UA
 

ГАЗЕТА: "Засыпать все!"

28 октября 2003, 10:20
128

30 октября министры иностранных дел России и Украины будут решать вопрос, как делить косу Тузла. Перед встречей министров в сути вопроса попыталась разобраться специальный корреспондент российского интеренет-издания ГАЗЕТА Светлана Сметанина.

Евреи из Керчи тоже хотели претендовать на косу

Каждый вечер пенсионер Павел Пантелеевич Глинько, коренной житель Тамани, смотрит новости украинского телевидения. Не потому, что он так уж любит украинское телевидение, а потому, что из-за рельефа местности российские каналы ловятся местами и с помехами, а украинские из Керчи - без проблем. В общем, выбирать не приходится. И вот начиная с прошлой недели Павел Пантелеевич почувствовал, что в стране происходит что-то не то. С одной стороны, украинское телевидение буквально захлебывалось от негодования, обвиняя Россию в попытках захвата острова Тузла. Российские же каналы (во всяком случае те, что удавалось поймать) как воды в рот набрали. Последними каплями, переполнившими чашу терпения Павла Пантелеевича, стали заявления главы украинской оппозиции Виктора Ющенко и ведущего канала НТВ Михаила Осокина. Первый сказал в интервью украинскому каналу, что «россияне хотят захватить наш остров в Керченском проливе». Второй был пойман антенной Павла Пантелеевича буквально на фразе «разгорелись страсти вокруг острова Тузла». «Да не остров это, а коса! Причем наша коса», - в сердцах воскликнул Павел Пантелеевич и сел писать письмо атаману Кубанского казачьего войска Громову (копия - губернатору Краснодарского края Ткачеву). Письмо называлось «Почему молчим?»

В письме пенсионер Глинько не только изложил свои претензии - «Наша пресса все время молчит. Украинцы поставили уже на косе пограничную заставу, установили там желто-синее знамя. По украинскому телевидению только и говорят о своих претензиях на нашу косу. А казаки молчат и всего боятся», - но и предложил конкретные решения: «По моему мнению, необходимо все вынести на всеобщее рассмотрение и не допустить, чтобы при делимитации границы коса Тузла стала украинской. Граница должна пройти по Керчь-Еникальскому фарватеру, как это и требуют нормы международного права». Замечу, что пенсионер Глинько, несмотря на славное комбайнерское прошлое и шесть классов образования, разбирается не только в международном праве, но и прекрасно знает историю вопроса. В частности, он привел такой исторический факт: «При императоре Александре III евреи из Керчи хотели претендовать на косу, но сенат в Петербурге однозначно решил: коса Тузла принадлежит Кубани, а граница проходит по Керченскому проливу». Тогда косу удалось отстоять. Спустя почти два века история повторяется вновь, правда, теперь помимо «евреев из Керчи» на косу претендует и вся остальная Украина.

"Что такое - черное, блестит, на посту стоит?"

В конце XVIII века императрица Екатерина II «всемилостивейше пожаловали» земли Таманского полуострова, тогда носившего название Фанагория, казакам. Казачки были еще те - из Запорожской Сечи, славившейся своими разбойничьими традициями. За что, кстати, Запорожская Сечь и была ликвидирована той же Екатериной. Но времена изменились - южные границы России необходимо было охранять от набегов турок, тут-то и вспомнили о бесстрашных казаках. Так что теперь Кубань заселяют потомки тех самых украинских казаков. Неудивительно, что местное население Тамани говорит на своеобразной смеси русского и украинского - «балачке», как они ее тут называют. А фамилии у местных жителей сплошь на "о". Глава таманской администрации Родион Остапенко смеется: «Тут посол с Украины приезжал, услышал мою фамилию и говорит: «Так вы ж наш» - «Ваш-то я, может, и ваш, но нашу косу вам не отдам».

