UA
 

Корреспондент: Кризис ударил по импорту

Корреспондент.biz,  28 октября 2014, 07:57
69
14572
Корреспондент: Кризис ударил по импорту
Фото: УНИАН
Падение спроса на б/у автомобили отражает общую тенденцию снижения потребления в Украине

Импорт за январь-сентябрь 2014 года снизился существенно — до $ 39,5 млрд против $ 56 млрд за аналогичный период прошлого года.

В сентябре объём импорта из России ожидаемо снизился, отразив политическое обострение между Киевом и Москвой. Европейские импортёры заполнить образовавшуюся нишу не сумели в силу причин внутреннего характера, пишет Елена Романюк в №42 журнала Корреспондент от 24 октября 2014 года. 

Государственная фискальная служба (ГФС) обнародовала данные о внешней торговле за сентябрь. Сюрпризов не произошло — и импорт, и экспорт стабильно падают, отличаются только темпы снижения.

С экспортом ситуация более однозначна — предприятия-экспортёры снизили обороты либо и вовсе простаивают, отсюда и 10%-е падение по итогам девяти месяцев 2014 года. В то же время импорт за январь-сентябрь снизился куда более существенно — $ 39,5 млрд против $ 56 млрд за аналогичный период прошлого года.

Падение происходит за счёт таких групп товаров, как топливо, включая нефть и газ, легковые автомобили, прокат чёрных металлов, минеральные удобрения и лекарства. В случае с поставками топлива связь с политическими факторами очевидна. Импортёры же других групп товаров мало того, что столкнулись со снижением спроса, но ещё и фактически стали объектами экономических санкций. Которые, как бы это странно ни звучало, были разработаны и введены собственным государством.

Валютный вопрос

«Сокращение импорта провоцирует в первую очередь падение спроса со стороны украинских потребителей. В связи с обесцениванием гривни все импортные товары подорожали в среднем на 80%, и граждане не готовы приобретать их по новым ценам в том объёме, как в прошлом году», — говорит Александр Паращий, руководитель департамента инвестиционной компании Concorde Capital.

Импортёры, столкнувшиеся с новыми реалиями потребительского спроса, вынуждены корректировать свои планы.

«Если раньше, скажем, аптека покупала у компании-дистрибьютора партию из 1 тыс. упаковок Нормодипина, то сегодня — существенно меньше. Ведь цена препарата сильно выросла, и люди стали выбирать более дешёвые лекарства. Как следствие, объём оборотных средств у аптек уменьшился; сейчас они работают с рентабельностью 1%», — приводит пример Оксана Гуленко, директор Аптечной профессиональной ассоциации Украины.

А кроме сложностей из-за самой девальвации гривни импортёрам пришлось учитывать и меры властей по борьбе с этой девальвацией, застрекотавшие автоматной очередью.

С 23 сентября Национальный банк ввёл запрет на платежи по импортным операциям для товаров, ещё не ввезенных на территорию Украины (постановление НБУ № 591). Как результат, эти поставки оказались заблокированы из-за проблем с внесением предоплаты за продукцию. Добавил интриги и запрет НБУ на платежи по договорам импорта, согласно которым продукция была ввезена в Украину и прошла таможенное оформление более 180 дней назад.

Как считают в Федерации работодателей Украины (ФРУ), по сути речь идёт о запрете окончательных расчётов, например, в рамках договоров о поставке и налаживании импортных производственных линий.

«Применение этой нормы будет прямым показателем для зарубежных бизнес-партнёров о пренебрежении Украиной юридическими нормами международной торговли», — сказано в обращении ФРУ к руководству Нацбанка.

Сыграли свою роль и многочисленные административные меры, крайне усложнившие покупку валюты и, по сути, загоняющие рынок в тень.

«В итоге импортёры просто не могут спланировать свою работу, не могут просчитать, сколько товара им завозить и как расплачиваться с зарубежными партнёрами», — резюмирует Паращий.

Цена независимости

Первый месяц осени продолжил тенденцию снижения объёмов внешней торговли с РФ. По итогам января-сентября на долю России пришлось более 23% всего импорта, но в сентябре этот показатель снизился до 17%. Впрочем, рассматривая динамику внешней торговли с РФ, следует держать в уме такой фактор, как отсутствие поставок российского газа в июле-октябре.

«Компенсировать российский газ поставками из других источников по-прежнему представляется непростой задачей. За три квартала прошлого года Украина импортировала этого сырья на $ 7,6 млрд, из которых только в сентябре — на $ 1,2 млрд. В этом году за аналогичный период импорт российского газа составил $ 2,6 млрд, из которых на сентябрь пришлось символических $ 8 млн», — отмечает Владимир Ланда, консультант компании Strategic Business Solutions.

Реверсные маршруты в силу разных причин, включая и активные действия России на европейском рынке, пока реальной альтернативой не стали. Объёмов топлива, поступающих из стран ЕС, недостаточно даже для переживающей нелучшие времена украинской промышленности, не говоря уже о сфере ЖКХ.

«Чтобы пережить отопительный сезон, Украине нужно еще 5 млрд куб. м топлива. В четвёртом квартале прошлого года мы импортировали 7,6 млрд куб. м российского газа, а с учётом газа из ЕС — более 8 млрд», — поясняет Паращий.

Как следствие, сальдо торговли между Украиной и РФ в сентябре достигло отрицательного значения — минус $ 18 млн. Ещё летом оно было положительным, что способствовало повышению морального духа киевских чиновников. То затихающие, то нарастающие с новой силой торговые войны, а также перспектива введения новых санкций — обстановка, когда высокий боевой дух необходим.

