Корреспондент.net,
30 декабря 2004, 19:58
Пять лет лишения свободы с конфискацией имущества - такой приговор вынес вечером в четверг, 30 декабря, суд Минского района белорусскому политзаключенному Михаилу Мариничу.
Деньги, найденные у Маринича при задержании и не имеющие отношения к делу, решено конфисковать "в доход государства".
Эпизод с незаконным владением оружия решено снять как недоказанный. Компьютеры, в хищении которых обвинили подсудимого, решено вернуть посольству Соединенных Штатов, которое, вместе с тем, не имеет к Михаилу Мариничу никаких претензий.
Оппозиция заявляет, что задача, поставленная властями суду - посадить человека в тюрьму во что бы то ни стало - выполнена, поскольку сначала именно 90 тыс. долларов и пистолет, подброшенный Мариничу, были ключевыми точками обвинения.
Теперь же основанием для жестокого приговора 64-летнему человеку послужил эпизод с безвозмездной арендой компьютерной техники.
Все время, пока продолжался судебный процесс, возле здания суда продолжали дежурство десятки членом молодежного движения сопротивления "Зубр", политики, представители общественности. Они встретили приговор судилища криками "Ганьба!".
Напомним, что Михаил Маринич обвинялся по двум статьям уголовного кодекса Республики Беларусь - части 2 статьи 295 (незаконные действия в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ) и части 4 статьи 210 (хищение путем злоупотребления служебными полномочиями, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере).
Мариничу вменялось в вину незаконное хранение огнестрельного оружия и завладение оргтехникой, которая была безвозмездно передана посольством Соединенных Штатов во временное пользование возглавляемой им общественной организации "Белорусская ассоциация "Деловая инициатива".
Михаилу Мариничу и его защите удалось представить доказательства того, что к найденному на даче пистолету он не имеет никакого значения и что оружие его подбросили. В суд также были переданы письма посла США в Беларуси Джорджа Крола и специальное заявление Госдепартамента США о том, что они не имеют к Мариничу никаких претензий по поводу взятого в аренду компьютерного оборудования. Однако суд эту информацию проигнорировал – он выполнял политический заказ.
"Данный процесс - это преследование за демократические взгляды, за активную работы в гражданском обществе, за видение европейского пути развития для Беларуси, за выдвижение кандидатом на президентских выборах", - заявил Маринич в своем заключительном слове 30 декабря.
Он сказал, что уголовное дело было сфабриковано против общественного деятеля, который видел нашу страну парламентской республикой европейского типа с рыночной экономикой и развитым бизнесом. Был реализован сталинский принцип: "был бы человек, а дело найдется".
Также защита и родственники представили в суд Постановление Министерства здравоохранения и МВД от 26 февраля 2002 года "о утверждении положения о порядке предоставления осужденных к досрочному освобождению от отбывания наказания по болезни". Состояния здоровья Михаила Маринича относится к пунктам 6.1.7, 6.1.8, 6.2 – болезни, связанные с сердцем. Этот момент суд также "не заметил".
За час до начала процесса здание суда заполнили неизвестные люди в штатском. С пришедшими на процесс журналистами и простыми людьми они вели себя крайне грубо, не пропускали к комнате суда практически никого. Пройти удалось лишь родственникам Маринича, представителям дипломатическогот корпуса и нескольким журналистам. "С боем" порвались в зал суда корреспонденты белорусской служюы "Радио Свобода" Олег Груздилович и газеты "Белорусский рынок" Генналий Барбарич. Какие-то так не назвавшие себя грубо люди вывели на улицу из здания суда журналиста и драматурга Николая Халезина.
Посол Беларуси, экс-министр внешнеэкономических связей страны, депутат Верховного Совета Республики Беларусь 12 созыва Михаил Маринич находится в следственном изоляторе Комитета государственной безопасности с 26 апреля 2004 года.
Суд над Михаилом Мариничем начался после семимесячного следствия и содержания Маринича под стражей. Несмотря на заключение врачей о том, что состояние Михаила Маринича в тюрьме значительно ухудшилось, следственные органы КГБ отказались изменять меру пресечения для политика.
На процессе, по мнению адвокатов, родственников подсудимого, журналистов и наблюдателей, выявлена полная невиновность Маринича и абсурдность выдвинутых против него обвинений. В действиях Михаила Маринича отсутствует состав преступления, поскольку он действовал исключительно в рамках гражданско-правого законодательства. Обвинение так и не смогло предоставить убедительных доказательств вины политика, поэтому он должен быть оправдан и освобожден. Об этом заявляют адвокаты Маринича.
Требование обвинителя Александра Никулина приговорить Михаила Маринича к 6 годам лишения свободы с запрещением занимать руководящие должности в течение 5 лет, а также с передачей в доход государства конфискованных у Михаила Маринича денег (которые в деле никак не фигуруют), а также компьютеров, переданных американским посольством возглавляемой Мариничем организации "Деловая инициатива", адвокаты назвали "совершенно безосновательным".
Подавляющее большинство опрашиваемых Независимым институтом социально-экономических и политических исследований лидеров общественного мнения и экспертов также постоянно высказываются в пользу политической версии уголовного преследования Михаила Маринича и признают его одним из самых перспективных кандидатов на пост президента Республики Беларусь.
По материалам Хартия"97