UA
 

Корреспондент: Россия - Китай. Газовая сделка с дракономЭксклюзив

Олег Шанковский,  4 июня 2014, 19:30
171
13513
Корреспондент: Россия - Китай. Газовая сделка с драконом
Фото: AP

Москва и Пекин заключили масштабное соглашение о поставке российского газа в Китай. Строительство инфраструктуры в рамках проекта предполагает инвестиции в размере до $ 77 млрд. Однако в самом контракте больше политики, чем экономики, - пишет Олег Шанковский в №21 журнала Корреспондент за 30 мая 2014 года.

21 мая Россия и Китай подписали “сделку века” — контракт на поставку российского газа в Поднебесную общей стоимостью $ 400 млрд. Ожидается, что через несколько лет на Дальнем Востоке РФ будет поcтроена мощная инфраструктура с газопроводом Сила Сибири протяженностью 4.000 км и начнется разработка двух новых месторождений с общими запасами 2,7 трлн кубометров газа. Президент РФ Владимир Путин заявил, что речь идет о самом большом строительном проекте в мире в ближайшие четыре года.

По мнению российских официальных лиц, это соглашение поможет снизить зависимость от европейского рынка, даст мощный толчок развитию экономики страны и минимизирует отрицательные последствия западных санкций.

“Мы открыли для российского газа принципиально новый рынок сбыта с огромным потенциалом”, — отметил председатель правления Газпрома Алексей Миллер, назвав контракт крупнейшим в истории компании и почему‑то СССР.

Соглашение заключено на 30 лет и предусматривает ежегодную поставку 38 млрд кубометров газа — это сопоставимо с объемом, который Газпром в лучшие годы продавал Украине. Цена поставок публично объявлена не была, но, как считают эксперты, она составит около $ 350‑390 за 1 тыс. куб. м, что также сравнимо с европейским уровнем.

Кроме собственно экономической в российско‑китайском договоре в значительной степени выделяется политическая составляющая. Эксперты полагают, что Москва и Пекин таким образом формализовали свою антизападную коалицию, которая уже неоднократно проявлялась в отдельных ситуациях, например во время сирийского кризиса. Более того, многие аналитики уверены, что политики в этом соглашении куда больше, чем экономики.

“Речь идет больше о политике. Существуют важные элементы договора, которые не были обнародованы и, возможно, даже еще не определены. О контракте объявили сейчас,поскольку Путин не мог покинуть Пекин без доказательств китайско‑российской солидарности, чтобы показать ее США, Европе и Японии”, — говорит Корреспонденту Дерек Сизорс, специализирующийся на Китае эксперт стратегического исследовательского института Heritage Foundation (США).

 
 AP

Кому это надо

Одной из главных тем последних дней в российских СМИ и экспертной среде является обсуждение того, выгоден этот контракт России или нет. Сторонников обеих теорий нашлось более чем достаточно.

Среди плюсов договора называют диверсификацию поставок газа вместе с уменьшением зависимости от европейских потребителей, снижение чувствительности к западным санкциям, грядущее освоение Дальнего Востока, расширение сотрудничества с Китаем в других сферах экономики.

Во время строительства масштабной инфраструктуры стоимостью $ 55 млрд ($ 25 млрд из которых в качестве аванса должен дать Китай) будут задействованы целые секторы российской экономики, созданы более 10 тыс. новых рабочих мест.

Учитывая это, Bank of America даже поднял прогноз роста ВВП России в 2015 году с 1,5% до 2,1%.

“Прокладка трубопровода в Китай — это на самом деле очевидный шаг вперед в плане диверсификации экспортных направлений, что также важно”, — пояснил Корреспонденту редактор международного аналитического агентства Argus Том Рид, эксперт по азиатским энергетическим рынкам.

Кроме того, потребность Китая в газе будет расти — ожидается, что к 2020 году страна будет потреблять 420 млрд кубометров голубого топлива в год против 170 млрд в 2013‑м. Это позволит России еще больше увеличить поставки в Поднебесную.

