Режиссеры рассказали о творческой жизни выдающегося актера Олега Янковского, который скончался сегодня, 20 мая, в Москве от тяжелого недуга.
Олег Янковский собирался выучиться на дантиста. Но случайно увидел на столбе объявление о приеме в театральный вуз, решил подать документы - и, к собственному изумлению, был встречен фразой "Янковский? А вы уже приняты", пишет Комсомольская правда.
Оказалось, другой его брат втайне от родителей подавал документы в театральное, но потом передумал. История эта стала почти легендарной - говорят, в учебной части вуза еще долго думали, что просто случайно перепутали фамилию абитуриента.
После училища Янковский поступил в Саратовский драматический театр. Поворотом в его карьере стала роль в фильме Щит и меч режиссера Владимира Басова. Затем была роль в картине Служили два товарища, после чего Янковский поступил в московский Ленком.
Марк Захаров (руководитель театра Ленком):
"Сначала в Ленкоме Олег сыграл в немножко глуповатом, немножко таком плакатном спектакле Автоград-21, который мы сочинили вместе с Визбором. Автозавод, строительство, песни. Янковский, абсолютно не умея петь, не имея музыкального слуха, говорил речитативом. Он стоял на сцене вместе с вокально-инструментальным ансамблем, они ему какими-то щипками и легкими ударами в спину отсчитывали такты, чтоб он вовремя выкрикивал слова…
Конечно, Мюнхгаузен сыграл роль в его судьбе. Но я не переоцениваю роль этого фильма. Потому что Олег Иванович сам по себе человек уникального таланта. Он до этого снимался в замечательном фильме Служили два товарища, где Ролан Быков преподал ему уроки мастерства и кинематографического ремесла. И Олег стал очень оснащенным человеком.
Он на Мюнхгаузене, на некоторых других фильмах превратился в очень большого мастера. Ему еще помогало то, что он очень фотогеничен. Знаете, есть актеры, которые могут хорошо сыграть, но на них свет надо ставить долго, чтобы лицо обрело обаяние. А Янковский как кошка. Его как ни снимай - в темноте, при свете, слева, справа, спереди - он все равно исключительно выразителен.
И помогла жена. Жена вообще важный компонент в жизни актера. Люда Зорина стала украшением Ленкома и вообще русского театра и кинематографа.
И еще одно качество, которым владеют еще Збруев и Броневой. Он берег лицо, не снимался в сериалах, абы где, лишь бы поторчать на телевидении… Это очень важно для актера".
Роман Балаян:
При упоминании имени Олега Янковского сразу вспоминаются два режиссера, создавших с ним лучшие драматические истории. В театре это Марк Захаров, а в кино - Роман Балаян, отмечает Комсомольская правда. Роли Янковского в балаяновских Полетах во сне и наяву, Поцелуе, Храни меня, мой талисман давно вошли в историю российского кино.
- С чего началось знакомство с Янковским?
- Вообще-то сценарий Полетов во сне и наяву писался на Никиту Михалкова. Но тут я случайно увидел фильм Мы, ниже подписавшиеся, где в купе вагона герой Янковского общается с другими персонажами. Меня поразило: он словно есть и одновременно его нет в этой сцене. Я спросил жену, считается ли Янковский хорошим артистом. "Замечательным!" - отозвалась она. Тогда я позвонил Виктору Мережко с просьбой познакомить меня с Олегом. Виктор сразу закричал, что было бы здорово взять Янковского. Я приехал к Олегу в Ленком, где мы неплохо посидели в буфете. И я его сразу обнадежил: фильм наверняка получит на кинофестивалях приз за главную мужскую роль. Этим я его, видимо, купил.
Во время съемок Полетов мы с ним почти не расставались. Два месяца провели во Владимире. Но он регулярно ездил на машине в Москву к семье - 200 километров пути. У нас было полное слияние режиссера с артистом. Он даже невольно добавил значимости роли. В финале Полетов Олег побежал в кроссовках на красной подошве. Я тогда недоумевал: "Что он, не мог другие надеть?" А критики потом писали, что так режиссер показал: под ним земля горит.
