Служба безопасности Украины 19 января передала в суд дело группы жителей Крыма, ведущих, по мнению спецслужб, подрывную деятельность, направленную на пересмотр территориальной целостности страны, пишет Lenta.ru в статье Борьба с полураспадом.
В свою очередь лидеры народного фронта "Севастополь-Крым-Россия" (СКР) противозаконности своих действий не признают, но и желания отделить Крым от Незалежной особо не скрывают.
Наплевательское и даже презрительное отношение крымчан ко всему, что так мило президенту Украины Виктору Ющенко, никогда особенно ими и не маскировалось. Большинство жителей Крыма, с точки зрения нынешних киевских властей, верит черт знает во что, демонстрирует идеологическую разнузданность и вызывающий непатриотизм.
Крымчане "виноваты" в том, что ни в коем случае не ассоциируют себя с жертвами Голодомора, не считают участников ОУН-УПА героями, называют Мазепу и Бандеру предателями, сочувствуют осетинам, а не Михаилу Саакашвили, крайне негативно относятся к идее вступления Украины в НАТО, а также не считают Говерлу сакральным местом сосредоточения своей идентичности.
Но самое опасное - большинство жителей полуострова с большим скепсисом относятся к самой идее украинской независимости. В Севастополе, например, видно невооруженным взглядом: российские флаги развеваются даже над некоторыми жилыми домами.
В таких условиях организаций, так или иначе поддерживающих идею пересмотра украинской принадлежности полуострова, в Крыму не могло не появиться. Большинство так называемых "пророссийских сил" (коммунисты, Партия регионов, прогрессивные социалисты) обладают той или иной политической и социально-экономической платформой.
СКР политикой и экономикой не очень интересуется. Главная и единственная задача этой организации - пересмотр фактического статуса Крыма, вывод его из-под украинского суверенитета с последующим (или одновременным) включением в состав России.
Позиция СКР заключается в следующем: по некоторым документам, на которые ссылаются его лидеры, Крым и Севастополь (отдельная, напомним, территориально-административная единица) являются частью России, и юридических оснований для их нахождения в составе Украины не существует.
По некоторым документам, на которые ссылаются лидеры СКР, Крым и Севастополь являются частью России, и юридических оснований для их нахождения в составе Украины не существует.
Уличные мероприятия - митинги, шествия и тому подобное - являются лишь вспомогательными инструментами достижения поставленной цели. Главную же ставку лидеры СКР делают на юридические процедуры. По их мнению, разделяющие идеи СКР жители полуострова должны направлять иски о неправомочности нахождения Крыма в составе Украины в суды. В том случае, если все украинские судебные инстанции будут пройдены без положительного решения, авторы идеи предлагают направлять иски в международные суды.
В иске, ответчиком в котором названа Верховная Рада Украины, предлагается признать недействительной X раздел конституции страны, в которой идет речь об Автономной республике Крым.
Доводы, которые в СКР советуют приводить в свою пользу истцам, несут, в основном, исторический и юридический характер.
Так, в стандартном тексте иска утверждается, что "любая, даже минимально значимая, передача государственного суверенитета на территорию оформлялась в виде международного договора именно по этому вопросу". При этом "признать Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 05.02.1954 г. и Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19.02.1954 г. "О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР" международным договором" никак нельзя, так как эти постановления "не отвечают требованиям, предъявляемым международным правом к таким документам".
Составители иска подчеркивают, что "Административное управление территорией Крымской области", которое осуществляла Украина, и "Суверенитет России над Крымом", который никому не передавался, абсолютно неравнозначные понятия.
В иске нашлось место и Севастополю: "Если в 1954 году Крымская область, пусть с грубейшими нарушениями, но все-таки была передана Украине, то Севастополя эта передача никак не касалась, потому что 29.10.1948 г. (в строгом соответствии с Конституцией РСФСР 1937 года и Конституцией СССР 1936 года) Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Севастополь был выделен в самостоятельный административно-хозяйственный центр со своим бюджетом и отнесен к категории городов республиканского подчинения РСФСР".
"Административное управление территорией Крымской области", которое осуществляла Украина, и "Суверенитет России над Крымом", который никому не передавался, абсолютно неравнозначные понятия.
Основываясь на этих, а также ряде других документов и утверждений, лидеры СКР полагают, что "нет никаких правовых оснований нахождения Крыма и г. Севастополя в составе Украины".