 
-AP

Кремлю удалось обезопасить будущие поставки от лишних неожиданностей: Пекин согласился на привязку стоимости газа к нефтяной корзине, а также принял условие “бери или плати”. По мнению Рида, это все еще довольно стандартная практика для долгосрочных контрактов, гарантирующая получение в будущем дохода, необходимого для реализации крупных проектов.

“Эти условия не всегда работают, но Газпром сейчас стал значительно более гибким. В отличие от европейских потребителей Китаю сегодня не хватает мощностей для хранения газа, но Пекин рассматривает строительство новых хранилищ в качестве экономического и даже стратегического приоритета”, — отметил эксперт.

В свою очередь противники заключенного договора не отстают в аргументации того, почему он сулит России лишь неприятности. Один из лидеров российской оппозиции, а в прошлом вице‑премьер и министр топлива и энергетики страны — Борис Немцов — опубликовал подробные расчеты, согласно которым, чистый убыток Газпрома от реализации проекта составит $ 13,5 млрд.

“Конечно, Газпром работать себе в убыток не будет. Он потребует себе налоговых льгот. Примерно так на $ 15‑20 млрд. Ровно столько не получит российский бюджет”, — написал Немцов на своей странице в Facebook.

Убыточность проекта при обычных условиях косвенно подтвердил и сам Путин, предложив освободить его от уплаты налога на добычу полезных ископаемых. Эксперты уверены, что даже этим дело не ограничится — дополнительно для продажи газа могут быть существенно снижены и таможенные пошлины, как это было сделано в результате подписания Харьковских соглашений о поставках в Украину.

 
 AP

О спешности заключения контракта, переговоры вокруг которого велись последние десять лет, свидетельствует и тот факт, что изначально в повестке дня майского визита Путина в Китай он не значился вообще, — по данным российской газеты Ведомости, его туда вписали лишь после обострения кризиса в Украине и применения против РФ санкций со стороны Запада.

Когда российская делегация уже пребывала в Пекине, обе стороны сообщили прессе, что договор подписан не будет: снова не удалось договориться о цене. Тот факт, что в итоге соглашение все же подписали, свидетельствует, что кому‑то пришлось пойти на уступки. И вряд ли это был Китай.

“Я думаю, что условия [для России] оказались не столь хороши, как могли бы быть пять лет назад. Тогда переговорная позиция России была бы сильнее, поскольку она находилась под меньшим давлением, отношения с Европой были лучше. Сейчас Россия может потерять часть европейского рынка, и ей нужно это компенсировать. Что ставит Китай в более сильную позицию”, — говорит Корреспонденту Мартин Жак, британский ученый и автор книги Когда Китай возглавит мир: конец западного мира и рождение нового мирового порядка. 

Важным моментом также является тот факт, что осваивать те самые $ 55 млрд для постройки Силы Сибири будут традиционные подрядчики Газпрома — компании Стройгазконсалтинг и Стройгазмонтаж, подконтрольные людям из ближайшего окружения президента РФ и не отличающиеся склонностью к экономии средств.

“Будущее газовых поставок в Китай может быть сильно подорвано завышенными затратами на строительство газопровода Сила Сибири, — объясняет изданию Михаил Корчемкин, президент американской компании East European Gas Analysis. — Плохо то, что Газпром искусственно завышает затраты на строительство газопроводов, тем самым лишая своих акционеров прибыли и сокращая поступление денег в госбюджет”.

Также эксперты не советуют воспринимать в качестве гарантий то, что Китай согласился на условие “бери или плати”.

 
 AP

“Данное заявление [о согласии Китая] было сделано российской стороной, и в нем не уточнялся объем газа, за который Китай должен платить. Этот объем, наверное, весьма невелик в сравнении с общим заявленным объемом сделки”, — допускает Сизорс.

В пользу такой вероятности говорит и то, что в 2010 году Пекин тоже был согласен принять это условие, но лишь относительно 30 % всего обусловленного газа. Остальной объем китайцы готовы были покупать исходя из своих потребностей.

Кстати, о потребностях. Аналитики справедливо отмечают, что Поднебесная, стремясь сократить потребление угля, и дальше будет продолжать заменять его газом.

