Фото: Reuters
Газпром намерен перекрыть газ Украине 1 января
Прогресса на газовых переговорах Москвы и Киева нет, пишет Алексей Гривач в сегодняшнем номере газеты Время новостей.
Проходившие в Москве переговоры руководителей Газпрома и Нафтогаза Украины Алексея Миллера и Олега Дубины вчера в очередной раз завершились впустую. Киев не в состоянии расплатиться за импортный газ, поставленный в ноябре-декабре, а Газпром отказывается подписывать новый договор до полного погашения накопившейся задолженности. По оценкам трейдера RosUkrEnergo, который покупает газ у Газпрома и перепродает его Нафтогазу, сейчас долг составляет 2,1 млрд долл. с учетом пени и штрафов.
А Дмитрий Медведев в интервью российским телеканалам вчера еще раз жестко заявил: "Деньги должны заплатить до последнего рубля, если не хотят, чтобы их экономика в конечном счете столкнулась с санкциями и требованиями со стороны Российской Федерации. Невозможно так дальше продолжать. Пусть деньги все заплатят". Глава государства подчеркнул, что у России нет цели перекрывать газ Украине, но для получения денег за этот газ будут использоваться все возможные средства.
Все это происходит на фоне самого острого противостояния между президентом и премьером Украины за всю историю после "оранжевой революции". Политическая битва - не самый подходящий фон для коммерческих расчетов. Значит, новогоднее российско-украинское шоу практически неизбежно. Если за оставшиеся 7 суток стороны чудом не договорятся, Газпром утром 1 января прекратит поставки газа для нужд Украины. Настрой на такой вариант развития событий в российском концерне весьма решительный. Хотя публично официальный представитель Газпрома Сергей Куприянов заявил, что "техническую подготовку мы пока не начали". "Но час "икс" - 1 января", - подтверждает он.
Если за оставшиеся 7 суток стороны чудом не договорятся, Газпром утром 1 января прекратит поставки газа для нужд Украины.
Повторится ли сценарий трехлетней давности, когда после закручивания вентиля Нафтогаз начал отбор газа из транзитного потока в Европу, что привело к недопоставкам топлива потребителям в Словакии, Венгрии, Румынии и Италии, сейчас неизвестно. Газпром учел уроки той войны и заблаговременно уведомил Брюссель и остальных европейских партнеров по дипломатическим о вероятных проблемах при транзите газа, а также провел масштабные PR-акции по разъяснению ситуации.
Со своей стороны, политики и чиновники в Киеве (вплоть до президента Виктора Ющенко) стали усердно обещать европейцам, что никаких проблем с транзитом не будет. В качестве аргумента они приводят наличие в подземных хранилищах Нафтогаза объемов голубого топлива, достаточных до конца отопительного сезона. При этом тактично умалчивается о том, что на самом деле в случае продолжительных (на нескольких дней подряд) холодов на территориях Украины и восточно-европейских государств, когда их потребности возрастут до максимума, обеспечить их только за счет хранилищ будет проблематично. (Впрочем, практически весь закачанный в украинские ПХГ газ либо юридически не принадлежит Нафтогазу, либо является неоплаченным). Представители европейских правительств и компаний пока высказывают осторожный оптимизм, предпочитая верить обещаниям Киева. Но суровая зима может в одночасье перевернуть их мнение на диаметрально противоположное.
"Мы предложили целый ряд схем для того, чтобы наши украинские коллеги смогли аккумулировать ресурсы для расплаты по долгам", - рассказал вчера Сергей Куприянов после окончания встречи гг. Миллера и Дубины. Так, предлагалась схема, связанная с предоплатой Газпрома за транзит российского газа, но Украина ее не приняла. Кроме того, было предложение, что часть газа из хранилищ выкупит украинская "дочка" Газпрома - Газпром сбыт Украина. По словам, Сергея Куприянова, есть ряд и других возможностей, которые он комментировать отказался. "Пока ни одно из этих решений украинской стороной не принимается", - подытожил он.
Представители европейских правительств и компаний пока высказывают осторожный оптимизм, предпочитая верить обещаниям Киева. Но суровая зима может в одночасье перевернуть их мнение на диаметрально противоположное.
Виктор Ющенко ежедневно заявляет, что просроченную задолженность Нафтогаз погасил, а за ноябрь-декабрь собирается платить в январе-феврале. Как пояснил вчера пресс-секретарь RosUkrEnergo Андрей Кнутов, согласно подписанному в марте 2008 года контракту Нафтогаз обязан расплачиваться за газ до конца месяца, в котором поставка осуществляется. После этого за каждый день просрочки по договору применяются штрафы и санкции. И на сегодняшний день они составляют около 450 млн долларов.
Столь внушительная задолженность, по информации Времени новостей, формируется из-за сурового процента, который указан в контракте (подписанном руководством Нафтогаза) - 0,3% в день от суммы неплатежа, или 120% годовых. Поскольку ни один месяц украинская компания не закрывала в срок, а осенью стала формировать задолженности на несколько месяцев, совокупные пени за три квартала могут составить полмиллиарда долларов.
Правда, пока в Киеве предпочитают отрицать наличие штрафов за просрочку. А между гг. Ющенко и Тимошенко день за днем разворачиваются заочные дискуссии, в том числе и по решению газовых вопросов. Если утром президент Украины говорит, что нужно рассмотреть возможность вернуть часть газа из хранилищ, за которую Нафтогаз заплатить не может, то можно быть уверенным, что днем премьер заявит "категорически против". В результате г-н Дубина как главный переговорщик с Москвой оказывается не между двух, а, с учетом Газпрома, сразу между трех огней.