Никакой подрывной работы, никаких тайных обществ, церемоний объявления независимости, обращений с просьбой о признании или непризнании. Только иски в суды, что, конечно, не запрещено. Но СБУ узрела в действиях лидеров СКР признаки состава преступления, предусмотренного 110 статьей УК Украины, предусматривающей ответственность за посягательство на территориальную целостность Украины.
Украинским спецслужбам, видимо, пришлось поломать голову, прежде чем они смогли сформулировать суть своих претензий к СКР. В результате, в декабре 2008 года Валентин Наливайченко, уже два года исполняющий обязанности главы СБУ, заявил, что "дело будет передаваться в суд не по факту, не против организации, а против конкретных лиц, призывавших к изменению территориальной целостности Украины".
То есть к СКР, как к организации, у спецслужб претензий вроде бы и нет, а "конкретные лица", о которых говорил Наливайченко, это, видимо, глава СКР Валерий Подъячий и его соратник Семен Клюев.
Уголовное дело против них было возбуждено по факту прозвучавшего на пресс-конференции 21 января 2008 года обращения к депутатам крымского парламента с требованием отменить крымскую конституцию 1998 года, принять декларацию о воссоединении Крыма с Россией, объявить Крым территорией под юрисдикцией России, а также обязать власти Крыма вывесить на государственных учреждениях флаги Российской Федерации.
При этом сами фигуранты дела крайне удивлены такой постановкой вопроса, так как лично даже не присутствовали на означенном мероприятии, а обращение к парламенту автономии было озвучено другими людьми.
Подъячий в связи с этим заявил, что считает "верхом идиотизма украинской спецслужбы квалифицировать высказанное на пресс-конференции мнение политиков результатом сговора, да еще с целью совершения некого преступления".
Как бы СБУ ни выстраивала свою линию обвинения, доказать существование заговора или "пришить" лидерам СКР публичные призывы к демонтажу целостности Украины будет непросто.
Он также отверг возможность того, что дело против него может быть основано на материалах уже упомянутого иска к Верховной Раде, составленного в СКР. "С каких это пор обращение гражданина Украины в суд является противоправным деянием?" - возмутился лидер СКР.
Как бы СБУ ни выстраивала свою линию обвинения, доказать существование заговора или "пришить" лидерам СКР публичные призывы к демонтажу целостности Украины будет непросто. Подъячий и его сторонники, похоже, ожидали преследований со стороны спецслужб, а потому действуют крайне осторожно - перестраховываются и стараются сделать все, чтобы даже случайно не подставиться под обвинение.
Так, среди последних инициатив объединения - еще один иск в суд, в котором содержится требование отменить действующую конституцию автономии, принятую в 1998 году. Подъячий обратился с иском в Окружной административный суд Крыма об отмене постановления Верховной Рады АРК от 21 октября 1998 года, которым была принята нынешняя конституция.
По его мнению, это постановление является противоправным, поскольку "жители полуострова не уполномочивали депутатов Верховного Совета Крыма принимать конституцию, противоречащую результатам общекрымского референдума 20 января 1991 года о воссоздании Крымской АССР как субъекта Союза ССР".
О чем речь - понятно. СКР пытается еще одним способом оторвать Крым от Украины. Но юридически все чисто: граждане страны подают иск об отмене одного из постановлений органа власти, на что, разумеется, имеют полное право.
Если Наливайченко и сумеет отправить Подъячего на пять лет на нары, дело пророссийского активиста продолжат другие люди.
Сможет ли СБУ доказать наличие состава преступления в действиях лидеров СКР, пока неясно. Одно можно сказать с большой долей уверенности: свято место пусто не бывает. Если Наливайченко и сумеет отправить Подъячего на пять лет на нары, дело пророссийского активиста продолжат другие люди.
Другой вариант - удовлетворение хотя бы одного из исков СКР о признании незаконности нахождения Крыма в составе Украины - пока всерьез рассматривать не приходится. Даже если какой-либо крымский судья примет соответствующее решение, оно будет немедленно отменено вышестоящим судом в Киеве.
Но, как показывает опыт Косово, Абхазии и Южной Осетии, пересмотр границ государств перестал быть табу в современном мире. В конце концов, СССР, столкнувшийся с экономическими трудностями и мощным сепаратистским движением, в свое время распался. Россия после дефолта 1998 года также была на грани.
В том случае, если состояние украинской экономики будет ухудшаться нынешними темпами, а сепаратистские настроения набирать силу (не только в Крыму, но и в Закарпатье и на Донбассе), подобная судьба может ожидать и Незалежную.