Однако этот процесс вряд ли можно назвать масштабным: в настоящий момент газ обеспечивает лишь 5 % нужд китайской промышленности, а стратегической целью, по словам Сизорса, является доведение данного показателя до 9 %. Так вот, даже если это и будет сделано, российская доля в конечном итоге составит не более 15 % общего потребления газа Китаем.

То есть, другими словами, Газпром вряд ли сможет диктовать партнеру свои условия. Более того, здесь возможен как раз обратный вариант: вся будущая громадная инфраструктура во главе с газопроводом Сила Сибири будет почти полностью предназначена для поставок газа в Китай и только частично — на СПГ‑терминал во Владивостоке.

Впрочем, последний факт также не особо радует — по мнению Корчемкина, сжиженный газ из этого терминала все равно будет слишком дорогим и не сможет конкурировать с австралийским, африканским или американским.

В данный момент США вовсю строят на своих побережьях СПГ‑терминалы, готовясь выйти на мировой рынок газа в качестве одного из крупнейших поставщиков. Особенно этот процесс ускорился после начала крымского кризиса и официального обращения Брюсселя к Вашингтону с просьбой помочь освободиться от зависимости от российского топлива.

Некоторые эксперты считают, что при самом худшем для Кремля варианте действия США способны привести к отвязке ценообразования газа от нефти и созданию отдельной газовой биржи, где стоимость топлива будет определяться исключительно спросом и предложением. Эксперты полагают, что вследствие этого газ может значительно подешеветь (см. Корреспондент № 13 от 4 апреля). Какое будущее в таком случае ждет новый российский мегапроект, можно только догадываться.

Однако и это еще не все. Как и в любом большом деле, здесь также нашлись сторонники теории заговора, подробно расписавшие будущий апокалипсис планетарного масштаба.

Новые порядки

“Они привязывают нас к себе газопроводом за $ 55 млрд. Они привязывают нашу Сибирь к себе. Это хорошо? Они будут строить нам порты, обустраивать нам Дальний Восток. Вам все еще классно или вам уже жутко? Ничего же страшного, что китайцы нам освоят наш Дальний Восток?” — вопрошает в своем очередном видеоблоге главный циник российской журналистики, Сергей Доренко.

О том, что китайцам дома тесно и они уже давно неровно дышат в сторону бескрайних и почти незаселенных российских просторов, не говорил только ленивый. Но сейчас, похоже, Поднебесная решила перейти от слов к делу.

На днях заместитель председателя страны Ли Юаньчао во время круглого стола с высшими российскими чиновниками предложил объединить Дальний Восток и Северный Китай в единую экономическую зону. По словам Юаньчао, на этих землях можно вместе развивать сельское хозяйство: в России свободных рук для освоения таких территорий все равно нет, а в Китае — хоть отбавляй.

Судя по всему, появление на дальних российских землях гектаров китайской капусты — лишь вопрос времени. Согласно прогнозам Мирового банка, уже в этом году китайский ВВП превзойдет американский по показателю покупательной способности. По мнению Жака, ожидается, что к 2030‑му китайская экономика составит треть мировой — больше, чем американская и европейская, вместе взятые.

“Китай становится новой силой притяжения в мире. Поэтому нас не должно удивлять, что Россия преимущественно экономически, но и политически тяготеет к китайскому полюсу притяжения”, — уверен эксперт.

Учитывая это, можно допустить, что последнее газовое соглашение между Москвой и Пекином имеет гораздо более глубокое значение, чем только экономическое сотрудничество. Хотя специалисты допускают, что даже при нынешнем состоянии дел Россия в будущем все же может извлечь из этого контракта пользу.

“Я надеюсь, что в 2020‑е годы ситуация в России изменится и появится возможность увеличения пропускной способности трубы с затратами на уровне китайских или европейских. Это сможет немного выправить экономику поставок российского газа в Северо‑Восточный Китай”, — говорит Кочемкин. 

***

Этот материал опубликован в №21 журнала Корреспондент от 30 мая 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

ТЕГИ: Россиягазжурнал КорреспондентКитайГазпромдальний востокдоговор
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии
Загрузка...