UA
 

Золотая лихорадка. Как заработать на майнинге

Корреспондент.biz,  6 сентября 2017, 11:20
61
28320
Золотая лихорадка. Как заработать на майнинге

Кто и как может заработать на майнинге, в результате которого выпускаются криптовалюты? И зарабатывают ли на нем? Ответы на эти вопросы искал Павел Харламов в №31 (773) журнала Корреспондент.

Мир накрыла новая золотая лихорадка. Но на этот раз предметом охоты стали не драгоценные металлы, а криптовалюты. Все началось еще в 2009 году, когда группа энтузиастов, скрывающаяся под псевдонимом Сатоши Накамото, презентовала децентрализованную цифровую валюту — биткоин.

Вкратце идея такова: есть технология хранения и обработки информации о разнообразных операциях, в том числе финансовых. И операций с самой криптовалютой. Технология использует рассредоточенное хранение и обработку зашифрованных данных в так называемых цепочках блоков — от английского Block и Chain (цепь). Для поддержания системы нужно участие огромного числа независимых друг от друга компьютеров. Их владельцы получают за участие в обработке данных криптовалюту. Например, тот же биткоин.

За восемь лет курс одного биткоина взлетел с нескольких центов — до более чем $4.400, и за ним начали охотиться десятки тысяч майнеров, стараясь перелопатить как можно больше блоков информации и заработать на этом биткоины.

Новое золото

Отличие криптовалюты от традиционных денег в том, что она не контролируется национальными банками и ее невозможно просто «напечатать». «Система обмена криптовалютой работает на основе распределенной базы данных, которая получила имя блокчейн. Это обеспечивает децентрализацию, исключая возможность изменения данных или манипуляции ими», — говорит Валерий Огиенко, глава Фонда развития социальных инноваций КриптоРусь.

Для зарабатывания биткоина нужны большие вычислительные мощности — высокопроизводительные компьютеры, которые будут «перелопачивать» данные по специальным алгоритмам и таким образом «добывать» криптовалюту.

Такой способ зарабатывания называют майнингом — в переводе с английского «добыча полезных ископаемых», шахтерская работа. Как и в случае с драгметаллами, объем добычи ограничен и/или очень труден. Например, для биткоина есть «потолок» выпуска — 21 млн единиц, из которых уже выпущено более 16,5 млн «монет».

И каждый последующий биткоин обходится майнерам во все большие усилия. И если формирование одного блока до 2012 года вознаграждалось суммой в 50 биткоинов (причем это не означает, что один человек обязательно добудет целый блок), то с 2012 года объем вознаграждения был снижен до 25 биткоинов за блок, а с 2016 года — до 12,5 биткоинов. Вероятно, что вскоре плата за добычу вновь снизится вдвое.

Как это делается

Учитывая, что сложность майнинга постоянно увеличивается, возникает резонный вопрос: а выгодно ли этим заниматься в принципе? «Майнинг — процесс очень трудозатратный и не очень прибыльный. Нужно вложиться в покупку оборудования, смонтировать его, найти «розетку». Кроме того, из-за повышенного износа майнинговые серверы быстро выходят из строя», — объясняет Кир Келевра, эксперт по криптовалютам и основатель bitup.io.

На ранних этапах появления биткоина майнинг был возможен даже на обычном домашнем настольном компьютере или ноутбуке, где по максимуму использовалась мощность встроенных видеокарт. Поэтому в 2010-2011 годах можно было без особых проблем в домашних условиях добывать пару десятков биткоинов в год (по нынешним меркам это очень хорошо — под $20 тыс. по курсу), то сейчас такое невозможно на примитивном оборудовании.

Поэтому для майнинга биткоинов уже несколько лет используются специальные серверы — ASIC-майнеры. Их изготавливают специализированные компании. Среди поставщиков есть BitFury, основанная бывшим владельцем ex.ua Валерием Вавиловым из Латвии и Валерием Небесным из Украины. Но сейчас на рынке доминируют поставщики из КНР — например, компании Asicminer, Avalon и др. И в принципе, любой грамотный компьютерщик способен собрать такое устройство — достаточно купить специализированные процессоры и материнские платы.

Минимальная стоимость одного ASIC-майнера составляет $1.300-1.500. С его помощью можно добывать 0,4-0,5 биткоинов в год — что-то около $2.300 по курсу. Но даже простейший майнер потребляет мощность около 1 кВт — и круглые сутки. Соответственно, затраты на электричество в год при бытовом тарифе составят порядка 400-500 у. е. Итого, оборудование окупится не ранее чем через полгода, при условии, что за это время не рухнет избранная криптовалюта и/или не будет снижен размер вознаграждения за формирование блока.

