Фото: Reuters
Тимошенко и Ющенко ведут войну на уничтожение
Президент и премьер Украины ведут войну на уничтожение, пишет журналист Павел Дульман в сегодняшнем номере Российской газеты.
Последние две недели главной интригой украинской политики стало противостояние премьера Юлии Тимошенко и президента Виктора Ющенко.
На фоне их увлеченного выяснения отношений почти не осталось места другим политикам - они будто потерялись в информационном пространстве, которое целиком заняли эти двое. Возникло впечатление, что Ющенко и Тимошенко заранее договорились о таком своеобразном методе разделения информационных потоков и отсечении основных конкурентов на президентских выборах.
Президент и премьер создают конфликты, определяют политическую повестку, спорят о стратегии развития страны и общества, тем самым отбирая инициативу у остальных. И остаются единственными самостоятельными и суверенными субъектами украинской политики. Насколько такая версия верна и какие процессы происходят в политическом классе Украины, РГ рассказал известный украинский политолог, директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик.
- Я бы не сказал, что сегодняшнее доминирование Ющенко и Тимошенко в информационном поле это явление осознанное и спланированное. Если что-то и происходит между ними, то, я думаю, само собой. Конечно, они оба заинтересованы в снижении рейтингов своих возможных конкурентов по президентской гонке. Но куда больше они заинтересованы в уничтожении рейтинга друг друга. Отсюда такая активность.
Президент и премьер создают конфликты, определяют политическую повестку, спорят о стратегии развития страны и общества, тем самым отбирая инициативу у остальных. И остаются единственными самостоятельными и суверенными субъектами украинской политики.
Тон в первую очередь задает Тимошенко. У нее рейтинг сильно "поплыл". То есть в отличие от прошлых, как оказалось, тучных лет сейчас, в условиях кризиса, буквально каждое ее заявление дает скачок или падение электоральной поддержки едва ли не в десять процентов. Эта новая характерная особенность украинского избирателя, конечно, не добавляет Тимошенко спокойствия и уверенности. И заставляет ее делать новые и новые заявления, убеждать, что она и только она сейчас реально руководит страной.
Ющенко же и его секретариат стараются работать на упреждение: выступают с критикой, опровержениями, сгущают краски, обвиняют. Их цель - убедить украинцев, что Тимошенко, и никто больше, виновна в кризисе, ее окружение непрофессионально, а она сама - безответственная популистка. Соответственно, активность президента и секретариата на антитимошенковском фронте прямо пропорциональна активности премьера.
С другой стороны, и Ющенко, и Тимошенко не могут не понимать, что таким образом работают на взаимное уничтожение, оказывая услуги своим конкурентам. Ющенко, у которого шансов стать президентом во второй раз практически нет, похоже, понимает это лучше, чем Тимошенко. И, не исключено, воюет с премьером специально. Он еще не знает, стоит ли ему идти на выборы или нет, но это не отменяет принципиальной войны с Тимошенко. Перелома, неких действий - согласия или отказа от участия в гонке - стоит ждать от президента к середине марта. В любом случае его роль - "киллер" для Тимошенко - вряд ли изменится. И в этой роли он многим выгоден.
С другой стороны, в Партии регионов идут очень болезненные, скрытые от общественности процессы, которые могут привести к развалу этой политической силы. Отсюда и некий информационный провал. Крупные финансово-промышленные группировки разочаровываются в Викторе Януковиче и, очень может быть, в будущем сделают ставку на кого-то другого. Потому что вообще не делать ставку им нельзя. В кандидатах - помимо Ющенко и Тимошенко - недостатка не будет. Это и Арсений Яценюк, которому симпатизирует Индустриальный союз Донбасса, и бизнесмен Дмитрий Фирташ. И экс-министр обороны Анатолий Гриценко. Думаю, в новых или обновленных старых политических звездах недостатка не будет.
Не стоит забывать о спикере Владимире Литвине. Сейчас он ведет себя очень грамотно, старается держаться за рамками противостояния президента и премьера, отчего опять же возникает иллюзия его неучастия в событиях. Литвин не спешит делегировать своих людей в правительство. Он и так, скрепив своим блоком пропремьерскую коалицию, получил немало преференций, а ответственность, пусть и косвенная, за последствия кризиса в преддверии президентских выборов ему не нужна. Вообще в украинской политике молчание или активность- явления равно красноречивые и, как правило, случаются по собственной воле и без принуждения.