UA
 

Корреспондент: Семейство сумчатых. Герой капиталистического труда

28 декабря 2011, 16:34
0
147
Корреспондент: Семейство сумчатых. Герой капиталистического труда
Фото: Наталья Кравчук/Корреспондент
Главное в бизнесе все делать честно, - считает Иннокентий Троян

Поучительная история о том, как два украинца со стартовым капиталом в $ 40 построили производство по пошиву спортивных и женских сумок, а также крупную розничную сеть с годовым оборотом в сотню миллионов гривен, - пишет Александр Пасховер в материале, опубликованном в рамках проекта Герои капиталистического труда в №48 журнала Корреспондент от 9 декабря 2011 года.

В начале декабря журнал Корреспондент и телеканал ICTVзапустили совместный проект под названием Герои каптруда. Это серия статей о людях, которые сами добились успеха в бизнесе - с помощью знаний, усилий,образования, благодаря предпринимательской жилке. В четверг телевизионная версия рассказа о героях выходит на телеканале ICTV, а в пятницу выходит номер Корреспондента с печатной версией того же рассказа. Проект стартовал 1 декабря.

Уравнение с двумя неизвестными. Первый неизвестный – Иннокентий Троян. Ему 20 лет, у него нет высшего образования и пристойной работы, зато есть $ 20, одолженные у родителей, и здоровые амбиции. Второй неизвестный - это его школьный друг, 19-летний Александр Бережной, приблизительно с таким же набором житейского и финансового багажа. На дворе 1992 год. Украина вступает в голодные времена тотального дефицита. И вот вопрос, как же из двух таких малообещающих слагаемых вышел вполне пристойный результат – бизнес с годовым оборотом свыше 100 млн грн.?

 
"Мы сложились по $ 20, это был стартовый капитал, - говорит Троян. - Задач никаких не ставили, задача была заработать на свое существование. Никто не думал, что мы будем управлять фирмой".
Сегодня 39-летний Троян и его давний партнер 38-летний Бережной являются собственниками компании АиК, которая владеет в Украине сетью магазинов, где продаются спортивные, дорожные, молодежные, женские и мужские сумки, а также швейной фабрикой в Черкасской области, где несколько сотен швей выпускают всю эту продукцию под собственной торговой маркой - Derby

Сегодня 39-летний Троян и его давний партнер 38-летний Бережной являются собственниками компании АиК, которая владеет в Украине сетью магазинов, где продаются спортивные, дорожные, молодежные, женские и мужские сумки, а также швейной фабрикой в Черкасской области, где несколько сотен швей выпускают всю эту продукцию под собственной торговой маркой - Derby.

Хотя путь Трояна от $ 20 к первому миллиону не был коротким и уж точно он не был гладким. Пришлось тяжело трудиться на всех фронтах: скупать фурнитуру и ткани, кустарным способом шить сумки, а затем самим продавать их на киевском рынке. Предприниматели сумели выдержать давление быстрорастущего китайского импорта и гор местного самопала под мировыми именами Dolce&Gabbana, Louis Vuitton, Dior, Gucci, и осмелились зарегистрировать свой бренд, а также продвигать его как рыночную ценность.

"Наши конкуренты занимались тем, что печатали чужие логотипы, чтобы быстрее и проще продать, - поясняет Троян. - В итоге спустя годы могу сказать, что наш путь был более правильный".

Юность капитализма

"Это было и опасно, и интересно", - вспоминает Троян начало большого пути. Опасности в начале 1990-х подстерегали его на каждом углу. На родительский заем он начал возить из Москвы на продажу в Киев дефицитные сигареты, жвачки, шоколадки, ликер. Так он познакомился с дорожным рэкетом. Затем решил подработать на обмене валют, и едва не попал  в криминальную историю.

Так жить нельзя, решил молодой предприниматель, и после долгих мытарств взялся за новое для себя дело - пошив сумок с дальнейшей их перепродажей на оптовом столичном рынке Юность.

На родительский заем он начал возить из Москвы на продажу в Киев дефицитные сигареты, жвачки, шоколадки,ликер. Так он познакомился с дорожным рэкетом. Затем решил подработать на обмене валют

В те годы, как впрочем, и сейчас, там бурлила жизнь зарождающегося капитализма. И начинала свой путь если не вся, то по крайней мере, значительная часть современной украинской буржуазии.

Например, нынешний мультимиллионер водочный король Евгений Черняк, владелец ТМ Хортиця, Ореанда, Шустов, первые свои дивиденды собирал на рынке Юность, покупая оптом водку, чтобы потом перепродать ее в родном Запорожье. Так рождалась дистрибьюторская сесть Мегаполис, затем завод Хортиця, потом - международный ликероводочный холдинг.