Конечно, адепты криптовалюты ратуют за рост курса и в два, и десять раз. Но достаточно вспомнить ноябрь 2013 года, когда биткоин взлетел до $1.200, и декабрь 2014 года, когда он обвалился до $310. Поэтому есть риск, что вложения в майнинг не только не окупятся, но и обернутся убытками. И это тоже нужно учитывать.

Копнуть поглубже

Биткоин далеко не единственная криптовалюта, хотя на нее приходится около $72 млрд капитализации из примерно $150 млрд капитализации всех криптовалют вместе взятых. За последние годы появились сотни видов криптовалют. Правда, многие из них исчезают, не прожив и нескольких месяцев. Но есть альтернативы, которые уверенно догоняют своего прародителя. Например, рыночная капитализация криптовалюты Etherеum(«эфир») достигает $34,4 млрд (биткоина, для сравнения: $72 млрд), а ее курс с лета 2016 года взлетел с $11 до $362. Еще один аналог — Ripple — уверенно растет с февраля 2017 года. Его цена за полгода выросла с $0,006 до $0,22. То есть в 37 раз. Курс валюты Litecoin тоже бьет рекорды. В июле 2016 года за один лайткоин давали около $3,6, к августу 2017 году — уже $52.

Поскольку майнинг-системы, как уже было сказано, можно собрать в буквальном смысле вручную, добыча тех же Etherеum или Litecoin «бытовым» способом растет огромными темпами. А Украина по количеству майнеров отстает разве что от Китая и РФ.

«Я долгое время занимался майнингом биткоинов. Но после падения платы за полученные монеты, в 2016 году перешел на добычу «этериума». Вложенные в покупку двух «ферм» $6 тыс. окупились меньше чем за год. И в начале этого года я увеличил мощность оборудования вдвое», — рассказал Корреспонденту Олег Дорошенко, майнер из Днепра [фамилия и имя изменены по просьбе героя].

Минимальная стоимость одной «фермы» для майнинга альткоинов составляет около $2.500-3.000. «Ферма», как правило, — это шесть мощных видеокарт Radeon или NVidia, средней производительности процессор и 4Гб оперативной памяти. Этого вполне достаточно, чтобы зарабатывать от $1 до $10 в день. А иногда и больше. Все зависит от выбора валюты и роста ее курса.

Но средний срок окупаемости «фермы» в любом случае составит не менее одного года (не забываем о затратах электричества). И это при условии, что «намайненная» криптовалюта не потерпит крах до того, как заработок будет обменян на традиционные денежные единицы.

Добываем сообща

Впрочем, майнинг давно вышел за пределы квартир, гаражей и частных домов. За $500-600 тыс. можно приобрести промышленную «ферму». По сути, это небольшой мобильный дата-центр, который к тому же можно разместить за пределами Украины, подальше от взора правоохранительных органов. Такой мини-завод на 140-150 ASIC-майнеров может приносить до $600 тыс. чистой прибыли в год. Понятно, что одному человеку подобная инвестиция обычно не под силу. Поэтому выгодно вкладывать в «ферму» сообща. Скажем, пулом из 20 человек. Единственная серьезная проблема — доверие между пайщиками.

Ходят упорные слухи, что можно и вовсе обойтись без покупки оборудования, а взять его в аренду в «облаке». Иными словами, пользователь платит за то, что некая компания предоставляет мощности для майнинга и добывает для него валюту. Разумеется, все это не бесплатно. За два года майнинга, в зависимости от выбранной мощности, плата может составлять от 30 до 1000 у. е. Пользователю при этом обещают доходность до 50-60% годовых. То есть, вложив, скажем, 500 у. е., через два года можно «вынуть» 1.200-1.300 у. е. Но сами майнеры говорят, что в 90% случаев это «развод».

Проблема в том, что гарантий здесь никаких нет. Все на честном слове. В любой момент еще вчера работавший сервис может превратиться в страницу с ошибкой 404, а «заработанная» криптовалюта — испариться. Примеров масса. Среди тех, кто уже «кинул» инвесторов, исчезнув с их деньгами, сервисы XMine, BitMinister, HashOcean, Clouminr, Scryptsy.

Учитывая, что популярность криптовалют только набирает обороты, случаев обмана будет все больше. А поскольку этот рынок не регулируется и его правовой статус толком не определен, шансы привлечь мошенников к ответственности очень призрачные. Выход: следить за ситуацией, думать о гарантиях и не рисковать последними сбережениями.

