Фото: Корреспондент.net
Долг Нафтогаз Украины составил 34,5 млрд гривен
Долг НАК Нафтогаз Украины на 1 января 2009 года составил 34,5 млрд гривен ($4,5 млрд), пишет российское издание Ведомости. 25 млрд гривен ($3,3 млрд) нужно вернуть до конца года, говорится в приложении к финансовому плану Нафтогаза.
40% всего долга номинировано в валюте, сообщила вчера украинская газета "Дело". Источник, близкий к "Нафтогазу", назвал "порядок цифр" верным. Представитель "Нафтогаза" отказался от комментариев.
Крупнейший кредитор компании - государственный Ощадбанк (более 18 млрд гривен, или $2,4 млрд): у него "Нафтогаз" одолжил денег в конце прошлого года, чтобы расплатиться за российский газ. Фактически долг "Нафтогаза" - долг правительства Украины перед самим собой, говорит директор энергетических программ Украинского центра экономических и политических исследований Владимир Сапрыкин.
$4,5 млрд для отдельной компании - много, замечает экономист Deutsche Bank Ярослав Лисоволик, Украина как государство на себя этот долг может и не взять, хотя вероятность велика. Но главная проблема "Нафтогаза" - проблема неплатежей внутренних потребителей, замечает экономист.
По договору "Нафтогаз" должен оплачивать 80% заявленных к покупке объемов газа. Если Украина оплату сорвет, она перейдет на 100%-ную предоплату до 2020 г. "Мы надеемся выполнить все обязательства", - говорит уполномоченный президента Украины по газовым вопросам Богдан Соколовский. Украинское правительство обратилось в России за кредитом в $5 млрд, напоминает советник украинского премьера Александр Гудыма.
Найдет ли Украина в лице "Нафтогаза" средства, чтобы расплатиться за мартовский газ, зависит не от кредитов, а от операционных потоков, говорит аналитик "Ренессанс капитала" Петр Гришин: в стране тяжелая ситуация с неплатежами населения и сферой ЖКХ.
Еще Украине нужно передоговориться с Газпромом о снижении законтрактованных на этот год объемов с 40 млрд до 30 млрд куб. м, говорит Гришин: потребление газа падает. Долги "Нафтогаза" напрямую не помешают платить "Газпрому", но это может помешать украинской компании рефинансировать ранее взятые кредиты, объясняет сотрудник ГУ-ВШЭ Василий Кашин.