Фото: АР
Ричард Райт и одна из его работ
Главную британскую награду за вклад в современное искусство - Тернеровскую премию (Turner Prize) - в 2009 году получил 49-летний художник из Глазго Ричард Райт.
Об этом было объявлено на торжественной церемонии в понедельник вечером, 7 декабря, которая прошла в знаменитой лондонской галерее Tate.
Ричард Райт известен прежде всего как автор сложных настенных орнаментов. Он отличается от других художников тем, что не сохраняет свои работы - часто после окончания выставок они просто уничтожаются.
Помимо почетной премии, Райт получил денежный приз в размере 25 тысяч фунтов стерлингов. Заработанные деньги он планирует потратить на оплату накопившихся счетов. Три других кандидата на награду - Энрико Дэвид, Люси Скаер и Роджер Хайорнс, которого критики считали фаворитом, получили по пять тысяч фунтов стерлингов.
Ричард Райт родился в Лондоне в 1960-м году; таким образом, в 2010-м он уже не смог бы получить Тернеровскую премию Тернера. По правилам, награда вручается авторам до 50-и лет. Райт учился в Эдинбургском колледже Искусства и в Школе искусства Глазго.
В состав жюри Тернеровской премии 2009 года входили директор музея современного искусства в Эйндховене Чарльз Эше, тележурналистка Мариелла Фроструп, куратор выставки Folkestone Triennial Андреа Шликер и арт-критик газеты The Guardian Джонатан Джоунс. Вела церемонию поэт-лауреат Великобритании Кэрол Энн Даффи.
В минувшем году награды был удостоен Марк Лекки. Премия ему была вручена "за выдающиеся индивидуальность и воображение, обнажающие нашу потенциальную способность оживлять, демонстрировать или изображать идею, пространство или объект".
***
Премия Тернера, известная своими эксцентричными, даже с точки зрения современного художественного авангарда, номинантами, присуждается с 1984 года, как гласит ее статут, "за выдающуюся работу художника до 50 лет, родившегося, живущего или работающего в Британии".
Большинство работ, удостоенных Тернеровской премии, имели скандальную славу, будь то Разделенные мать и дитя Дэмиена Херста (разрезанные корова и теленок в аквариумах с формалином), или Моя постель Трейси Эмин (инсталляция, включавшая сигаретные окурки, презервативы, нижнее белье художницы), или картины Криса Офили, в каждую из которых автор включал кусок слоновьего навоза.
Принято считать, что художники поколения Тернеровской премии принципиально изменили роль Великобритании в современном искусстве.