КОММЕНТАРИИ

Александр Момот, менеджер по развитию бизнеса компании Hotmine.io (производит майнинговое оборудование):

- Минимальный объем инвестиций в майнинг — около 1.500 у. е. Причем совершенно неважно, что «добывать» — биткоины или альтернативные криптовалюты. Первоначальные затраты будут сравнимы. Когда речь идет о крупных вложениях, инвестор сопровождением процесса майнинга не занимается. Под него в большом контейнере собирается «ферма», которая размещается за пределами Украины (скажем, в Канаде) и при потребляемой мощности 1,1 МВт добывает порядка 100 биткоинов в месяц. Из заработка вычитаются затраты на электроэнергию и амортизацию, а также плата команде, обслуживающей оборудование. Разумеется, что развернуть такую «ферму» в домашних условиях невозможно. Но даже майнить своими силами, на нескольких «айсиках», по-прежнему выгодно. Такое вложение окупается в среднем за три-пять месяцев. Чтобы увеличить сумму прибыли, добытую валюту не стоит сразу же выводить в «живые» деньги. Гораздо разумнее за счет полученных средств покрывать затраты на майнинг. Остальную же сумму стоит держать до того момента, когда курс того же биткоина снова вырастет раза в два-три. Что касается «облачного» майнинга, по моему мнению, в большинстве случаев это афера. Как показывает практика, деятельность подобных сервисов непрозрачна и похожа на пирамиду. Они могут попросту брать деньги пользователей, вкладывать их в торговлю на бирже, проводить другие рисковые операции либо просто с этими деньгами исчезнуть.

Алексей Надежин, занимается майнингом с 2015 года, пользуется «облачными» сервисами:

- Я не хотел тратиться на дорогостоящее оборудование, поэтому весной 2015 года вложил около $1 тыс. в «облачный» майнинг. Инвестиция вернулась чуть больше, чем за год, и начала приносить прибыль. В сервисе Hashflare я выкупил мощности для добычи биткоинов, а также для майнинга альтернативной валюты litecoin. Уже к лету 2015 года майнинг лайткоинов стал приносить в 3,5 раза больше дохода, чем майнинг биткоин. Кроме того, тогда цены на майнинг лайткоинов выросли, а на майнинг биткоинов сильно упали, поэтому при покупке «облачных» мощностей доходность от добычи обеих валют почти одинакова.
Итого, за год майнинг принес 2,2 BTC, что по курсу на тот момент составляло почти $1.687. То есть доходность — на уровне 69% годовых. Но такой заработок получился, если бы все «намайненные» биткоины выводились по высокому курсу. Гораздо же разумнее выводить их раз в месяц и конвертировать в обычные деньги. При таком сценарии вложенная $1 тыс. дала бы доходность на уровне 12,4%. Да, это значительно меньше. Но это только за год! А майнинг-то продолжается. И хоть доход снижается, майнинг еще долго будет прибыльным, притом что изначально вложенные деньги давно отбились.

Виктор Бурлаков, занимался майнингом с 2011 по 2014 год, владел двумя «фермами» из видеокарт NVidia и Radeon:

- Добывать биткоины я начал в 2011 году. Большая мощность для майнинга тогда еще не требовалась, поэтому я купил четыре видеокарты AMD Radeon серии R9 и собрал свою первую «ферму». Год спустя оборудовал еще одну, но уже из видеокарт NVidia. За три года майнинга мне удалось добыть около четырех биткоинов. И хотя цена криптовалюты за это время ощутимо выросла, я в начале 2014 года решил продать все оборудование. Кстати, благодаря девальвации на нем я тоже заработал. Почему прекратил майнить? Во-первых, курс биткоина был очень нестабилен. Во-вторых, сложность добычи росла. А значит, нужно было постоянно вкладывать деньги в покупку оборудования. В-третьих, «фермы» создают сильную нагрузку на электросеть и очень серьезно «крутят» счетчик. Затраты электроэнергии доходили до 800-900 кВт-ч в месяц. К тому же биткоин перешел на добычу через ASIC, и оборудование еще сильнее выросло в цене. Поэтому постепенно я перешел на трейдинг криптовалютами. Там и суммы поменьше, и можно выйти в любой момент с минимальными потерями. 

Сюжеты
СюжетРаздел на три части. План России для Украины
СюжетВторжение России в Украину. Онлайн
СюжетУкраина не в НАТО и Путин. Мемуары Меркель
СюжетНовый масштаб. Удар РФ межконтинентальной ракетой
СюжетПереговоры по Украине. Позиции Трампа и Путина
СПЕЦТЕМА: Сюжеты
ТЕГИ: криптовалютамайнинг
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии
Загрузка...