Кстати, местные жители, несмотря на предков, считают себя русскими. Правда, за прошедшие века казачьи нравы, как и язык, не слишком изменились. По дороге из Анапы в Тамань, если свернуть чуть в сторону, можно увидеть черный железный крест с надписью «Герою Тамани сотнику Сергею Доманину». Крест поставили как раз в том месте, где герой Тамани год назад пал смертью храбрых, отчаянно отстреливаясь от преследовавших его омоновцев. Земляки храброго сотника с теплотой вспоминают, что «человек он был добрый, интеллигентный и, хотя на него "вешали" 50 трупов, очень любил народ». Так это или не так, теперь никто не узнает, но если кто задумает идти на серьезное дело, перво-наперво едут к кресту, ставят стакан с водкой и капают туда несколько капель крови из пальца - для удачи. Такая вот традиция.

Теперь понятно, почему пенсионер Глинько писал письмо не кому-нибудь, а казачьему атаману, а лишь копию - губернатору. Атаман пенсионера не подвел. Буквально через несколько дней после отправки письма он приехал на косу, где сейчас полным ходом идет ее восстановление. Причем приехал не один, а с казаками, которых на всякий случай оставил на посту на стройке. «Не знаю, мое ли письмо подействовало, но вчера увидел на косе казаков, и сердце мое успокоилось», - говорит Павел Пантелеевич. Казаки объясняют, что поставили их тут на случай возможных провокаций: «А вдруг украинцы ночью приплывут и похитят кого-нибудь из строителей?»

Прежде чем покинуть косу, казачий атаман Громов загадал местным казакам загадку: «Что такое - черное, блестит, на посту стоит?» Казаки задумчиво почесали в затылках. «А это наш русский сапог, - торжественно объявил атаман. - И никуда он с этого поста не уйдет». Вдохновив таким образом земляков на защиту русских территорий, атаман с легким сердцем уехал в Краснодар.

Пенсионер Глинько доволен: "Коса - конец Азии, а Крым - Европа. Не троньте нашу Азию!"

"Крым тоже наш, но сдали. а теперь за какую-то Тузлу уцепились"

Кстати, казаки вплоть до 1940 года сами как могли укрепляли тузлинскую косу: возили камни на подводах. Тогда по местным традициям каждый казак должен был одну неделю в году отработать на общественных работах. Вот и работали: дежурили в сельсовете, охраняли порядок, возили камни на косу. Правда, их усилий было явно недостаточно: Черное море хоть и считается южным, но может быть суровым и беспощадным, легко размывая не только выступающую полоску суши, но и берега полуострова, тем более когда сам человек ему в этом помогает. Первый раз местные рыбаки прокопали канал через косу в 1925 году - чтобы рыбацкие лодки не обходили косу, а шли напрямик из Черного моря в Азовское. Тогда это была небольшая промоина шириной 50 метров. Позднее, уже в 60-е годы, опять же рыбаки расширили эту промоину до полутора километров, чтобы через нее проходили уже не лодки, а сейнеры. Тогда и возник этот пресловутый «остров Тузла» - а на самом деле оконечность косы, отделенная от полуострова каналом. Правда, тем самым рыбаки оказали себе плохую услугу. Рыба, которая раньше в большом количестве собиралась в Таманском заливе, расположенном между Азовским и Черным морями, стала уходить по вновь образовавшемуся каналу. К тому же раньше в Таманский залив, где вода была пресной, заходила рыба из реки Кубани - судак, осетр, тарань. Когда залив соединили с Черным морем, вода стала соленой, и речная рыба заходить туда перестала.

В состав Крыма коса Тузла попала в 1941 году по решению Верховного Совета РСФСР. Правда, тогда и сам Крым входил в состав Российской Федерации. А когда уже его передали Украине в 1954 году, границы, естественно, не пересматривались.

До последнего времени о существовании косы Тузла знали разве что жители самой Тамани и их соседи - жители Керчи, половина из которых, кстати, бывшие кубанцы. В советское время Тамань была захолустьем и самой настоящей тмутараканью (так когда-то называлось расположенное в этих местах княжество сына киевского князя Владимира). Неудивительно, что местная молодежь стремилась уехать на учебу в керченские учебные заведения. Говорят, теперь многие хотели бы вернуться обратно.

