Корреспондент.biz,
10 февраля 2015, 11:06
Новому руководству Минэнергоугля удалось решить проблему веерных отключений, пишет журнал Корреспондент.
Но ему не избежать очередных скандалов, разоблачений и конфликтов с участниками рынка, пишут Дмитрий Горулько и Роман Козаченко в №3-4 журнала Корреспондент от 30 января 2015 года.
Вопреки предварительным прогнозам, ситуацию с энергоснабжением в январе удалось стабилизировать — масштабные веерные отключения прекратились, как и прогнозировал министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин.
Добиться этого удалось благодаря импорту угля и электроэнергии из России, утверждают чиновники. Как сообщили Корреспонденту в министерстве, подписанный 29 декабря контракт с российским Интер РАО ЕЭС предусматривает импорт электроэнергии в объёме до 1.500 МВт, ориентировочный объём поставок в январе — около 700 млн кВт/ч.
Что касается импорта угля, то здесь существуют определённые разногласия: согласно заявлению холдинга Рината Ахметова ДТЭК, обещанное возобновление поставок угля из России, прекратившихся ещё 22 ноября, так и не произошло.
Тем не менее ситуацию удалось стабилизировать благодаря такому фактору, как общее снижение потребления электроэнергии. Данные госпредприятия Энергорынок, которыми располагает Корреспондент, свидетельствуют, что в 2014 году потребление электроэнергии в стране снизилось почти на 7%. Очевидно, тенденция сохранилась и в январе. Свою роль в этом сыграла аномально тёплая для середины зимы погода, но не стоит сбрасывать со счетов и спад потребления в промышленности, существенно снизившей производство, а значит, и потребность в электроэнергии.
Впрочем, праздновать победу рано: запасы угля на ТЭС колеблются в пределах 1,3 млн т, а стабильность поставок всё ещё оставляет желать лучшего. В ответе Минэнергоугля на запрос издания от 13 января, в частности, сказано, что суточный объём поставок составлял 70 тыс. т — на 10 тыс. т ниже, чем потребление.
Эхо войны
Учитывая обострение вооружённого конфликта на Донбассе во второй половине месяца, ситуация изменилась в нелучшую сторону. В прошлый четверг полк Днепр-1 сообщил о подрыве «партизанами» состава с углём, который двигался в сторону России, в районе станции Красная Могила.
Правда, губернатор Луганщины Геннадий Москаль заявил, что поезд, ставший объектом атаки, вёз уголь для станции ДТЭК Востокэнерго в Счастье, снабжающей электроэнергией подконтрольную Украине часть Луганской области. По его словам, составы с углём, добываемым в районе Ровеньков и Свердловска, следуют в Счастье транзитом через российскую территорию.
«Подрыв поезда с углём, который предназначался для ТЭС в Счастье, — это прямая диверсия, — сказал Москаль. — Если станция остановится из-за отсутствия угля, почти вся контролируемая Украиной территория Луганской области будет обесточена».
Однако события в зоне АТО затрагивают не только ближайшие окрестности. 24 января ДТЭК сообщил, что на подконтрольной Украине станции Красный Лиман уже неделю заблокированы 200 вагонов с углём, на который есть все необходимые документы.
Топливо предназначалось для Приднепровской и Криворожской ТЭС ДТЭК Днепрэнерго, снабжающих Днепропетровскую область. При этом запасов угля на станциях по состоянию на прошлую пятницу оставалось соответственно на один и пять дней работы минимальным составом энергоблоков.
Впоследствии ситуацию удалось стабилизировать благодаря доставке на Приднепровскую ТЭС партии угля, достаточной для недели её работы, однако это лишь временное решение проблемы.
Впрочем, проблемы на Донбассе при всей их остроте для отрасли уже не новость. Не менее ожесточённые баталии, пусть и проходящие в другой плоскости, развернулись в Киеве.
Хотели как лучше
Обсуждая детали контракта с Интер РАО ЕЭС, чиновники и руководство государственной компании Укринтерэнерго вряд ли рассчитывали на то, что эта договорённость окажется объектом резкой критики со стороны не только СМИ, но и коллег по правительству.
Просочившийся в прессу контракт, или, как утверждает Демчишин, одна из его предварительных версий, стал поводом для проведения служебного расследования Кабмина, санкционированного премьер-министром Арсением Яценюком.
