UA
 

Корреспондент: Обвал гривны больно ударил по рынку лекарств

Корреспондент.biz,  10 марта 2015, 12:53
77
11037
Корреспондент: Обвал гривны больно ударил по рынку лекарств
Фото: ТСН.ua
Цены на лекарства стремительно растут из-за обвала гривны

Рост цен на лекарства уже ударил по объёмам продаж, но всепоглощающая девальвация продолжит толкать цены вверх и в этом году.

Аптечные ценники сегодня сами по себе способны подпортить если не здоровье, то уж настроение покупателя наверняка, пишет Екатерина Руденко в №8 журнала Корреспондент от 27 февраля 2015 года.

В 2014-м средняя цена лекарств выросла почти на треть, превысив 23 грн за упаковку. Данные специализированного сайта apteka.ua свидетельствуют, что этот рост стал рекордным как минимум за последние пять лет. Но, судя по всему, это ещё не предел.

2015 год таит в себе множество сюрпризов и для производителей лекарств, и для покупателей. Теоретически, если всё пойдёт по плану, лекарства могут даже подешеветь. Для этого нужно, чтобы анонсированные правительством реформы набрали ход, — тогда в Украину можно будет завозить препараты, сертифицированные другими странами.

Однако речь идёт о возможном снижении цены в долларах. На фоне другого процесса — ускоряющегося обвала гривни — это снижение выглядит как очень отдалённая перспектива. Не стоит недооценивать и отечественное фармацевтическое лобби, которое не слишком заинтересовано в усилении конкуренции.

В данных о продажах прошлого года аналитики учитывали статистику по Крыму, где сейчас ситуация довольно сложная. Участники рынка подтверждают тенденцию — российские поставщики постепенно вытесняют украинских с полуострова.

Российские лекарства сами по себе дороже отечественных, но украинские дистрибьюторы вынуждены закладывать в цену свои риски и дополнительные логистические расходы. В результате цена лекарственного препарата в Крыму выросла на 46,2%, повлияв и на средний по Украине показатель.

Основная причина роста цен — всё же обесценивание гривни. С февраля 2014-го Украина пережила несколько резких скачков курса доллара, продолжающихся до сих пор

Впрочем, основная причина роста цен — всё же обесценивание гривни. С февраля 2014-го Украина пережила несколько резких скачков курса доллара, продолжающихся до сих пор. В понедельник курс чёрного рынка проскочил отметку четырёхкратной девальвации (75% падения) по сравнению с прошлым годом, уверенно шагнув дальше.

Курсовые качели в первую очередь ударили по импортным препаратам, в то время как продукция отечественных фармацевтических компаний имела больший запас прочности. Этого запаса, впрочем, хватило на три-четыре месяца, не более — дальше сказались расходы на импортное сырьё, которое всё-таки закупается за валюту.

Тем не менее воспользоваться моментом отечественным игрокам рынка удалось.

«Покупатели предпочитали приобретать лекарства украинского производства, потому что импортные стали для них слишком дорогими. Исключением в большинстве случаев стали препараты, которые в Украине не производятся», — рассказывает директор Агентства медицинского маркетинга Юрий Чертков.

Игроки рынка за прошлый год получили почти на 14% больше дохода в гривне, но потеряли 11,6% физического объёма продаж препаратов

Однако говорить о какой-то дополнительной выгоде здесь вряд ли имеет смысл. Игроки рынка за прошлый год получили почти на 14% больше дохода в гривне, но потеряли 11,6% физического объёма продаж препаратов. Пересчёт продаж в вездесущий доллар свидетельствует, что рынок в целом сократился на 20%.

Спад продаж так или иначе затронул всех. По данным консалтинговой компании SMD, большинству крупных украинских игроков не удалось его избежать. Например, лидер рынка, компания Фармак, сократила в прошлом году продажи на 10% (до $ 122 млн), Дарница — на 11% ($ 83 млн), Артериум — на 9% ($ 75 млн).

Единственный крупный производитель, продемонстрировавший в 2014 году рост продаж на 11%, до $ 71 млн, — группа Здоровье. Ирония ситуации заключается в том, что, по данным экспертов, эта группа входит в сферу влияния бывшего депутата российской госдумы, члена совета федерации РФ Александра Шишкина.

Его величество популизм

Естественно, рост цен на лекарства, так или иначе задевающий все слои населения, болезненнее всего сказался на малообеспеченных гражданах. Правительство отреагировало на недовольство по поводу роста цен, правда, в своём обычном стиле, ещё больше усложнив ситуацию.

