В пятницу, 22 апреля, на Корреспондент.net состоялся чат с главным редактором украинского Forbes Владимиром Федориным.
Отвечая на вопросы интернет-пользователей, он рассказал об особенностях работы украинского Forbes, различиях бизнеса в Украине и России, составлении списка самых богатых людей, ожидаемых сенсациях и украинской мечте.
- Зачем Forbes пришел в Украину?
- Сложный и философский вопрос. Forbes пришел, потому что его позвали местные издатели, которые сочли, что для Украины такой бренд интересен. Они сочли, что в Украине достаточно читателей, которые смогут адекватно воспринимать журнал о богатстве, о большом бизнесе, о среднем бизнесе. Поэтому Forbes просто не имел возможности отказаться.
На самом деле, Forbes давно стал глобальным изданием. У компании, которую когда-то, в 17-м году, основал шотландец по происхождению, Берти Форбз, сейчас существует порядка 15 национальных изданий Forbes по всему свету. И то, что Украина вошла в число стран, где издается Forbes, на мой взгляд говорит о том, что работа по превращению страны в более или менее нормальную рыночную экономику идет успешно.
Здесь есть слой читателей, слой героев, которые будут интересны друг другу. И, как можно судить по первым номерам украинской версии журнала, оценка издателя, и украинского, и американского, была достаточно точной и адекватной, журнал востребован и рекламодателями, и читателями. Журнал вызывает к себе интерес, и я рассчитываю, что, конечно, после того, как эффект новизны пройдет, все равно, глубокий интерес к тому, о чем мы пишем, сохранится.
- Чем отличается украинский Forbes от российского?
- На прошлой неделе меня спросили: "Правда ли то, что российский Forbes - это журнал для более продвинутых читателей?" Меня этот вопрос очень удивил. Forbes в любой стране старается быть на передовых позициях политической, экономической, деловой мысли. Я спросил репортера, почему он задал мне такой вопрос. Он ответил, что он не понимает 70% контента российского издания. Я хотел этим примером показать, что и российский, и украинский Forbes пишут о двух достаточно разных обществах, экономиках. Мне кажется, что российскому читателю также будут непонятны 70% контента украинского журнала. Поэтому главное отличие в том, что мы работаем для этой страны, стараемся отвечать запросам той аудитории, которая не намного ближе к России, чем к Европе и США. Это современное издание для современных украинских людей.
- Почему украинский Forbes выходит на русском языке?
- С моей точки зрения, ответ очевиден, потому что языком и бизнеса, и коммерции в Украине остается русский язык. Второе - это то, что языком чтения в современных украинских медиа остается русский язык. Я не знаю, возможно, недостаточно подготовлены проекты на украинском языке. Это что касается простого ответа.
Что касается более сложного, то для той части украинского общества, для которого украинский является основным средством общения и родным языком вообще, глобальный бренд на русском вызывает, прямо скажем, не позитивные эмоции. Хорошо ли для украинской идентичности то, что глобальный бренд выходит на русском? Хорошо. Потому, что в нынешней Украине мы видим абсолютно удачное мультикультурное общество, при котором, при фактическом многоязычии, страна умудряется на протяжении 20 лет в рамках показывать нормальную политическую борьбу. Все разговоры о культурных войнах остаются разговорами.
Федорин: В таком русскоязычном издании Украина получает мощного адвоката. Дело в том, что в России плохо знают, и плохо понимают Украину
Появление в Украине сильного русскоязычного издания - полезная вещь для украиноязычной части страны, потому что в таком русскоязычном издании Украина получает мощного адвоката. Дело в том, что в России плохо знают, и плохо понимают Украину. Практически ее не изучают.
Русскоязычное издание, которое отдает должное историческому пути Украины, пути страны на интеграцию в западные структуры, просто необходимо для Украины. Оно нужно для того, чтобы та часть аудитории в России получила наконец какое-то более-менее адекватное представление об Украине, отличающееся от того, что показывают российские государственные каналы. Такое издание может показать, что русский язык - не только средство для имперской обработки мозгов, а средство нормального общения с представителями разных бизнес-культур.
- Сложно ли было Вам сориентироваться в реалиях украинского бизнеса?
