Фото: Пресс-служба Президента
Ющенко и Тимошенко не хотят лично искать деньги на оплату России газового долга
Власти Украины пока не спешат рассчитываться с "Газпромом" за полученный газ. Сейчас ответственные лица в Киеве только приступили к увлекательному процессу выяснения - кто, кому и сколько должен, пишет журналист издание Российская газета Павел Дульман.
О поисках источников погашения задолженности речь пока не идет, слишком грустное это занятие на фоне кризиса по всем украинским фронтам.
Первым человеком на Украине, который, как ни странно, согласился с требованием президента России вернуть долг в размере 2,4 миллиарда долларов за уже поставленный газ, стал его украинский коллега. Виктор Ющенко по горячим следам заявил, что обозначенный российской стороной долг - "это личная ответственность премьер-министра Юлии Тимошенко", и дал правительству пять дней на расчеты с "Газпромом". Это, по логике президента, в интересах самой Тимошенко. Ведь только при условии полного расчета по газовым долгам премьер может рассчитывать на реализацию в 2009 году своего плана прямых поставок газа из России на Украину, минуя монополиста-посредника "РосУкрЭнерго" (РУЭ) - швейцарскую компанию с равным участием российских и украинских акционеров, полный реестр которых до сих пор не известен.
О поисках источников погашения задолженности речь пока не идет, слишком грустное это занятие на фоне кризиса по всем украинским фронтам
Подписание практически готовых договоренностей между участниками рынка обеих стран из-за долга сейчас откладывается. При этом сама Тимошенко долг признавать не спешит. "Это долги не Украины, а "РосУкр Энерго", которые остались с прежних периодов, и Украина "РосУкрЭнерго" ничего не должна. Мне кажется, что нужно разобраться с коррупцией в газовом секторе, а не перекладывать какие-то вопросы на Украину и правительство", - заявила Тимошенко, тем самым рекомендовав российской стороне разбираться с РУЭ, против которой она и сама не первый год ведет войну.
В НАК "Нафтогаз", который закупает газ у РУЭ и является фактическим должником, проблему признали, но объяснили, что на сегодняшний день долг компании перед РУЭ составляет 1,267 миллиарда долларов
В НАК "Нафтогаз", который закупает газ у РУЭ и является фактическим должником, проблему признали, но объяснили, что на сегодняшний день долг компании перед РУЭ составляет 1,267 миллиарда долларов, остальное - счета за ноябрь и октябрь, по которым компания еще не начинала расплачиваться, плюс штрафные санкции за задержку выплат в начале года.
Таким образом, мнения разделились: эксперты и политики, близкие к Тимошенко, советуют "Газпрому" разбираться с РУЭ, а Партия регионов и президентский секретариат взваливают вину на Тимошенко. При этом из премьерского блока уже начинают звучать заявления о том, что, в общем, можно пережить и цену 400 долларов за кубометр газа. Депутат от Блока Юлии Тимошенко Сергей Шевчук считает, что "помня опыт наших коллег из Прибалтики, лучше месяц пережить шок после европейской цены на газ и потом жить спокойно, чем постоянно уступать нашему восточному соседу". Это можно считать подготовкой общественного мнения к необходимости потуже затянуть пояса при правительстве Тимошенко.
Депутат от БЮТ Сергей Шевчук считает, что "помня опыт наших коллег из Прибалтики, лучше месяц пережить шок после европейской цены на газ и потом жить спокойно, чем постоянно уступать нашему восточному соседу"
Тем более что и сама премьер вчера на заседании правительства объявила, что "потери будут", что кризис затянется по меньшей мере на два года и именно ее кабинет министров будет "выводить страну с этого трудного пути мирового финансового кризиса и ставить на надежный путь развития". Но искать деньги на возврат долга Тимошенко - единственная, кто это может и должен делать, - пока не намерена. Слишком сложное это занятие при отсутствии как такового бюджета на будущий год, невыполненном текущем бюджете и полномасштабном экономическом кризисе.
По крайне мере вчера на заседании правительства речь о 2,4 миллиарда не шла. Никто в команде Тимошенко пока не заикнулся и о возможности потратить на это дело часть кредита МВФ в 16,5 миллиарда. Эта тема - табу. Сама же Тимошенко, похоже, тянет время, решая уравнение со многими неизвестными: что лучше - вернуть неудобный долг и перейти на удобные прямые поставки или все отрицать и обречь экономику на глубокое падение, но получить возможность отвести от себя все обвинения в кризисе и, главное, по привычке найти виновников. Но явно не в своей команде.