- У Вас были такие моменты, когда вы звонили Янковскому, скажем, денег одолжить?
- Наоборот, он мне первым предлагал: "Ромка, деньги тебе нужны?" Покупал мне красивые рубашки и пиджаки, ведь мы стали вместе ездить на всякие кинопоказы. Я тогда беден был, поэтому, приезжая в Москву, ночевал всегда у него. Его жена принимала меня замечательно. Ведь истинные друзья те, жены которых тебя тоже любят. Мой звонок ему или его звонок мне становился радостью. И нам необязательно было часто видеться, но он мог обидеться, если я ему сразу не звонил, бывая в Москве. Он всегда фирменно смотрелся, лучше любого западного денди. Аристократизма у него не отнять.
И потом он не снимался в плохих фильмах: настолько ответственный у него отбор и профессиональная интуиция. Вспомните, Служили два товарища, Щит и меч, и дальше покатилось…
Сергей Соловьев:
"Все годы, пока я занимался Анной Карениной, рядом со мной был Олег Иванович Янковский, в конце концов оказавшийся нравственным мотором всей этой истории. Он постоянно все это время говорил мне: зачем ты снимаешь всякую ерунду, давай возвращайся к Карениной!
Он, конечно, просто великий артист. Мы с ним ничего вообще специально не обговаривали, но он сам приносил на площадку удивительной точности и художественности тончайшие подробности. Когда Анна просит Алексея Каренина в сцене родов подать Вронскому руку, и он после раздумья и нехотя ему ее подает, то тут же достает откуда-то платок и свою руку вытирает. Янковский об этом платке ничего мне не говорил и платка на репетициях не вынимал - а в кадре платок вытащил и руку вытер. И этот жест был невероятным. Причем понятно, насколько фальшиво бы все смотрелось, если бы я заранее все с платком придумал и, применяя режиссерскую волю, заставил Янковского идеологически вытирать ладонь..."
Юрий Соломин (руководитель Малого театра):
"Кончина Олега Ивановича Янковского - это большое горе не только для театра Ленком, но и для всей российской культуры.
Я думаю, что степень таланта человека выражается и в его отношении к другим людям. Олег Иванович Янковский был одним из тех, кому бог даровал не только талант, но и прекрасные душевные качества
Уход такого большого артиста - невосполнимая потеря. Мы все скорбим".
Никита Михалков:
"Это абсолютно невосполнимая утрата. На одной руке не хватит пальцев, чтобы пересчитать актеров, обладающих тайной.
Какими методами, какими внутренними духовными силами и посылами творил Янковский на сцене чудо-характеры? Эту тайну он унес с собой. У нас очень много талантливых актеров, но то, что делал Олег, было поистине неповторимо. Было абсолютно непонятно, как он делает это на сцене".
***
Как сообщалось, выдающийся советский и российский актер Олег Янковский скончался в среду, 20 мая, после тяжелой продолжительной болезни на 66-м году жизни. Церемония прощания состоится в пятницу, 22 мая, в московском театре Ленком.
Олег Янковский снялся более чем в 100 фильмах. Среди них - Зеркало и Ностальгия Тарковского, Полеты во сне и наяву Балаяна, Крейцерова соната Швейцера, Мой ласковый и нежный зверь Лотяну, Обыкновенное чудо и Тот самый Мюнхгаузен Захарова и другие.
На сцене Ленкома наиболее значительными работами Янковского стали роли в спектаклях Автоград XXI, В списках не значился по Васильеву, Ясновидящий по Фейхтвангеру, Синие кони на красной траве и Диктатура совести Шатрова, Оптимистическая трагедия Вишневского, Карманный театр Кокто, Гамлет Шекспира, Школа для эмигрантов Липскерова, Чайка Чехова, Шут Балакирев Горина, Tout paye, или Все оплачено Жамиака.