Фото: Фото AP
События в Молдавии - неприглядная карикатура на тот тип социально-политических потрясений, который в последние годы стали называть «цветными революциями»
События в Молдавии - неприглядная карикатура на тот тип социально-политических потрясений, который в последние годы стали называть «цветными революциями», пишет Федор Лукьянов в своей статье, которую публикует в своем сегодняшнем номере российская газета Время новостей.
В силу разных обстоятельств - тотальное недоверие к властям, присутствие разнообразных геополитических интересов, низкий уровень правового сознания и политической культуры - избирательные кампании на постсоветском пространстве не заканчиваются голосованием. После него наступает еще один, дополнительный этап - попытка проигравшей стороны изменить результат посредством силового давления. Весь процесс как будто не завершен без этого финального аккорда. И попытки сыграть его предпринимаются практически повсеместно, хотя и с переменным успехом - от смены власти, как в Грузии, Украине и Киргизии, до легкой ряби на политической поверхности, как в Азербайджане. Есть и промежуточные варианты наподобие серьезных, но безрезультатных волнений на президентских выборах в той же Грузии и Армении в прошлом году.
В силу разных обстоятельств - тотальное недоверие к властям, присутствие разнообразных геополитических интересов, низкий уровень правового сознания и политической культуры - избирательные кампании на постсоветском пространстве не заканчиваются голосованием
Залог успеха - наличие внешнего арбитра, к вердикту которого можно апеллировать, и морально-политической поддержки влиятельных стран. Если ОБСЕ, Совет Европы, Европейский союз или кто-то из отдельных держав не высказывает сомнений в справедливости итогов голосования, протесты затухают. Если же извне поступает поддержка, то шансы оппозиции резко возрастают вне зависимости от правомерности выдвигаемых претензий.
На молдавских выборах внешний фактор незаметен. Никакой баталии "за Россию" или "за Европу" наподобие Украины-2004 в Кишиневе нет. Есть внутриполитическая борьба в бедной депрессивной стране на фоне усугубляющегося мирового кризиса. Четкой идеологии нет ни у правящей партии, которая по инерции называется коммунистической, ни у ее оппонентов, якобы ратующих за "европейский выбор", в реальность которого, кажется, никто не верит. При этом действующая власть не вызывает у внешних партнеров ни аллергии, ни энтузиазма, а с оппозицией при всем желании не получается связать надежд. Можно предположить "румынский след" - в соседней стране есть маргиналы, способные попытаться разыграть молдавскую карту, но официальному Бухаресту сейчас едва ли до того. И уж точно не с руки связываться с Молдавией Евросоюзу и США.
Молдавская демократия в лицахУ оппозиции скорее всего не хватит сил, чтобы расшатать власть, но и устойчивость коммунистов подорвана. Самый неприятный сценарий - если найдутся желающие использовать общую нестабильность для манипуляций с приднестровской проблемой, которая пока в стороне от событий. В этом случае вовлечение внешних сил, которые в принципе не хотят вмешиваться, станет возможным - и России, и Евросоюза. В этом смысле резкие действия Кишинева в адрес Бухареста грозят вывести конфликт на иной уровень, чего никому не хочется.
У оппозиции скорее всего не хватит сил, чтобы расшатать власть, но и устойчивость коммунистов подорвана.
Эпоха "цветных революций" как эффективного политического инструмента завершилась вместе с концом "продвижения демократии" как идеологии американской администрации. Ее самым неприятным наследием стало представление о том, что торжество избирательной справедливости важнее формальных норм и правил. Справедливость - понятие растяжимое. А выход за рамки закона по одному поводу (защитить демократию) толкает к аналогичным действиям и в других ситуациях. Опыт Грузии, Украины и Киргизии, где оппозиция пришла к власти подобным способом, тому свидетельство.