В прошлом году Кабинет Министров ограничил розничную наценку на лекарства не дороже 12 грн. Новшество вступило в силу с января 2015-го. Теперь аптекари могут продавать самые дешёвые препараты с наценкой не выше 30% закупочной стоимости, тогда как раньше она колебалась в диапазоне 0,3-170%.

Сама по себе идея ограничить заработки аптек ненова. Её начинали внедрять ещё в кризисном 2008-м, когда Кабмином руководила Юлия Тимошенко. Но до января ограничение наценки существовало на лекарства дороже 12 грн в размере 10-25% в зависимости от препарата. Например, на лекарства стоимостью 12-100 грн можно было ставить наценку не более 25% закупочной цены, 100-300 грн — 23% и т. д.

Даже если представить себе, что курс гривни стабилизируется, инициативу Кабмина сложно назвать разумной, утверждают участники рынка. Дело в том, что за счёт различных наценок владельцы аптек корректировали свой заработок: на дешёвые препараты ставили высокую наценку, на дорогие — низкую.

Но после введения дополнительных ограничений этот инструмент оказался недоступным. А наценки на некоторые препараты в итоге не окупают даже затраты на их доставку в аптеку. Таким образом, в рознице уже наметилось постепенное вытеснение дешёвых лекарств дорогими.

«Не тем они занимаются, не тем! Когда доллар растёт, не наценки в аптеках надо регулировать, а общую финансовую систему страны. Рынок работает на запасах и оборотных средствах, надолго ему прочности не хватит», — предупреждает Александр Мудрый, директор компании Конекс, управляющей аптечной сетью в Винницкой и Хмельницкой областях.

Болезненный рост

Мудрый считает, что если у кого наценки сейчас и высоки, то это у оптовиков-дистрибьюторов. Стараясь уберечь себя от последствий курсовых скачков, они увеличили наценку с обычных 10-12% закупочной цены до 30%.

Если у кого наценки сейчас и высоки, то это у оптовиков-дистрибьюторов. Стараясь уберечь себя от последствий курсовых скачков, они увеличили наценку с обычных 10-12% закупочной цены до 30%

Случилось это после того, как 5 февраля Нацбанк официально отказался от установки индикативного курса и отменил ежедневные валютные аукционы. Это решение было расценено как начало процесса неконтролируемого падения гривни. Далее — стандартная ситуация для товарного рынка, зависящего от импорта, будь то закупки готовых препаратов или сырья для их производства.

Закупки осуществляются преимущественно за валюту, но здесь импортёры оказываются меж двух огней. С одной стороны, им нужно страховать себя от рисков. С другой — рост цен отпугивает потребителей, что означает падение продаж, и зарубежных производителей это не устраивает. Вплоть до того, что многие из них сами ищут способы сдержать рост цен, насколько это возможно.

«Это касается компаний, которые не имеют в Украине официальных представительств», — уточняет партнер юридической фирмы Marchenko Danevych Борис Даневич.

Например, дистрибьюторам предлагают расплачиваться в гривне или компенсировать курсовую разницу, но только в том случае, если они ограничат свои аппетиты.

«Иностранные производители готовы частично взять на себя страновые риски. Таким образом они пытаются сохранить свою рыночную долю, которая стремительно сокращается», — поясняет юрист.

Но хотя дистрибьюторы могут обещать зафиксировать свои наценки, в действительности оставят плавающую ставку.

Отечественные производители лекарств имеют больше простора для манёвра. В структуре себестоимости валютная составляющая занимает около 20-30%. Поэтому цены повышаются не сразу, когда произошёл скачок, а через некоторое время, и растут более плавно.

Параллельный взгляд

Вскоре после своего назначения на должность Александр Квиташвили, новый министр здравоохранения, пообещал внедрить в Украине модель параллельного импорта лекарств. По его словам, этот механизм применяется по всей Европе.

В мире есть пять стран, контролирующие органы которых очень тщательно подходят к регистрации препаратов, — ЕС, США, Канада, Япония и Австралия.

«Если разрешить параллельный импорт и автоматически признать регистрацию препаратов этими пятью госорганами, можно будет добиться снижения цен», — заявил министр.

Регистрация лекарств в Украине — долгая бюрократическая процедура. Вывод нового лекарства на украинский рынок занимает около трёх лет

Чертков поясняет, что регистрация лекарств в Украине — долгая бюрократическая процедура. Вывод нового лекарства на украинский рынок занимает около трёх лет. Необходимо не только подтвердить качество препарата, но и наладить производство упаковки и инструкции с переводом.