В октябре Минэкономразвития обнародовало проект ответных санкций против РФ — спустя две недели после того, как глава российского правительства Дмитрий Медведев подписал постановление о введении ввозных таможенных пошлин в отношении украинских товаров.

Незаполненный вакуум

На фоне продолжающихся торговых войн с Россией Евросоюз, и ранее являвшийся основным внешнеторговым партнёром Украины, продолжает укреплять свои позиции — доля европейских товаров в отечественном импорте продолжает расти. Если с начала года общая доля 28 стран ЕС составляла в структуре импорта 38%, то в сентябре она уже превысила 42%.

«Прежде всего прирост доли стран ЕС произошёл благодаря товарам из Германии и Польши. Примечательно, что тренд роста доли европейского импорта начался ещё в 2012 году, а сейчас достиг своего исторического максимума в относительном выражении», — отмечает Ланда.

По словам эксперта, доля Германии в структуре украинского импорта выросла в первую очередь благодаря поставкам природного газа. Согласно данным ГФС, если за январь-август из страны было импортировано газа только на $ 177 млн, то в сентябре, всего за месяц, — почти на $ 123 млн. В то же время более привычные товары немецкого происхождения в сентябре стали покупать ещё меньше. К примеру, легковых автомобилей в январе-августе завезли в Украину на $ 142 млн, а в сентябре — лишь на $ 9 млн.

В целом, как говорят в Госслужбе статистики, по итогам восьми месяцев 2014 года импорт из стран Евросоюза составил $ 13,44 млрд и уменьшился по сравнению с январем-августом 2013-го на 20,7%. Падение обусловлено снижением поставок из той же Германии (-26,4%), Франции (-26%), Польши (-22,6%) и Италии (-20,7%). Причины — всё та же девальвация и снижение потребительского спроса.

Например, ассоциация Укравтопром сообщила, что продажи подержанных автомобилей в январе-сентябре нынешнего года упали по сравнению с аналогичным периодом прошлого на 64% — до 37,6 тыс. единиц. На первичном рынке б/у автотранспорта, который наполняется как раз за счёт его импорта в страну, в сентябре продано всего 284 легковые машины — почти в три раза меньше, чем в сентябре 2013-го и на 18% меньше, чем в августе.

Если говорить о других группах товаров, то, по оценке Александра Охрименко, президента Украинского аналитического центра, ввоз бытовой техники в Украину упал на 30%. Существенно сократились поставки импортных лекарств, рыбы, овощей и т. д. И речь идёт не столько о европейском импорте, сколько об общем снижении. Поставки из Китая и США сократились также существенно.

На общем фоне интересен феномен Беларуси, укрепляющей свои позиции в качестве одного из ключевых украинских партнёров. Её доля в общем импорте пока не превышает 8%, но очень скоро удельный вес белорусских товаров может увеличиться, учитывая активность поставщиков из этой страны. Локомотивы роста здесь — дизтопливо и бензин: по данным Охрименко, уже сейчас основную часть нефтепродуктов в нашу страну завозят именно из Беларуси.

Чем замещать будем?

Сложная экономическая ситуация в Украине, падение в промышленности и снижение платёжеспособности населения не позволяет говорить о положительных прогнозах увеличения импорта до конца года.

«В ближайшие месяцы можно ожидать сезонного роста импорта энергоносителей и сокращения спроса на потребительские товары. Возможно, дополнительным фактором давления станет и курсовая нестабильность», — прогнозирует Ланда.

В результате, считает эксперт, по итогам года можно ожидать обвала импорта на 31% в долларовом выражении — до $ 52 млрд. На минеральное сырьё придётся около $ 8 млрд из этого падения, $ 3 млрд — на автомобили, по $ 2 млрд — на промышленные машины и бытовое электрооборудование.

Аналитик уточняет, что в прогнозе он условно заложил квартальный импорт газа на уровне $ 3,3 млрд. Но этот параметр может колебаться в зависимости от итогов договоренностей Брюсселя, Киева и Москвы. Не исключено, что оплата уже поставленного газа вместе с новыми поставками может «потянуть» и на $ 5,5 млрд до конца декабря. Впрочем, в случае с газом реальность может скорректировать эти прогнозы в любую сторону.

Однако энергоносители — это тот сегмент, где без импорта Украине не обойтись, будь то топливо для АЭС или газ. К традиционным позициям в этом году может добавиться ещё и уголь антрацитовых марок. Запасы топлива на украинских ТЭС неуклонно снижаются, а вывоз донбасского угля из-за разрушенной инфраструктуры и боевых действий на востоке крайне затруднён.

По словам Охрименко, трудно обойтись Украине и без ряда позиций фармацевтической продукции.

«У нас 50% фармацевтических товаров — импортные. При этом мы завозим не только готовые лекарства, но и сырьё для отечественных фармацевтических предприятий», — уточняет эксперт.

Солидарен с коллегой Александр Соколов, генеральный директор компании Pro-Consulting: «Существует ряд рыночных направлений, где товары зарубежного производства являются основой. Топливные ресурсы, автомобилестроение, частично фармацевтика и т. д. Украинские операторы не способны заполнить эти ниши собственным производством».

Дальнейшее снижение объёмов поставки товаров зарубежного производства, по мнению Соколова, всё же может привести к замещению их продукцией отечественного происхождения там, где это возможно.

«Станет ли это стимулом к развитию украинской промышленности? Для некоторых отраслей — безусловно», — уверен эксперт.

***

Этот материал опубликован в №42 журнала Корреспондент от 24 октября 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

ТЕГИ: Украинажурнал КорреспондентэкспортпадениеИмпорт
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии
Загрузка...