Сегодня стартует главный мировой киносмотр года.
Корреспондент отобрал самые ожидаемые конкурсные и внеконкурсные премьеры 68-го Каннского кинофестиваля, пишет Анна Давыдова в №17-18 журнала от 1 мая 2015 года.
Недолго музыка играла: после прошлогоднего триумфа Племени Мирослава Слабошпицкого, взявшего сразу три приза престижной программы Неделя критики, на этот раз в Канне украинскому кино не светит ничего. Наших фильмов нет в официальной конкурсной программе, не предусмотрено и ретроспектив или спецпоказов (вроде прошлогодней же премьеры Майдана Сергея Лозницы).
Кроме Украинского павильона на кинорынке участие нашей страны в престижнейшем мировом кинофоруме ограничивается присутствием нескольких короткометражек в программе Short Film Corner. Это не основной конкурс, а специальная площадка для продвижения короткометражного кино.
На неё высадится десант из Ровно: отборщики Short Film Corner включили в программу комедию Давай не сьогодні Кристины Сиволап, победившую недавно на итальянском фестивале Trieste, и работу ещё одного ровенчанина, Виктора Булыги, — Тоннель о тёмной стороне местной достопримечательности, так называемого Тоннеля любви, который, оказывается, может быть совсем не романтичным местом. А также в секции будет представлена работа режиссёра Вовки СоловьяOnce upon a mine (Мина) — картина о художнике, живущем на оккупированной территории и пытающемся выбраться из зоны АТО.
Две головы лучше
Впервые за почти три десятка лет, с 1987 года, фильмом открытия Каннского кинофестиваля станет работа режиссёра-женщины — картина Эмманюэль Берко La Tête haute о жизни трудного подростка Малони. Здесь заняты Катрин Денёв, Бенуа Мажимель и Сара Форестье, а главную роль исполняет Род Парадо. Вариант, нетипичный для Канна: обычно церемонию открытия украшает громкий красочный проект, а не лаконичная социальная драма. Так, два года назад это был Великий Гэтсби, а в 2014-м - байопик о Грейс Келли Принцесса Монако.
«Своим выбором мы выразили желание начать этот фестиваль с другого кино - с сильной и волнующей картины. Фильм Берко красноречиво рассказывает о противоречиях современного общества. Он продолжает традицию современного кино, смело обнажающего остросоциальные вопросы. Подобные темы универсальны, понятны в любой стране, и поэтому такой фильм как нельзя лучше подойдет для публики со всего мира, которая соберётся в Канне», - объясняет директор фестиваля Тьерри Фремо.
Впрочем, в нынешнем фестивале, который пройдёт с 13 по 24 мая, действительно много нетипичного — начиная от главы, точнее, глав, основного конкурса. Первый раз за всю историю Канна основное жюри возглавляет не один, а два (пусть и родных) человека — братья-режиссёры, продюсеры и сценаристы Джоэл и Итан Коэны. У них «в подчинении» - режиссёры Гильермо дель Торо и Ксавье Долан, актёр Джейк Джилленхолл, композитор Рокиа Траоре, актрисы Росси де Пальма и Сиенна Миллер, а также актриса и режиссёр Софи Марсо. Этой разношёрстной «двухголовой» команде предстоит определить обладателя главного приза фестиваля, Золотой пальмовой ветви, а также вручить Гран-при и награды за лучшую режиссуру, сценарий, актёрские работы. И выбирать есть из чего.
Бланшетт vs Котийар
В основной конкурс Канна-2015 вошло 19 картин. Каждая хороша по-своему, но постараемся всё же определить ключевые премьеры.
Однозначно, особое внимание будет приковано к Сказке сказок итальянца Маттео Гарроне, уже дважды получавшего Гран-при Канна — за Гоморру (2008) и Реальность (2012). Его новый фильм, где снялись Сальма Хайек и Венсан Кассель, - это такая «сказочка», от которой кровь стынет в жилах: сюрреалистическое кино, снятое на стыке действительности и крайне живописного ночного кошмара, объединившее в себе классические сюжеты европейских сказок в их первозданном, непричёсанном виде. Учитывая факт присутствия в жюри ещё одного мрачного киносказочника, дель Торо, у фильма неплохие шансы.