Сам министр благодаря умело раздутой кампании стал чуть ли не главным пораженцем благодаря упоминанию в тексте поставок электроэнергии в «Крымский федеральный округ РФ», что было истолковано как признание аннексии Крыма.
Новый скандал пришёл на смену затухающему угольному — в конце концов, находить новые свидетельства «негорючести» африканского угля, давно сгоревшего в топках, довольно сложно, а готовность пойти на уступки России — тема актуальная как никогда.
Между тем, как прогнозировал Корреспондент, суть уступок и претензий сводится к тому, что Россия согласилась поставлять Украине электричество в обмен на обязательства Киева по снабжению электроэнергией Крыма. Цена российского импорта — 85 коп. за 1кВт/ч, что соответствует цене, по которой продавали электроэнергию украинские ТЭС в конце 2014 года.
Настораживает прописанное в контракте условие «бери или плати» — в случае невыполнения контрактных обязательств цена рассчитывается по сложной формуле
Настораживает скорее прописанное в контракте условие «бери или плати» — в случае невыполнения контрактных обязательств цена рассчитывается по сложной формуле. Которую, как выразился теперь уже бывший сотрудник Укринтерэнерго, «никто до конца не понимает». Кроме того, контракт подписан на год, в то время как импорт электроэнергии из РФ изначально рассматривался как временная мера.
Сам Демчишин заявил, что опасения по поводу условия «бери или плати» преувеличены.
«То, что договор подписан на год, — так это договор, мы по нему можем передоговариваться по графику каждый день. Я не вижу никакой проблемы. Когда система будет самодостаточна и будет достаточно угля, мы откажемся от договора», — пояснил министр на заседании Совета оптового рынка электроэнергии.
С другой стороны, пример НАК Нафтогаз України, пытающейся «передоговориться» с Россией по газовому контракту вот уже седьмой год, свидетельствует, что получается это не у всех и не всегда.
Но министр, похоже, сейчас гораздо больше ориентирован на борьбу с «внутренним врагом». Импорт угля, по его словам, необходим, чтобы загрузить электростанции государственной компании Центрэнерго.
«Это единственный способ бороться с монополистом вроде вас», — заявил Демчишин на заседании совета ОРЭ, обращаясь к представителю ДТЭК.
Отягчающие обстоятельства
Развивая тему, Демчишин обвинил ДТЭК в непрозрачности формирования заявок на тарифы на отпуск электроэнергии, устанавливаемых нацкомиссией, которая регулирует энергетику и коммунальные услуги (НКРЭКУ). По его словам, компания не раскрывает детали себестоимости угля, используемого в качестве топлива, при этом требуя повышения тарифов для своих станций.
«В течение полугода — никаких данных, а удельные затраты на 1 кВт — они выше на 40%, чем в других странах», — возмутился глава Минэнергоугля.
В свою очередь Дмитрий Маляр, представлявший на заседании ДТЭК Востокэнерго, поинтересовался причиной, по которой НКРЭКУ снизила тарифы для ТЭС в январе на 10%, с 86 коп. за 1 кВт/ч до 78 коп.
«Мы не видим открытости в решениях НКРЭКУ: почему тарифы для украинских ТЭС упали? При этом импортная электроэнергия закупается по 85 коп. за 1 кВт/ч. Мы не понимаем, почему так получилось», — отметил Маляр.
Министр также раскритиковал ДТЭК за участившиеся случаи аварийной остановки блоков ТЭС как раз в момент возникновения существенного дефицита электроэнергии.
«Выделяются средства на реконструкцию, а станции потом останавливаются в разгар отопительного сезона. Понимаю, что случается форс-мажор, но не по два блока на четырёх станциях одновременно, и вы ещё рассказываете, что мы вас ущемляем», — заявил Демчишин.
Учитывая серьёзность прозвучавших обвинений — по версии чиновника, ДТЭК как минимум отчасти виновен в возникновении дефицита электроэнергии и веерных отключений, — Корреспондент поинтересовался статистикой аварийной остановки блоков в октябре-декабре. Количество случаев аварийной остановки блоков ТЭС ДТЭК в сравнении с IV кварталом действительно существенно выросло.
Однако Центрэнерго демонстрирует увеличение случаев аварийной остановки более чем в два раза, что превышает средний по отрасли показатель, и объяснить этот факт происками Ахметова крайне сложно. Частота остановок блоков Центрэнерго Энергоинвест Холдинга Игоря Гуменюка осталась на уровне прошлого года.