- Сориентироваться в реалиях до конца мне не удастся, что в Америке, что в России, что в Украине. Я проработал в деловой журналистике порядка 10 лет, и могу сказать, что всегда будет много непонятного - очень много скрытых связей так и остаются скрытыми. Поскольку я жил в украинской СССР до конца восьмидесятых, то, разумеется, когда я учился и работал в Москве, то все это время я внимательно следил за событиями в Украине, чаще за политическими, но и за деловыми и экономическими тоже.
Федорин: Украинский Forbes будет отличаться от российского более предпринимательским духом
После того, как было принято решение приехать в Киев, я заинтересовался современной литературой об украинской экономике и политике, потому я считаю, что мы можем задавать украинским бизнесменам вопросы, на которые можно получать интересные ответы, не только нам, но и нашим читателям. По нашим первым номерам видно, что мы рассказываем те истории, которые интересны предпринимателям и бизнесу. Мы неплохо подготовлены ко своей миссии.
- Как оцениваете ситуацию со свободой прессы в Украине?
- Я не могу говорить о телеканалах, там, видимо, есть попытка повторить русский опыт подчинения телевидения правящей группировке. В печатной прессе все вполне хорошо, пресса свободна. В прессе работают несколько десятков сильных талантов. В этом смысле Украина сильно опережает Россию.
- Сложно ли было делать рейтинг ста богатейших украинцев?
- Это было самая сложная, самая трудозатратная часть нашего стартапа. В отличие от других списков богатейших в Украине этот список составляется по специальной методике, он составляется самой редакцией. За каждым человеком стоит кропотливое досье, сбор оценок у ведущих аналитиков на рынке, стоит самостоятельная работа по анализу того, что принадлежит нашим фигурантам, поэтому эта работа совершенно колоссальная.
Некоторые сотрудники испытывали эмоциональный шок после того, как я показывал насколько глубоко можно прорабатывать каждого героя. В итоге мы это сделали, получили совершенно уникальный массив информации, который будем разрабатывать в дальнейшем. Из этого невидимого миру материала мы будем готовить много расследований, я рассчитываю, сенсационных. Было трудно, но мы справились. Следующий список будет еще намного интереснее и фундаментальнее, в нам будут новые имена.
- Чем журнал планирует удивить украинских читателей в ближайшее время?
- Ну, в ближайшее время мы выпускаем третий номер - на тему предпринимательства. И, я надеюсь, что материал этого номера - 10 историй успеха украинских компаний - придется по душе читателям. Меня как человека, который проработал в российском Forbes достаточно много времени, радует, что в Украине сейчас возможно сделать то, чего нельзя сделать в России - найти интересных предпринимателей, которые могут перестроить совковые схемы ведения бизнеса в рамки постсоветских реалий. Мы находим людей которые поставляют на экспорт ракеты с самонаводящимися боевыми головками.
В Украине, в отличие от России, намного лучше финансовая среда. Украинский Forbes будет отличаться от российского более предпринимательским духом. Мы будем продвигать темы украинского предпринимательства, поскольку в поисках 10 героев для нового номера, мы нашли еще около полтора десятка им подобных.
- В номере с рейтингом вышла интересная статья про то, как воспитать миллионера. Как вам удалось найти родителей этих людей и получить согласие на интервью?
- Меня этот вопрос поставил в тупик. Это обычная журналистская работа. Берется записная книжка, делается много звонков, кто-то соглашается, кто-то нет. Ничего необычного.
- Надолго ли, по вашим оценкам, Forbes хватит историй успешных бизнесов в Украине? Ведь их в стране не так много, а "карусель" все с теми же примелькавшимися в деловой прессе лицами уже вызывает, мягко говоря, укачивание.
- Я уже сказал, что в третьем номере вы увидите много неизвестных лиц. Такое восприятие Forbes как журнала об исключительно богатых не совсем верно. В процессе подготовки 3 номера мы нашли много героев, которые делают, кто-то очень большой, а кто- то не очень и даже маленький, но интересный бизнес. Таких историй хватит надолго, по крайней мере, на мой век, точно. Они будут ориентированы на людей около 25 лет.
- Вы считаете, возможно осуществить американскую мечту в Украине?
- Не надо осуществлять в Украине американскую мечту. Надо осуществлять в Украине украинскую мечту, одесскую мечту или харьковскую мечту. Другое дело, что образ Америки, ее пример важен, потому что Америка действительно показывает миру образцы, как надо делать, реже - как не надо, показывает примеры стремления, веры в свои силы, примеры подозрения к чиновникам - те качества, которые украинцам стоит позаимствовать, чтобы в стране началась нормальная жизнь.