"Кто-то возил обои из Польши, кто-то квартиры начинал ремонтировать и продавать их, было простое всем понятное налогообложение, - рассказывает Александра Кужель, председатель госкомитета Украины по вопросам развития предпринимательства конца 1990-х. -Вы не представляете, какая это была прелесть. Когда налог на прибыль был 5%, а банковский процент 3%".

Подобный путь проходил и Алексей Кулагин, директор харьковской компании Харбел, который, как и Троян, специализируется на производстве и продаже сумок. "Тогда людям нечего было покупать, продавалось все, - с восторгом вспоминает он события 20-летней давности. - Рынок был пустой".

На пустой рынок Троян и его бизнес-партнер Бережной пришли не с пустыми руками. Они организовали массовый пошив сумок - от дорожных до дамских. Модели придумывали сами или копировали новинки мировой моды.

Они организовали массовый пошив сумок - от дорожных до дамских. Модели придумывали сами или копировали новинки мировой моды.

Для начала наняли около 20 швей. И очень скоро они не успевали выполнять нарастающее количество заказов. Спрос подогревала гиперинфляция (инфляция 1992 – 1994 годов суммарно достигла 47.000%), и население стремилось поскорее избавляться от обесценивающихся на глазах денег.

"Это был тот момент, когда я стала обеспеченной женщиной, - рассказывает Кужель. - У меня была зарплата тысяча рублей, а машина Таврия стоила 11 тыс. рублей. Мне дали ссуду, я на нее купила машину, ровно через две недели у меня зарплата была уже 11 тыс. рублей. Кто знал, как себя вести, покупали товар. Мы покупали мебель, машины и т. д.".

Именно тогда Троян, уже не справлявшийся с аппетитами земляков, начал размещать заказы на швейных фабриках страны. Он впервые задумался о том, чтобы получить значительную долю на быстрорастущем рынке, где царил некачественный импорт и кустарный труд местных ремесленников.

На оборотные средства молодой бизнесмен выкупил в Черкасской области помещение, которое превратил в фабрику - установил оборудование, собрал швей и запустил производство. Полки ЦУМов во всех областных городах, а также новых розничных сетей стали наполняться продукцией с его предприятия.

К этому времени был решен самый важный вопрос, который в те годы еще мало кого волновал. "Когда мы начали шить первую сумку, встал вопрос, что будем делать - печатать известный логотип, чтобы быстрей продалось, или ставить свой, никому неизвестный? – рассказывает Троян. - Решили идти длинным путем - мы никогда не печатали: Аdidas, Puma, Nike".

На оборотные средства молодой бизнесмен выкупил в Черкасской области помещение,которое превратил в фабрику - установил оборудование, собрал швей и запустил производство

В 1997 году бизнесмены основали компанию АиК, и зарегистрировали на нее торговую марку – Derby, на которой и сегодня красуется все тот же логотип – голова лошади. Таким образом, получился своеобразный намек рынку: вот вам Троянский конь, сильный и непредсказуемый, рассуждает Троян. Да и ассортимент под этой торговой маркой быстро пополнился новыми моделями сумок, рюкзаков и чемоданов.

На этом взлете бизнесменов настиг финансовый кризис 1998 года. Произошел первый крупный обвал национальной валюты - доллар подорожал вдвое. Импортный материал и фурнитура, из которых шились сумки, подскочили в цене. Продажи начали падать. Кроме того, реализаторы стали массово уклоняться от возврата товара и денег. Пришлось срочно менять стратегию бизнеса.

"Мы стали терять наших оптовых клиентов, - поясняет Троян. - Чтобы увеличивать продажи, другого варианта у нас не было". Под другим вариантом предприниматель подразумевает строительство собственной торговой сети.

Китайское предубеждение

2 декабря 2011 года в Харькове Троян и его неизменный компаньон Бережной открыли 38-й магазин ТМ Derby. Ежедневно в этой сети продается до 2 тыс. сумок. Средний чек здесь в пределах 200 грн. Таким образом дневной оборот компании достигает 400 тыс. грн. Десять лет назад, когда Троян открывал в Киеве свой первый магазин, ни он, ни его товарищ не смели и мечтать о таком размахе.

Чтобы обеспечить подобный товарооборот, украинских мощностей уже не хватает, и пошив 90% продукции предприниматели заказывают в далеком Китае. По словам Бережного, несколько фабрик Поднебесной полностью загружены заказами от его компании, и ничем другим не занимаются.

2 декабря 2011 года в Харькове Троян и его неизменный компаньон Бережной открыли38-й магазин ТМ Derby

"Там большой рынок рабочей силы, хотя по себестоимости продукции примерно одинаково - что произведенная здесь в Украине, что произведенная в Китае, - рассказывает Троян. - Выхода другого нет, если нужно развиваться, то нужно искать дополнительные мощности. У нас в Украине, к сожалению, нет ни мощностей, которые могли бы производить подобную продукцию, ни сырья, ни материалов".

