Фото: АР
Газовый кризис ударит по бизнесу Газпрома
В этой 10-дневной войне проиграли обе стороны, пишет Иен Трэйнор в последнем номере газеты The Guardian.
После десяти дней газовой войны между Россией и Украиной обе стороны начинают зализывать раны. Похоже, что подача газа будет возобновлена, и последствия кризиса для сотен тысяч жителей юга Европы, страдающих от зимнего холода и беспокойства, будут быстро ликвидированы. Но политический и экономический ущерб, который был нанесен противоборствующим сторонам, сохранится, и преодолеть его будет нелегко.
Время для драки было выбрано неудачно, поскольку и Россия, и Украина находятся в отчаянном экономическом положении, а пострадавшие страны Европы переживают самую холодную зиму за десятилетие. Таким образом, в этой 10-дневной войне проиграли обе стороны.
И прежде всего, Россия. Еще до начала боевых действий 1 января после долгих месяцев стычек и перестрелок Россия, Владимир Путин и газовая монополия Газпром ощущали давление из-за спада в мировой экономике.
Почти все девять лет правления Путина Газпром является его главной дойной коровой (это крупнейший в России налогоплательщик) и ключевым инструментом внутренней и внешней политики. По указанию Кремля Газпром скупает раздражающие Москву средства массовой информации, помогая ему проводить политику репрессий внутри страны, а также служит главным средством демонстрации российской мощи за ее пределами.
Но Газпром 30 процентов своего газа продает в Европе, в связи с чем от Европы в значительной степени зависит его благосостояние. В последние месяцы цена акций этой компании снизилась на три четверти, долг ее составляет 40 миллиардов евро, прибыли Газпрома падают, и он отчаянно нуждается в инвестициях в условиях кредитного кризиса, когда никто не желает давать взаймы.
Каждый день газовой войны, когда Газпром отказывался подавать газ своим европейским потребителям, обходился компании в столь необходимые ей миллионы долларов. И ситуация может еще больше усугубиться. Согласно прогнозам аналитиков, к весне рыночная цена на газ снизится наполовину с нынешних 450 долларов за тысячу кубометров до 250 долларов, а то и ниже.
Никто в полной мере не знает, какие тайные и мало кому известные соглашения регулируют правила торговли газом между Москвой и Киевом, поскольку значительная часть этой торговли сосредоточена в руках постсоветской мафии и посредников.
Пострадает бизнес Газпрома. А его репутация оказалась просто разорванной в клочья. Непоследовательные и робкие на сегодня попытки Европы найти вместо России других поставщиков, а вместо российского газа иные виды топлива будут набирать обороты. Даже пророссийски настроенные страны, такие как Болгария, Сербия, Словакия и Венгрия постараются выскользнуть из объятий Газпрома.
После череды споров между Кремлем и Западом, имевших место на протяжении последних двух лет, по авторитету и престижу России нанесен новый удар.
Да и Украине нечем похвастаться после всех ее потуг. Эйфория демократической "оранжевой революции" 2004 года рассеялась, обнажив недееспособное государство, погрязшее в экономическом кризисе и замершее в политическом параличе.
Европейские дипломаты жалуются на то, что не знают, с кем им разговаривать на Украине. Когда премьер-министр Чехии Мирек Тополанек в конце недели провел переговоры с Путиным на тему газового соглашения, ему пришлось дважды летать в Киев, чтобы по отдельности договариваться с лагерем президента Ющенко, а затем с премьером Юлией Тимошенко в целях заключения обязывающей сделки.
В ходе предыдущих споров Запад в целом смотрел на Россию как на плохую страну, а на Украину как на хорошую. На сей раз звучат более компетентные и взвешенные оценки. По мнению европейцев, в кризисе виноваты обе страны. Именно поэтому канцлер Германии Ангела Меркель (а эта страна является самым крупным потребителем российского газа) предложила разместить на измерительных станциях вдоль трубопроводных маршрутов иностранных наблюдателей - ведь сейчас уже никто не верит утверждениям и контрдоводам российской и украинской стороны.
Риторика российского премьер-министра живо напоминает его яростные нападки на президента Грузии Михаила Саакашвили во время и после августовской войны.
По той же причине Европа, отчаянно пытающаяся добиться возобновления подачи газа в свои страны, отказывается от посреднических функций в двустороннем споре между Москвой и Киевом по поводу цен на газ и непогашенных задолженностей. Чешский министр иностранных дел Карел Шварценберг говорит, что Европа не может выступать в качестве арбитра, потому что не знакома с правилами игры. Никто в полной мере не знает, какие тайные и мало кому известные соглашения регулируют правила торговли газом между Москвой и Киевом, поскольку значительная часть этой торговли сосредоточена в руках постсоветской мафии и посредников.
Резкое осуждение Путиным политического руководства соседней и исторически близкой России страны говорит о многом. Когда спор на прошлой неделе достиг своего пика, он назвал власть Ющенко коррумпированной и криминализованной.
Риторика российского премьер-министра живо напоминает его яростные нападки на президента Грузии Михаила Саакашвили во время и после августовской войны. Похоже, что война в Грузии и украинский газовый конфликт привели к достижению одной и той же цели: Россия одержала победу, а подвергшиеся нападению страны оказались в отчаянном экономическом положении. Проблемы, связанные с их безопасностью, приобрели очень серьезный характер, поскольку Европа не желает прийти на выручку этим государствам.
Возможно, в этом и состоит цель Путина - навредить и дискредитировать Украину и президента Ющенко после разгрома Грузии. Возможно, ему это удастся. Но победа достанется России очень дорогой ценой.
Оригинал статьи: Energy battle leaves Moscow and Kiev out in political cold
Перевод: inosmi.ru