- Журнал Корреспондент сегодня написал, что жизнь в Украине за первый год правления Януковича подорожала в среднем на 31%. Вы с этим согласны?
- Не знаю, я не читал эти статьи.
- Ваши три совета сегодняшним выпускникам школ: что делать, чтобы попасть в рейтинг богачей от Форбс?
- Во-первых надо выбрать вуз, в котором вас научат учиться. Мир очень изменился, надо быть готовим, чтобы учиться всю жизнь. Умение учиться это важный навык сегодня. Второй совет: нужно учить языки. Нужен английский, но если вы решите взять и выучить еще какой-то не очень распространенный язык, это расширит ваши возможности, не говоря о том, что это полезно. Третий совет: вот вы (обращается к редактору Корреспондент.net) что бы посоветовали?
- Стоит заниматься любимым делом.
Мне кажется, что все зависит от тебя. Успехи, поражения, но надо быть готовым, чтобы упорно работать. Если не первая сотня, то какая-то из последующих сотен обязательно вам покорится.
- Можно ли в Украине стать богатым, не имея стартового семейного капитала и связей?
- Да, у нас регулярно происходят дискуссии по этому поводу. Некоторые говорят, что многие заработали свой капитал благодаря каким-то старым связям в СССР, дескать, вот, он работал в каком-то министерстве, он поднялся с помощью связей. На самом деле, объяснительная сила связей очень невелика. Ведь в тех же самых структурах работали тысячи людей, но почему-то из этих десятков тысяч удалось построить что-то более-менее прочное единицам.
Федорин: Если вы думаете, что связи или начальный капитал, вернее их отсутствие, это повод ничего не делать - это заблуждение. Мы живем в стране self-made man
Если говорить о практической стороне дела, то Украина, как и бывшие страны СССР - это пространство, где не так сильно влияние старых денег, здесь гораздо больше компаний не унаследованных, а построенных с нуля. Если вы думаете, что связи или начальный капитал, вернее их отсутствие, это повод ничего не делать - это заблуждение. Мы живем в стране self-made man.
- Владимир, чем принципиально отличаются богатые люди от обычных граждан, ну кроме богатства? Может какие-то специфические черты характера и т.д.
- Богатство - это в самом деле в 99% случаев не наследованное, а приобретенное, поэтому это говорит о том, что какие-то люди в процессе самореализации прикладывают больше усилий, и более эффективно используют свои силы, чтобы реализовать свои цели в бизнесе, в каком-то предпринимательстве. Если просто, то богатые люди - это те люди, которые тратят гораздо больше усилий, чтобы добиться своего, чем обычные люди, у которых другие цели, и другой баланс для достижения материальных и внутренних целей.
- Владимир, а вот лично вы считаете себя богатым человеком? Что для вас означает быть богатым человеком вообще?
- Нет, я не считаю себя богатым человеком. Как я могу считать себя богатым человеком, если я, более-менее, себе представлю, как это быть богатым человеком. Миллионеры, миллиардеры - вот они, да, богаты. Я же обычный представитель среднего класса, возможно, зарабатывающий чуть больше среднего. Другое дело: насколько мне интересно то, чем я занимаюсь, насколько моя семья чувствует себя удовлетворенной и защищенной. В принципе, последние два фактора меня удовлетворяют, так что, в какой-то мере, да, я - богатый человек, чего и всем желаю.
- Рейтинги Топ-100 богатых украинцев интересны, но они периодически проводятся и другими изданиями. Какие новые рейтинговые исследования планируете проводить?
- Мы публикуем не рейтинг, а список. Наш список - не просто попытка продать один номер, а инструмент журналистов для понимания всего, что происходит в бизнесе, в отношениях между компаниями. Этим мы существенно отличаемся от всех других, кто публикует подобные списки. Мы планируем делать новые исследования, в одном из ближайших номеров появится материал о лучших городах для ведения бизнеса. Осенью мы планируем опубликовать еще одно достаточно интересное исследование, однако пока не буду говорить, о чем именно.
- Вы можете рассказать, сколько Вы зарабатываете? Сколько стоит лицензия на выпуск Forbes в Украине?
- Нет, я не могу разглашать эту информацию.
- Каким образом Ваш журнал может освещать информацию о богатейших людях в Украине, если львиная доля богатых людей скрывает свое реальное финансовое положение?
