкротить оператора всей атомной отрасли стоят люди, которые ранее руководили этой сферой и теперь пытаются избежать ответственности. Упоминание имени премьер-министра в контексте этого скандала Гудыма связывает только с желанием оппозиции отправить правительство в отставку. Еще один член парламентской комиссии по ТЭКу Юрий Костенко предлагает создать специальную следственную комиссию Верховной Рады, которая во всем разберется. "О банкротстве Энергоатома речь идти не может", - уверен он.
Пресс-секретарь государственной компании Илона Заец сказала НГ, что действия оппозиции - паника, связанная с тем, что новый руководитель компании Юрий Недашковский, назначенный на эту должность в июне, объявил о намерении проверить деятельность руководства Энергоатома с октября 2006-го по июнь 2008 года. В этот период атомную энергетику курировали представители нынешней оппозиции. За рамками политического скандала остался вопрос о том, почему процедура банкротства стратегической отрасли вообще стала возможной. Дело в том, что Конституционный суд Украины 22 мая отменил действие закона "О мерах, направленных на обеспечение стабильного функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса", запрещающего банкротить предприятия топливно-энергетического комплекса.
Все участники конфликта вокруг Энергоатома требуют от президента и премьер-министра лично вмешаться в ситуацию. |
Уже 3 июня Верховная Рада приняла, а президент подписал новый закон - с учетом замечаний Конституционного суда. Но за период с 22 мая по 3 июня, когда запрет на банкротство не действовал, несколько фирм успели подать иски к энергокомпаниям, в числе которых оказался Энергоатом. Сейчас запрет восстановлен. Как отмечают юристы, суд вправе принять решение, руководствуясь той законодательной ситуацией, которая существовала в момент подачи исков. Юрист компании "Песков и партнеры" Геннадий Песков пояснил finance.ua: "Если на момент возбуждения дела о банкротстве Энергоатома закон, запрещающий банкротство, не действовал, то суд вправе исключить какие-либо ссылки на этот закон". Специалисты считают, что попытка обанкротить крупное государственное предприятие ТЭКа может стать опасным прецедентом. Система финансовых отношений в отрасли сложна: поскольку расчеты проходят постоянно, то и система задолженностей существует постоянно. Если на этом основании объявлять компании банкротами, сфера ТЭКа превратится в хаос, уверен депутат Гудыма. Все участники конфликта вокруг Энергоатома требуют от президента и премьер-министра лично вмешаться в ситуацию.