Пять лет назад местные жители попытались поднять вопрос о возвращении косы Тузла России. Было даже собрано пять тысяч подписей и написано письмо Ельцину. Ельцин не ответил. Зато ответил тогдашний губернатор Краснодарского края Кондратенко. Его ответ местному писателю Виктору Лихоносову, тоже подписавшему письмо, больше походил на отповедь: «Что вы ввязались в тяжбу за косу Тузла? Не просчитали шаг политически. Крым тоже наш, но сдали. А теперь за какую-то Тузлу уцепились».

"Вот теперь Касьянов пусть попробует идти в президенты - фиг я за него проголосую"

В общем, тогда идея с возвратом Тузлы не нашла поддержки даже у батьки Кондрата. Тем временем Черное море постепенно размывало берега Тамани. Говорят, оно «съедает» по три метра берега в год. Правда, такая ситуация могла продолжаться бесконечно долго. Во всяком случае местные власти пытаются решить вопрос об укреплении берегов тем или иным способом уже почти 30 лет. Спасение пришло неожиданно и, как водится, сверху. На этот раз в буквальном смысле слова - то есть с неба.

В середине сентября в Ялте состоялся саммит глав СНГ. Владимир Путин летал туда на вертолете из Сочи. Почти сразу после саммита началось строительство дамбы. Местные жители не замедлили связать одно с другим. «Смотрю - Путин на вертолете летит, - рассказывает местный житель Андрей, - на следующий день проезжаю вдоль берега - начальство столпилось. А потом уже «КамАЗы» понаехали». Более того, местные жители знают не только маршруты полетов Путина, но и фразы, которые он произносил. Откуда им это известно, понятия не имею, но привожу дословно: «Путину показали сверху косу, объяснили ситуацию, и он сказал: «Засыпать все!».

На следующий день губернатор Краснодарского края Александр Ткачев издал указ об объявлении в Темрюкском районе чрезвычайной ситуации. К делу тут же подключилось МЧС. А как известно, эта организация умеет организовать процесс. Работа на косе буквально закипела. Официально на строительство выделено 30 млн. рублей, неофициально стройка стоит примерно в 10 раз дороже.

Когда едешь из Анапы в Тамань, легковые автомобили почти не попадаются, зато «КамАЗы», груженные камнями из карьеров, обгоняешь едва ли не через каждые сто метров. Строители торопятся: октябрь на Кубани - бархатный сезон. А в ноябре уже начнет дуть свирепый ветер с Черного моря, который тут так и называют - керченский. Тогда уже не до стройки будет. А бросить сейчас строительство, когда до смычки с островом осталось каких-то 400 метров, - значит пустить всю работу на ветер в буквальном смысле слова. За зиму от недостроенной дамбы не останется и следа - море все размоет. Кстати, ветер там и сейчас довольно сильный. Во всяком случае никаких репродукторов с украинской стороны не слышно. «Да кричат что-то иногда, - пожимает плечами начальник стройки Юрий Гончаров, - но что кричат, не разберешь. Может, динамики у них слабые».

Когда в прошлый четверг Михаил Касьянов попросил строителей дамбы приостановить «движение вперед», он и не подозревал, что тем самым нажил себе смертельных врагов. «Вот теперь Касьянов пусть попробует идти в президенты - фиг я за него проголосую», - заявил нам один из местных строителей, правда, попросивший не называть его фамилию. Впрочем, премьеру не стоит опасаться потери потенциальных избирателей - по слухам, на строительстве работают нелегалы из Украины. Это характерная ситуация для Кубани: на всех стройках здесь полно рабочих-украинцев, согласных выполнять черновые работы за гораздо меньшие деньги. Так что вполне возможно, что и дамбу от Тамани к Украине сами украинцы и строят. Как рассказали нам коллеги-журналисты из Киева, украинским пограничникам дано указание: во время возможного боя с россиянами не бить своих. Правда, совершенно непонятно, как они будут фильтровать рабочих на стройке, если дело дойдет до столкновения.