Ещё одна громкая премьера – лесбийская драма Кэрол от режиссёра Бархатной золотой жилы и Меня здесь нет Тодда Хэйнса. Это экранизация романа Патрисии Хайсмит Цена соли о молодой работнице универмага Терезе, влюбившейся в элегантную даму из высшего общества Кэрол. Пикантности ситуации добавляет то, что действие разворачивается в 1950-е, когда подобные отношения, мягко говоря, совсем не приветствовались. Влюблённых сыграли Руни Мара и Кейт Бланшетт: к слову, у дважды оскароносной актрисы ещё нет приза Канна, но, по прогнозам экспертов, Кэрол способна исправить это досадное недоразумение.
Конкуренткой Бланшетт может стать Марион Котийар, сыгравшая вместе с Майклом Фассбендером в экранизации австралийским режиссёром Джастином Курзелем шекспировского Макбета.
Шекспировские же страсти разольются во вполне современном Море деревьев Гаса ван Сента: это история двух мужчин (Мэттью Макконахи и Кен Ватанабе), случайно встретившихся в знаменитом лесу самоубийц у подножия Фудзи. Их поиски выхода из экзистенциального кризиса вполне могут принести режиссёру ещё одну Золотую пальмовую ветвь (первую он получил в 2003-м за картину Слон).
Также среди потенциальных фаворитов Канна критики называют итальянца Паоло Соррентино и его Молодость – своеобразное кино о кино, отсылающее к наследию Федерико Феллини. В ролях - Майкл Кейн, Рейчел Вайс, Харви Кейтель и Джейн Фонда.
А ещё стоит обратить внимание на греческого режиссёра Йоргоса Лантимоса и его Лобстера – абсурдную романтическую антиутопию с Колином Фарреллом, Леей Сейду, Беном Уишоу и Вайс. Сюжет, где одиноких людей отправляют на 45 дней в отель, чтобы они нашли себе пару, а если они не справляются, то их превращают в зверей и отсылают в лес, вполне может прийтись по вкусу главам нынешнего каннского жюри.
И, наконец, особняком в основном конкурсе стоит венгр Ласло Немеш с драмой об узниках Аушвица Сын Сола. Для 38-летнего режиссёра это дебют в полном метре.
Ещё раз про любовь
Какой же Канн без скандала. Скорее всего, «ответственным» за него назначат известного кинопровокатора Гаспара Ноэ, чью Любовь организаторы благоразумно не включили в основной конкурс, отведя премьере место специального полуночного показа. О картине известно мало: синопсис позиционирует её как «историю любви, радостно прославляющую секс», «сексуальную мелодраму о мальчике, девочке, и… ещё одной девочке». Сам же режиссёр скромно уверяет, что от его кино «у мужчин встанет, а женщины заплачут».
Шанс порыдать (правда, по более пристойному поводу) представится гостям ещё одного полуночного спецпоказа — премьеры документального фильма Эми о трагической судьбе певицы Эми Уайнхаус, снятого британским режиссёром индийского происхождения Асифом Кападией.
Традиционно Канн не обходится без очередного фильма Вуди Аллена. Неутомимый режиссёр представит своего Иррационального человека о профессоре философии, закрутившем роман со студенткой. В главных ролях – Эмма Стоун, новая муза нью-йоркского очкарика, и Хоакин Феникс.
Трудно вычислить, какой для 79-летнего Аллена это фильм по счёту, — за пятый десяток уже точно перевалило. А вот для актрисы Натали Портман, которой в июне исполнится 34 года, нынешний Канн станет местом режиссёрского дебюта. Опять-таки в рамках полуночных спецпоказов она представит свою первую полнометражную ленту - драму об арабо-израильском конфликте Повесть о любви и тьме, основанную на воспоминаниях писателя и журналиста Амоса Оза.
Когда и где фильмы 68-го Каннского кинофестиваля можно будет посмотреть в Украине – вопрос открытый. Возможно, некоторые премьеры покажут в рамках VI Одесского международного кинофестиваля, который пройдёт с 10 по 18 июля. Во всяком случае его организаторы всегда стараются привезти к нам актуальные новинки. Ну а увидит ли следующий Канн Украину в своём конкурсе – совсем уже загадка. Разве что Слабошпицкий свой Люксембург доснимет.
***
Этот материал опубликован в №17-18 журнала Корреспондент от 1 мая 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.