«Поэтому никто и не занимается поиском дешёвых препаратов, аналоги которых уже присутствуют в Украине. Это долго и дорого. Но в мире достаточно конкурентных лекарств, которые стоят дешевле, чем в Украине», — уверяет Чертков.

Стоит отметить, что многие иностранные производители выставляют разные отпускные цены в различных государствах. Бывает и так, что для участников СНГ цены в несколько раз выше, чем для других стран. Если же ввести параллельный импорт, то цены на лекарства сразу же упадут. Например, в Грузии за шесть месяцев после проведения такой реформы цены на лекарства упали на 20-30%.

В то же время Мудрый предупреждает, что грузинский сценарий сработает только при стабильной или относительно стабильной экономической ситуации. Сейчас же галопирующая девальвация может нивелировать положительные моменты этого механизма.

«Инициатива очень хорошая. Но параллельный импорт будет закупаться за валюту. А когда за день доллар дорожает на 5%, далеко не факт, что привезённое лекарство будет стоит дешевле украинского аналога», — поясняет он.

Кроме того, есть вероятность, что механизм параллельного импорта может быть использован мастерами теневых схем, чтобы поставлять в Украину контрафактные препараты и фальсификат. Чтобы избежать этого, необходимо разработать ускоренную процедуру контроля качества.

Не в восторге от этой идеи отечественные фармацевтические компании, для которых обострение конкуренции может означать падение и без того уменьшающихся продаж

По понятным причинам не в восторге от этой идеи отечественные фармацевтические компании, для которых обострение конкуренции может означать падение и без того уменьшающихся продаж. Так что новому министру, по всей видимости, предстоят жаркие баталии с фармацевтическим лобби и в парламенте, и в стенах собственного министерства.

Даже при наиболее благоприятном стечении обстоятельств механизм параллельного импорта будет способствовать снижению цен на недорогие препараты. Это может снять социальную напряжённость, но только частично. Самые дорогие препараты вряд ли подешевеют, поскольку их производят для рынков конкретных стран.

Сложный старт

Январь не принес облегчения фармпроизводителям. В натуральном выражении продажи упали почти на 20%. Точных данных по увеличению средней цены препарата за прошлый месяц ещё нет, но предварительно аналитики говорят о 15-20% роста по отношению к январю 2013 года. Ситуация в феврале, ознаменовавшемся новым провалом курса гривни, тем более не внушает особых поводов для оптимизма.

Если девальвацию не удастся обуздать, лекарства будут дорожать и дальше, что выльется в новый рекорд по итогам года

Прогнозировать что-либо в таких условиях крайне сложно — слишком много плавающих величин, говорят фармацевты. Очевидно одно: если девальвацию не удастся обуздать, лекарства будут дорожать и дальше, что выльется в новый рекорд по итогам года. Рост цены закономерно вызовет снижение продаж. По сдержанному прогнозу Черткова, с учётом Крыма и Донбасса, продадут на 20% упаковок лекарств меньше.

Мудрый также отмечает, что в 2015 году некоторые импортные препараты могут и вовсе исчезнуть с витрин украинских аптек.

«Иностранные лекарства дорожают, становятся менее доступными, то есть спрос на них падает. Но существует ещё критический объём продаж, когда компаниям выгодно работать на рынке. Если Рубикон будет перейден, некоторые игроки покинут Украину», — поясняет он.

Многие аптечные сети, оставшись без запасов и оборотных средств, вероятно, начнут закрывать нерентабельные торговые точки и пересматривать ассортимент.

«Несколько лет назад мы гордились тем, что вывели на рынок лечебную косметику премиум-класса. Сейчас же ассортимент сужается», — говорит Александр Чередайко,инвестиционный менеджер Euroventures Ukraine (управляет фондами, владеющими сетью аптек Виталюкс).

Что касается механизма параллельного импорта, то здесь опять всё упирается в девальвацию. Высока вероятность, что он сможет если не снизить, то хотя бы сдержать рост цен. Впрочем, здесь всё зависит от решимости чиновников, которые могут, например, отложить эту идею в долгий ящик, решив, что раз цены снизить не удастся, то и овчинка выделки не стоит.

***

Этот материал опубликован в №8 журнала Корреспондент от 27 февраля 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь

ТЕГИ: Украиналекарстваценыпадениегривня
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии
Загрузка...