"Крепки наши объятья"

Неизвестно, до чего бы договорились строители, разозленные на Касьянова, но вечером в пятницу в Тамань пришла радостная весть: на косу едет депутат Рогозин. Об этом сообщил местным жителям один из казаков в баре «Тамань», подрабатывающий там ди-джеем. Народное гулянье по случаю приезда депутата, известного как страстного борца за интересы россиян, продолжалось до утра. К утру пришла еще одна новость - возможно, вместе с Рогозиным приедет Жириновский. Правда, в результате Жириновский долетел только до Краснодара. Возможно, его испугала погода. Действительно, после проливных дождей дорогу к дамбе серьезно размыло, так что Рогозину, добравшемуся-таки до Тамани, пришлось пересесть с иномарки на машину «Урал».

Пока Дмитрий Рогозин давал интервью перед телекамерами на крайней точке косы, в соседнем рыбколхозе происходило следующее. Туда прибыли два «Икаруса» со студентами Краснодарского университета - как оказалось, это группа поддержки московского депутата. Руководил ими представительный мужчина, чрезвычайно похожий на лидера команды одесских кавээнщиков и ведущего «Джентльмен-шоу». При этом одет он был в черную вязаную шапочку и красный фартук с надписью «Родина» на груди. В мегафон он объяснил студентам политическую обстановку: «Рассказываю в двух словах, где мы. Мы - в крайней точке России. Напротив - Крым». Прояснив диспозицию, организатор предложил «самым стойким, кто не боится ветра и грязи», пройти за ним пешком на косу. Желающих не нашлось. Тогда решено было дожидаться Рогозина и проводить митинг тут же, в рыбколхозе. Правда, пропагандистский эффект от этого несколько смазывался. Украинские пограничники, на которых все и было рассчитано, при всем желании увидеть митинг в рыбколхозе не могли. Да и местные жители тоже. По рыбколхозу бродило только несколько одиноких свиней. В общем, зрителями оказались только журналисты. Глядя прямо в телекамеры, участники митинга развернули плакаты с надписями «Крепки наши объятья» и «Россия - не Украина». Были припасены и другие методы воздействия. В частности, организаторы принесли сетку с голубями, которых выпустили под ликующие крики. Правда, то ли от ветра, то ли от криков голуби тут же попадали на землю. Кроме того, участникам митинга раздали лопаты. По замыслу организаторов, этими лопатами они должны были кидать землю на дамбу. Но кидать никто ничего не стал. Да в рыбколхозе и кидать-то было в общем-то нечего.

Войны не будет

Пока участники митинга разворачивали свои транспаранты и доставали лопаты, корреспондент ГАЗЕТЫ неожиданно для себя стала свидетелем совершенно загадочной сцены. К причалу рыбколхоза тихо подошел катер с надписью на борту «морска охорона», откуда совершенно открыто вышли трое людей в форме украинских пограничников. «Диверсия» - тут же мелькнуло в голове у бдительного корреспондента. Лихорадочно соображая, куда звонят в таких случаях, и ругаясь на качество украинской мобильной связи (другая в рыбколхозе не ловилась), корреспондент, затаившись, ждала развития событий. Оно последовало незамедлительно: навстречу украинским пограничникам вышли наши, причем во главе с полковником. Каково же было удивление корреспондента, когда вместо стремительного и эффектного задержания наши пограничники тепло приветствовали украинских коллег и пригласили в свои машины. В руках у гостей было три пакета, в которых четко прорисовывались очертания бутылок. «Горилку с салом привезли», - задумчиво произнес водитель нанятой машины, глубоко вздохнув (на улице было страшно холодно и неуютно).

Похоже, за наших и украинских пограничников можно не волноваться - они всегда договорятся. Войны не будет.

ТЕГИ: университетывысшее образованиедипломы
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии
1/4