В 2006 году украинская экономика, несмотря на почти двукратное подорожание импортного газа, демонстрировала рост на уровне 7% и вполне может справиться с очередным подорожанием топлива в 2007, пишет Moscow Times, Россия.
Когда год назад Россия резко повысила тарифы на природный газ, в Украине звучало много апокалиптических прогнозов. Многие боялись, что заводы и фабрики остановятся, и это приведет к массовым увольнениям и параличу всей промышленности. Однако украинская экономика продолжала двигаться вперед семимильными шагами, а местный бизнес быстро адаптировался к возросшим затратам.
Теперь, когда с подорожанием российского газа столкнулись и другие бывшие советские республики, опыт Украины дает им луч надежды, - говорят эксперты. Впрочем, по их словам, Украина имеет определенные преимущества, которых не хватает новым жертвам "Газпрома", таким как Беларусь и Грузия.
В 2006 г. украинская экономика, несмотря на почти двукратное подорожание импортного газа, демонстрировала рост на уровне 7% и вполне может справиться с очередным подорожанием топлива в 2007.
В 2005 г. Украина покупала российский газ по $50 за 1,000 кубометров, а сегодня вынуждена платить уже $130. Ценовой спор Киева с Москвой вызвал временное сокращение поставок газа в Западную Европу и, как следствие, серьезные сомнения в надежности России как энергетического партнера.
В относительном выражении, в случае с Украиной подорожание газа оказалось более значительным, чем в случае в Грузией и Беларусью. Грузия согласилась на повышение закупочной цены со $110 до $235 за 1,000 кубометров. Беларусь же в этом году будет покупать газ по $100 за 1,000 кубометров, что примерно в два раза больше тех $47, которые она платила в 2006.
Но в отличие от Беларуси, экономика которой в основном контролируется государством, украинская экономика на момент подорожания являлась более открытой и гибкой. А в отличие от Грузии, Украина располагает многоотраслевой промышленностью и альтернативными ресурсами.
Украина является самым крупным импортером газа среди бывших советских республик и благодаря дешевому газу, поставляемому Москвой, могла годами позволять себе высокозатратное производство. Но когда Россия начала требовать более адекватной оплаты за топливо, украинская промышленность приняла соответствующие меры.
Металлургическая индустрия - движущая сила местной экономики, но в то же время, один из крупнейших потребителей энергии - первой взялась за дело, употребив свои весьма значительные прибыли для радикального обновления производственных мощностей.
По примеру своих конкурентов из Азии и стран Запада, крупные металлургические предприятия Украины начали заменять неэкономичные газовые печи печами, работающими на измельченном угле.
Начальные инвестиции достаточно высоки, около 20-25 млн. евро ($26-33 млн.) за одну печь, но в итоге предприятие сможет почти до нуля сократить потребление газа и существенно сократить производственные затраты. Кроме того, запасов угля в Украине имеется предостаточно.
"Все наши новые доменные печи будут использовать в качестве топлива угольный порошок", - говорит Игорь Корытко, директор Енакиевского металлургического комбината, принадлежащего холдингу "Метинвест". "За несколько лет мы планируем полностью прекратить использование газа в доменном производстве. В производстве стали мы уже от него отказались".
Михаил Бергер, российский эксперт по экономике, заявил в интервью радиостанции "Эхо Москвы", что повысив цены на газ, Россия оказала Украине "колоссальную услугу".
"Украинская экономика начала приспосабливаться к рыночным реалиям, и когда она сможет избавиться от газовой зависимости - как избавляются от зависимости наркотической - то станет действительно конкурентоспособной", - сказал он.
Некоторые украинские компании заключили отдельные газовые соглашения с российским государственным газовым гигантом ОАО "Газпром", попытавшись благодаря этому удержаться на плаву, но тем самым еще более ослабив рыночное влияние и переговорные позиции украинской государственной газовой монополии, - говорит Вадим Карасев, руководитель киевского Института глобальной стратегии.
Тем временем украинские политики подумывают об использовании альтернативных источников энергии. В прошлом году во время визита в Чернобыль президент Виктор Ющенко воспользовался 20-й годовщиной крупнейшей ядерной катастрофы, чтобы заявить: Украина не должна исключать возможности строительства новых атомных электростанций.
Государственные лица также призывают уделять больше внимания угольному топливу. По некоторым оценкам, Украина занимает девятое место в мире по запасам каменного угля. Министр угольной промышленности Сергей Тулуб недавно предложил построить семь новых угольных шахт с целью увеличения объемов добычи.
Раньше подобная идея вызвала бы шквал международной критики. Угольная промышленность Украины печально известна своей неэффективностью и частыми авариями. Многие годы Киеву советовали закрыть убыточные шахты, а шахтеров обучить новым профессиям.
"Сегодня многие страны пытаются как можно шире использовать свои внутренние ресурсы, и я думаю, что если Украина сможет сделать это без ущерба для экологии, но зато со значительной выгодой в плане энергосбережения, Европа не будет против", - говорит Зеньо Баран, ведущий сотрудник в вашингтонском Институте Хадсона.
Кроме того, Украину подталкивают к разработке собственных газовых запасов, которые считаются довольно значительными. Страна производит около 20 млрд. кубометров собственного газа, который используется для снабжения коммунального сектора, а следовательно, должен защищать население от резкого повышения тарифов. Но для разработки новых газовых месторождений Украине не хватает современного бурового оборудования, а западные компании, готовые инвестировать сотни миллионов долларов, нарекают на то, что украинская сторона не соблюдает заключенные договоренности.
Освоение собственных газовых запасов может облегчить положение рядовых граждан, которым намного больнее, чем промышленным предприятиям, восприняли повышение тарифов. Многие заявляют, что их счета за газ выросли почти вдвое, и это дает повод для многочисленных протестов против политики правительства. Пока что государственные чиновники обещают, насколько возможно, ограждать беднейшие слои населения от последствий подорожания газа.
Грузии и Беларуси, по мнению многих экспертов, придется гораздо сложнее. Украинская промышленность, ориентированная на экспорт, воспользовалась высокими ценами на мировых рынках и смогла вложить значительные средства в энергосберегающие технологии, да и сама страна имеет крупные альтернативные источники энергии. Ничего подобного ни у Грузии, ни у Беларуси не имеется.
"Украине было легче адаптироваться к такому изменению рынка", - говорит Томас Фиала, руководитель украинского инвестиционного банка Dragon Capital.
Перевод: UK2 watch.com