Китайских компаньонов уважают за патологическое трудолюбие за сравнительно небольшие деньги. Рабочий день здесь достигает 12 часов, а выходной в месяце всего один. Праздничные каникулы - всего раз в год, на китайский Новый год.

Кулагин не разделяет восторга Трояна, который эксплуатирует дешевую китайскую рабочую силу. Харьковскому предпринимателю не по душе засилье азиатской продукции на рынке Украины. "Сейчас конкуренция жесткая, - говорит он. – В основном это конкуренция с китайскими производителями, хотя с ними конкурировать невозможно".

Кулагин настаивает, что если его продукция и проигрывает в количестве, то уж по качеству она точно лучше, чем у Derby, так как его компания Харбел работает по индивидуальному заказу. Троян же уверяет, что отвечает как за высокое качество, так и за немалое количество своей продукции. "Самые крепкие конкуренты – неорганизованная розница, - расставляет он точки над і. - Нет никаких брендов [в Украине], чтобы они с нами конкурировали".

Чемоданное настроение

Пережить кризис 1998 года оказалось не таким уж трудным делом. По словам Трояна, в зоне турбулентности он пребывал не более полугода. Потери были не критическими, тем более, что следом за коллапсом в рост пошла экономика - началось время потребительского бума.

Однако и тогда Троян вел себя довольно осторожно: даже на пике потребительского спроса компания отказалась от соблазна брать кредиты. Вообще за всю историю своего бизнеса компаньоны ни разу не брали в долг у банкиров. Первый и последний их заем -  в 1992 году по $ 20 на брата у своих же родителей.

Еще одна из мер предосторожностей Трояна и Бережного - это полный отказ от продажи даже маленькой доли бизнеса ради оборотных средств. Страна, в которой процветает рейдерство, плохо приспособлена к такой рискованной стратегии, считают они.

Вообще за всю историю своего бизнеса компаньоны ни разу не брали в долг у банкиров

Все важные решения в бизнесе Троян научился принимать сам. Он так и не успел получить высшего образования, что не помешало ему занять достойное место в большом мире маленького капитализма. Отсутствие образования он наверстывает чтением деловой литературы.

Сейчас столичный предприниматель в буквальном и переносном смыслах готовится собирать чемоданы, чтобы покорить новые коммерческие высоты. В его ближайших планах двинуться на внешние рынки, в частности, в Россию и Беларусь.К тому же, под Киевом, в селе Погребы, Троян планирует построить первое в Украине современное производство чемоданов.

Из суеверия или из скромности, но Троян не желает озвучивать свою новую бизнес-идею, по крохам выдавая Корреспонденту скудные цифры будущего большого проекта. Производственная площадь плюс склад займут около 5 тыс. кв. м., что сравнимо с величиной футбольного поля.

На предприятии смогут работать как местные жители, так и киевляне, понадобятся швеи, сборщики и т. д. Предполагаемый размер первоначальных инвестиций в производство чемоданов – $ 1 млн. Мало? Достаточно для людей, начинавших с $ 40.

Он так и не успел получить высшего образования, что не помешало ему занять достойное место в большом мире маленького капитализма.

Троян, как, впрочем, и многие другие представители малого и среднего бизнеса, рассказывает, что готов и дальше развивать полет своей предпринимательской фантазии, реализовывая смелые идеи, лишь бы власть не топила тех, кто с таким трудом создает материальные ценности и рабочие места в Украине.

"Места всем сейчас хватает, - резюмирует чемоданных дел мастер. - Просто не все сейчас хотят заниматься бизнесом".

Пять вопросов к герою капиталистического труда

1.      Год и место рождения, образование - Киев, 19 ноября, 1972 года. Образование - среднее.

2.      Главное правило успешного бизнеса - Все делать честно

3.      Какой вам нужен минимальный ежемесячный доход для достойного существования - Мне лично, небольшой, но у меня есть семья, так что где-то в районе $ 10 тыс.

4.      Книга (фильм, театральная постановка, выставка), которые вас поразили или заставили мыслить в новом направлении - Если книга, то та, которую я прочитал еще в армии, Рассказы о бравом солдате Швейке. Из более свежих - французский  фильм Амели.

5.      Страна, с которой Украине следовало бы брать пример? Поясните. Китай, который за 20 лет смог пройти путь от нищего государства до мирового экономического лидера. Это страна, которая развивается даже ночью, страна, которая получает современное образование.

***

Этот материал опубликован в №48 журнала Корреспондент от 9 декабря 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь

ТЕГИ: журнал КорреспондентбизнессумкиDerbyИннокентий Троян
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии
Загрузка...