Пока отечественный гастрольный рынок находится “в коме”, за большими событиями меломанам придётся ехать за границу. Корреспондент отправился на один из концертов прощального тура Rolling Stones.
Поинтересовавшись у оператора турфирмы ценой билета на концерт Rolling Stones в Дюссельдорфе, я возмущённо удивился: “450 евро за билет?!”. “Да, — без эмоций ответил мужчина на том конце провода. — Верхний ярус, с краю”.
Цена тура зашкаливала: за перелёт, отель три звезды с завтраками и наблюдение за Миком Джаггером с галёрки Esprit Arena просили 16 тыс. грн. Это же удовольствие, но в фан-зоне — 22 тыс. грн.
Я — не фанат роллингов, готовый на всё ради кумиров. Но увидеть живьём тех, кого слушал с малолетства, по-прежнему хотелось очень.
Когда во времена перестройки отец принёс домой первую выпущенную в СССР пластинку The Beatles, он сказал мне, школьнику средних классов: “Вот, сын, это самая известная в мире группа, мы её в юности слушали. А ещё были Rolling Stones”.
В извечном споре между битломанами и любителями роллингов я встал на сторону последних. Но при этом о Джаггере с компанией мог не вспоминать годами — до их нового альбома или своего очередного приступа ностальгии.
“Единственная группа, за концерт которой я готов заплатить деньги, — это Rolling Stones”, — часто повторял я знакомым, стараясь бесплатно попасть на концерт той или иной команды. Вот только воплотить мечту особо не надеялся. Был шанс в 2007-м, когда в европейской части A Bigger Bang Tour мог оказаться и Киев. Но в последний момент из графика нашу столицу выбросили.
Фартовые обстоятельства
О новом туре 14 On The Fire я случайно узнал из разговора с коллегой. Этот тур явно прощальный: “младшенькому” группы, Ронни Вуду, сейчас 67 лет, Джаггеру и Киту Ричардсу — по 70, а Чарли Уоттсу — вообще 73. Гугл сообщил: ближайшие европейские концерты — через месяц, в Берлине и Дюссельдорфе. Выбрал последний.
У меня уже была действующая многоразовая виза. Но даже если её нет, при наличии билетов на концерт и брони отеля работающему человеку в течение месяца без проблем откроют краткосрочный немецкий шенген.
Также я являлся счастливым обладателем билета одной из авиакомпаний — с открытой датой и направлением. И опять-таки даже при других вводных перелёт получился бы не слишком дорогим. За месяц до вылета мониторинг цен показал: рейс до Кёльна (полчаса электричкой от Дюссельдорфа) — 719 грн, через два дня обратно из Дортмунда (час езды) — 1.200 грн.
Труднее оказалось приобрести билет на концерт. На сервисе Tiketmaster всё уже было раскуплено. Хотя, знай я о концерте чуть раньше, мог бы за € 65 получить два “счастливых” билета (их число ограничено). Это своеобразная лотерея, когда места сообщают перед самым концертом.
В предложениях украинских турагентств самый дешёвый билет на галёрке стоил € 108, а самый дорогой (не VIP) — € 450, в первой фан-зоне, под самой сценой.
В итоге билеты нашлись на интернет-аукционе E-bay. Из множества предложений я выбрал вторую фан-зону и при номинальной цене € 143 переплатил всего 30.
Кстати, непосредственно перед шоу площадь у стадиона — так же, как и у нас — кишела перекупщиками, накручивавшими по € 30-40. А ещё — обычными обладателями “лишних билетиков”, отдававшими их по номиналу.
Итого: концерт любимой группы, плюс трансфер, знакомство с тремя городами и отель на две ночи (€ 80) — всё вместе составило € 450, а вовсе не тысячу, как предлагали турагентства.
Навстречу камням
В вагоне U-bahn (немецкая смесь метро и трамвая) правильный выбор направления движения подтвердили люди, одежду которых украшал фирменный “языкатый” логотип. В основном попутчики — от 50 и старше. На их фоне ощущаешь себя юнцом, несмотря на то, что самому под сорок.
На площади перед стадионом средний возраст зрителей кардинально не изменился: молодые лица мелькали лишь изредка. Глядя на поток степенных немцев, подумалось: “Дедушки на дедушек идут посмотреть — тряхнуть стариной”.
В ожидании звёзд немцы подкреплялись колбасками, пиццами, хот-догами и, конечно, пивом: были как привычные стационарные точки, так и продавцы с бочками за спиной, снующие по рядам и фан-зонам. Настоящее столпотворение — у палаток с атрибутикой: майки, футболки и кепки по € 35 буквально разлетались. Сувенир с последнего тура роллингов — как тут удержаться!
Что бросилось в глаза, так это курение. Дымили везде — даже на стадионе во время концерта, если поблизости не было охраны. Кажется, миф о строгих немецких правилах насчет курения в общественных местах так и останется всего лишь мифом.
Странно, но за несколько часов я ни разу не услышал родной речи (двое стюардов из наших переселенцев — не в счёт). Иногда попадались англоязычные фанаты, многие из которых на поверку оказались сотрудниками немецких представительств британских фирм. Также хватало голландцев и бельгийцев: у них с Дюссельдорфом скоростное железнодорожное сообщение, и цена за проезд не кусается.
Гитарное вступление Кита Ричардаса к Jumpin’ Jack Flash возвестило о выходе роклегенд. Зал взревел.
Я верил, что Джаггер в хорошей форме, но не ожидал, что настолько. Глядя, как этот человек в течение двух часов выкладывается на сцене, никогда не подумаешь, что он уже разменял восьмой десяток. В эйфории концерта Мик метался между музыкантами, выбегал на подиум к зрителям, заставляя полностью забыть о возрасте и времени.
Один за другим, заряжая зал энергией, сменялись хиты прошлых лет — It’s Only Rock ‘N’ Roll, Out Of Control, Miss You, Start Me Up. Появление на сцене приглашённого гостя Мика Тейлора, его гитарные импровизации во время исполнения Midnight Rambler и музыкальная “дуэль” с другими участниками группы ещё сильнее разогрели публику. Но истинный восторг 45 тыс. зрителей вызвал всё же другой мотив.
Вы слышали, как полста тысяч людей в одно горло кричат клич “У-у! Ху-у!” из Sympathy For The Devil? Нет? А я — да. И, скажу вам, впечатлило: мы так вдохновенно подпевали, что иногда казалось, что заглушаем мегамощные колонки.
Финальный “залп” — Brown Sugar и, конечно, Satisfaction. Два часа пролетели, как одно мгновение: будто и не было спето 19 хитов. Но мечта сбылась: я видел Rolling Stones, слышал живьём те самые песни, которые знал с юности, пел их вместе с Джаггером. И знаете, хорошо, что эта мечта у меня не единственная.
Уходя с концерта, отметил ещё одну важную и, увы, пока не характерную для Украины деталь: идеальную продуманность всех организационных моментов. Не поверите, но я сел на поезд U-bahn, простояв на перроне не больше пяти минут. И не потому, что все на своих авто. Просто кто-то позаботился о том, чтобы люди смогли разъехаться быстро, с комфортом, без давки: подогнали столько составов, что новый приходил на станцию сразу после отправления предыдущего. Такая организация стоит каждого из потраченных евро.
***
Этот материал опубликован в №26 журнала Корреспондент от 4 июля 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.