- Те, которые скрываются, они будут потихоньку, понемногу раскрываться, в том числе с помощью наших усилий. Я не верю, что существует отдельная каста тайных миллиардеров. Вполне возможно, что есть пять, шесть, семь, восемь действительно очень богатых людей, которые пока неизвестны широкой публике. Но я убежден, что таких людей не 100, не 200, не 300.
Благодаря появлению нашего журнала, благодаря тому, что остальная часть деловой прессы будет мотивирована еще больше, будет пристальнее всматриваться в экономический и деловой ландшафт, мы будем находить и рассказывать об этих тайных богатых людях.
Федорин: У нас было около 10 просьб не включать тех или иных людей в список самых богатых, но это лишь говорит о том, что есть о ком писать, и эти кто-то понимают, что мы будем писать всерьез
- Зачем Вы пришли на чат? Что можете сказать про сайт и журнал Корреспондент? И вообще, что стало решающим в выборе Киева как места работы?
- Мне интересно, какие вопросы есть у читателей, которые, отчасти, и читатели Forbes. Обратная связь важна. Во-вторых, еще до того как узнать что Forbes в Украине будет выпускать УМХ, я узнал еще и о существовании такого издательства как KP Media. Я знаю, что Корреспондент - самый успешный, и качественный еженедельник на украинском рынке. Поэтому есть возможность пообщаться с его аудиторией, и очень хорошая.
Это очень интересно делать что-то с нуля, и вдвойне интересно, когда ты более или менее ты представляешь многие домашние заготовки, которые ты мог бы применить. Поскольку я уроженец Украины, живущий в России, я работал в лучших деловых изданиях России, я полагаю, что у меня есть какие-то практики и идеи, которые можно применить на новом для меня рынке. Это очень интересно, и я конечно не мог на 100% точно знать, как получится при тех формулированных сроках запуска. И атмосфера приключения, которая сыграла свою роль. Это интересное приключение, и вроде бы пока все проходит нормально.
- Как относят богатые люди к появлению вашего журнала в Украине?
- С интересом и озабоченностью. Вот, пожалуй, эти две реакции. С интересом - потому что появилось специализированное издание по бизнесу. А с озабоченностью - потому что многие богатые люди не хотят, чтобы о них писали. У нас было около 10 просьб не включать тех или иных людей в список самых богатых, но это лишь говорит о том, что есть о ком писать, и эти кто-то понимают, что мы будем писать всерьез.
- В Украине бизнес тесно завязан с политикой, сможет ли Forbes традиционно дистанцироваться от этого явления?
- Вы считаете, что все национальные издания Forbes дистанцируются от политики? Американский, например, - настоящее консервативное издание. Оно оппонирует нынешнему президенту США.
Специфика Украины в том, что вхождение бизнеса в политику и политики в бизнес не такие, как в России, где есть каста власти и каста бизнесменов, которые не пересекаются. Поскольку для Украины характерно взаимопроникновение бизнеса и политики, то мы будем это учитывать и выяснять, почему бизнесмен - политик, и почему политик находится в бизнесе.
Это даже хорошо, что в Украине нет такого лицемерного явления, как в России, разделения политики и бизнеса. По большому счету, российские чиновники тоже бизнесмены, просто их бизнес - теневой, наверное еще боле теневой, чем у украинских коллег, потому что тут бизнесмены открыто участвуют в политических событиях.
- Как Вам современный Киев?
- Очень нравится, потому что в отличие от Москвы тут чувствуется город. Потому, что в Москве, в силу огромных расстояний, довольно трудно почувствовать гений места.
С другой стороны, должен сказать, что киевлянам стоило бы больше заботиться о своем городе. Как-то я забрался на Замковую гору, где обнаружил руины некрополя, разоренного кладбища, в горах мусора. Это центр города, историческое место, и такое совершенно ужасающее состояние очень сильно снижает оценку. Возможно, дело в том, что это ничье. Возможно, нужно решительнее приватизировать землю и отдавать ее тому, кто будет за ней ухаживать. Поэтому я бы посоветовал киевлянам сделать так, чтобы у вашего города появились хозяева, которые ухаживают за своим садом.
Я хотел бы пожелать читателям Корреспондента оптимизма, понимая того, что половина того, что мы делаем - ошибочно, но это не повод опускать руки. Так что, оптимизма, настойчивости и бодрости!
Корреспондент.biz