Но здесь следует учесть, что одна из двух ТЭС компании, Славянская, оказалась в зоне боевых действий и серьёзно пострадала ещё летом. Возобновить работу одним блоком на 80 МВт она смогла только в середине октября, а ремонтные работы продолжаются до сих пор.
Старые грабли
Перепалка министра и представителя крупнейшего частного оператора затронула давнюю хроническую проблему отрасли — изношенность основных фондов. Блоки и котлы, несмотря на все проведённые модернизации, с годами новее не становятся. А работа в сверхнормативных режимах и использование импортного угля, не являющегося проектным топливом, предусмотренным конструкцией, влечёт за собой аварийные остановки.
В конце концов, даже самая «свежая» украинская ТЭС старше, например, 24-летнего Дмитрия Вовка, 30 декабря возглавившего НКРЭКУ. Это назначение вызвало столь сложную реакцию в профильных кругах, что от него поспешила откреститься даже корпорация Roshen, в московской структуре которой ранее трудился новый глава Нацкомиссии.
На фоне полемики на заседании совета ОРЭ практически незамеченной осталась и другая новость, тоже в какой-то степени привет из прошлого. Представитель Энергорынка сообщила, что за декабрь прошлого года госпредприятие получило на 24% меньше платежей, чем за декабрь 2013-го. При этом за вторую половину месяца уровень расчётов снизился более чем на треть.
Украинский оптовый рынок работает по модели с «единым покупателем», которым выступает Энергорынок. Это значит, что все виды генераций продают ему электроэнергию по тарифам, установленным НКРЭКУ, а Энергорынок затем продаёт её поставщикам — главным образом облэнерго, которые уже имеют дело с розничными клиентами.
Резкое ухудшение платёжной дисциплины означает рост долгов по всей цепочке: не получающие денег от клиентов облэнерго не платят оператору рынка, а тот не может рассчитаться с производителями электроэнергии. По данным Энергорынка, уровень расчётов с производителями составил в декабре чуть более 60%, и особых надежд на его улучшение нет.
Подобная ситуация уже наблюдалась в 2013 году, когда обозначился так называемый провал рынка, — тогда проблему удалось решить в значительной степени за счёт кредитов государственных банков. Энергорынок направлял полученные средства на обслуживание предыдущих кредитов и перечислял их операторам ТЭС в качестве авансовых платежей за будущие периоды. Сейчас подобный сценарий может повториться, однако ситуация и на рынке, и в стране в целом гораздо сложнее.
Нынешняя стабильность выглядит слишком хрупкой и зависит от целого ряда факторов. Обострение противостояния по линии Президент - премьер, заложником которого могут стать Демчишин и его команда, дальнейшее ухудшение коммуникации между Минэнергоугля и ДТЭК, эскалация конфликта на востоке и её последствия, а также отношения с Россией — факторов нестабильности слишком много.
Всё это значит, что веерные отключения могут вновь стать реальностью для миллионов украинцев в любой момент. Для этого в принципе достаточно, чтобы в сложившихся обстоятельствах зима снова превратилась из календарной в настоящую.
Александр Ткачёв, начальник отдела инвестиционного анализа аналитического департамента компании Pro-Consulting
В Украине до 2013 года отмечалось увеличение производства электроэнергии (в среднем на 2,5% в год). Её излишки экспортировались в близлежащие страны. Характерной тенденцией для исследуемого направления является сезонность потребления. Пиковые нагрузки характерны для зимнего периода в основном из-за увеличения потребления электроэнергии населением. Также для рынка до недавнего времени свойственен был процесс приватизации.
Однако энергетика Украины имеет и ряд давних проблем, среди которых необходимость модернизации существующих систем и сетей, формирование эффективного процесса распределения электроэнергии, зависимость от добычи угля, долги перед энергетиками за поставленное тепло и свет и т. д.
Введение стимулирующего формирования тарифов в электроэнергетике для распределяющих компаний могло бы помочь им проводить модернизацию
К слову, введение стимулирующего формирования тарифов в электроэнергетике для распределяющих компаний могло бы помочь им проводить модернизацию. В целом же энергетический сектор страны имеет большие перспективы развития при эффективном управлении и решении части сложившихся проблем.
***
Этот материал опубликован в №3-4 журнала Корреспондент от 30 января 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.