Несколько месяцев тому назад археологами национального заповедника "Херсонес Таврический" были найдены раннехристианские склепы, которые, как выяснилось, можно отнести ко второй половине IV века нашей эры.
Как сообщает газета "Зеркало недели", это открытие документально подтверждает древность появления христианства на территории Крыма и свидетельствует о силе и значении для древнего мира христианской проповеди, которая за триста лет дошла до самых окраин тогдашней империи.
Памятники, открытые в Херсонесе, уникальны. Это самые древние гробницы с христианской символикой, обнаруженные на территории СНГ. Эти склепы построили, когда христианство было очень молодым, - всего через несколько поколений после начала апостольской проповеди. И во многом они отражают мировоззрение первых христиан: их отношение к жизни после смерти и к окружающему миру, отмечает издание.
Первый из обнаруженных склепов - захоронение уважаемого члена раннехристианской общины Херсонеса. Потолок и стены погребальной ниши украшают фрески - цветы с четырьмя лепестками (в Болгарии их называют "константиновки"). Ими украшали склепы только в период жизни императора Константина Великого, того самого, который Миланским эдиктом 313 года разрешил свободно исповедовать христианство. В центре ниши эпитафия - посмертная посвятительная надпись. Археологи перевели ее как "Аристон, будь незабвен, и душа твоя с праведными".
Второй склеп, который ученые также без сомнения относят к христианским, датируется еще более ранним временем. На потолке и на стенах этой гробницы нанесены граффити - выцарапанные рисунки и надписи. На потолке и в каждом углу гробницы изображены корабли. На стене - надпись "Радуйся!". "Для первых, как и для теперешних христиан, смерть была встречей с Богом, а значит, радостью. Что касается корабля - это раннехристианский символ, который означал церковь и спасение в церкви", - отметил заведующий кафедрой Основного богословия и апологетики Киевской духовной академии и семинарии протоиерей Владимир (Савельев).
Открытия, сделанные археологами в Херсонесе, бесценны с точки зрения мировой науки, отмечают специалисты. Аналогичные памятники имеются на территории нынешней Италии, Греции, Турции, Болгарии, Сирии, Ливана, Израиля, Египта и Иордании. Всего в мире открыто около 15 похожих раннехристианских гробниц, датированных III-IV веками нашей эры. Но ни разу их не находили настолько далеко от основных центров распространения христианства древнего мира - Иерусалима, Антиохии, Рима, Александрии, а с IV века Константинополя.
Письменные источники относят проповедь христианства в Крыму уже к первому веку нашей эры. О том, что святой апостол Андрей проповедовал в Скифии, писали церковный историк III века Ипполит Римский, IV века - Евсевий Кесарийский, историк V века - Евхерий Лионский и, наконец, живший в VIII веке византийский монах Епифаний. Последний посетил Крым и собрал предания местных христиан о проповеди апостола.
В "Мученических актах святого Климента", появившихся не ранее IV века, сказано также о проповеди священномученика Климента, Папы Римского в районе нынешнего Херсонеса. Позже эти же сведения появились в VII веке у английского монаха и писателя Беды Достопочтенного. Среди святых могил в районе храма Влахернской божьей матери был похоронен святой Мартин, отмечает газета.
Сегодня известно, самые ранние склепы Крыма, которые археологи отнесли к христианским, были открыты еще в 1903-1912 годах и датировались началом V века. На стенах и потолках этих склепов оказались красивейшие росписи - виноградные гроздья, монограммы Христа, различные орнаментальные гирлянды и узоры, изображения птиц, растений, четырехлепестковых цветков. Были на них изображения людей и более сложные композиции. Например, вид крепости-города (Иерусалима или Херсонеса).