Корреспондент.net,
30 августа 2014, 08:17
Вспышка вируса Эбола в Африке показала: мир беззащитен перед глобальной пандемией, пишет Павел Сивоконь в №33 журнала Корреспондент от 22 августа 2014 года.
Всё начнётся примерно так. В одной из стран Южной Азии или Африки дети играют у реки, которая течёт через город со стотысячным населением. Рядом плавают объедки, строительный мусор и туши животных. Но местное население это не смущает – частые эпидемии среди свиней или коров здесь нормальное явление.
Через несколько дней появляется «пациент 0» – человек, у которого первым выявляют симптомы заражения непонятным вирусом. Он живёт у реки и работает на машиностроительном заводе западной компании. За 40 лет он ни разу не ложился в больницу, но теперь его привозит семья.
Врачи не могут понять, чем именно он болен. Симптомы – высокая температура, кашель, боли в горле, начинающееся внутреннее кровотечение. Образцы вируса направляют в столицу страны и в региональное отделение Красного Креста.
На десятые сутки пациент умирает. При этом он и его семья уже успели заразить более 1 тыс. человек в городе. Правительство хочет избежать паники. Власти заявляют о вспышке неизвестной болезни, но отмечают, что она не передаётся по воздуху.
Во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) тоже считают, что вирус, вызывающий геморрагическую лихорадку, не может передаваться воздушно-капельным путём. В машиностроительной компании подозревают, что это может быть саботаж, и отправляют туда комиссию из своих представительств по всему миру. Через неделю комиссия прилетает в Европу после общения с больными.
Приходят первые результаты анализов. Соседние государства объявляют полный карантин и мобилизуют войска. От новой болезни, которая является синтезом вируса Эбола и свиного гриппа, умирают минимум 20 тыс. человек. Очаги заражения появляются в США, Евросоюзе и Латинской Америке.
Это не футуристический сценарий фильма-катастрофы, а часть доклада ВОЗ о том, как уже сейчас может развиваться глобальная пандемия. Согласно расчётам, вирус, который передаётся воздушно-капельным путём и приводит к смертности 90% зараженных, способен за три месяца сделать Землю необитаемой.
«Доклад о пандемиях создали ещё в 2009 году, но до вспышки Эболы в Африке он никого не интересовал, – говорит Корреспонденту Сильвия Брейнд, директор департамента эпидемических болезней ВОЗ. – Так и с реальной эпидемией: пока она не начнётся, бороться с вирусами не будут. Но тогда может быть поздно».
Угроза эпидемии сейчас более реальна, чем когда-либо. В загрязнённой природе вирусы мутируют быстрее, а полное отсутствие гигиены более чем у 40% жителей Земли во много раз ускоряет их передачу
По словам Брейнд, угроза эпидемии сейчас более реальна, чем когда-либо. В загрязнённой природе вирусы мутируют быстрее, а полное отсутствие гигиены более чем у 40% жителей Земли во много раз ускоряет их передачу. Тем более что значительная часть людей в Африке и Азии живут в огромных мегаполисах, что делает передачу ещё более лёгкой.
Кроме того, в последние годы в развитых странах поверили, что пандемии – удел бедных государств. И расходы на борьбу с предотвращением эпидемий, к примеру, в США, упали до минимума – $ 100 млн в год. На борьбу с исламским терроризмом Америка страна тратит в десять раз больше.
Но последние события в Африке показывают: болезни легко перебираются с континента на континент, и общество абсолютно не готово противостоять им.
Африканский привет
В этот раз всё началось в Гвинее. Эта страна на западе Африки стала очагом распространения вируса Эбола. Он вызывает геморрагическую лихорадку и смерть 55% заражённых.
В начале августа всё казалось не таким страшным – эпидемии этой болезни довольно часто сотрясали Африку. А в 2000 году более 200 человек в Заире умерли от штамма Эбола, который убивал каждого заражённого.
Но уже через несколько недель ситуация изменилась. Власти Гвинеи заявили, что инфицированы уже свыше 300 человек и многие из них могут умереть в ближайшее время.
Между тем больные уже начали появляться в соседних странах. Особенно обеспокоила экспертов вспышка заболевания в столице Нигерии Лагосе. По информации ООН, город с населением более 22 млн человек является одним из самых грязных в мире. Поэтому Нигерия и Сьерра-Леоне задумались над введением чрезвычайного положения.
Настоящую огласку эпидемия получила только после того, как вирус Эбола выявили у граждан Канады, ЕС и Америки. Их пока немного – около десятка, и большинство уже доставлены в развитые страны, где их в условиях строгого карантина начали лечить. Но мировая общественность не на шутку всполошилась. В последние недели более 550 западных врачей, работавших на западе Африки, пожелали уехать оттуда. Все они могут быть заражены.
Но даже мировое внимание не заставило правительства эффективнее контролировать распространение болезни. За последние дни вирусом заболели люди в приграничных регионах Бенина и Сьерра-Леоне. Дело в том, что границы проведены только номинально, и ввести карантин очень сложно.
«Жители стран не реагируют на призывы оставаться дома и ждать конца эпидемии. Даже привлечение армии не помогает. Всё, что пока сумел мобилизовать западный мир, это 50 врачей из Центра по контролю заболеваний (ЦКЗ) США», – поясняет Корреспонденту Марк Липстих из Центра динамики инфекционных заболеваний в Гарварде.
Экономические последствия этой вспышки пока только начинают подсчитывать. Но аналитики Всемирного банка уже заявили, что страны Западной Африки потеряют не менее 1% ВВП. И это при условии, что болезнь удастся остановить сейчас.
Но жителей развитых стран больше волнует, не станет ли эпидемия Эболы глобальной. Тут их спасает то, что вирус не распространяется по воздуху.
«Нужен прямой контакт с заражёнными, поэтому болезнь пока опирается на отсутствие гигиены в Африке», – говорит Роберт Блендон, экс-вице-президент Фонда Роберта Вуда Джонсона в США.
Но эксперт подчёркивает: если вирус внезапно мутирует, ситуация станет непредсказуемой. Тем более что человечество пока не готово остановить даже банальный грипп.
Дырявый заслон
Во многом спокойствие людей определяет ещё и то, что многие в США и ЕС верят в эффективность комиссий и фондов, призванных бороться с пандемиями. Но ещё в 2009 году исследовательская служба конгресса заявила, что у международных организаций нет действенных протоколов на случай больших эпидемий.
В штаб-квартире ВОЗ в Женеве Корреспонденту заявили, что готовы встретить пандемии, но в это нужно вкладывать больше денег и только потом требовать результата. Действительно, но данным совета по внешней политике, в этом году дефицит бюджета ВОЗ составил $ 1,2 млрд – и так бывает почти каждый год.
Страны - члены этой организации просто не хотят платить взносы, из которых и формируются бюджет. При этом в таком поведении были замечены как бедные республики третьего мира, так и развитые государства.
«По сути ВОЗ – это организация-банкрот, неспособная предпринять ничего конкретного», – говорит Джон Кэмпбелл из совета по внешней политики.
Другие международные организации чувствуют себя не лучше. В этом году Всемирная ассамблея здравоохранения заявила, что сворачивает систему реагирования на эпидемии, так как на неё нет денег.
После того как Эболой заболели американцы, Всемирный банк предоставил ВОЗ и ЦКЗ $ 200 млн на борьбу с этим вирусом. Но эксперты считают, что нужна минимум в десять раз большая сумма, а главное – многолетняя работа по созданию системы адекватного ответа на угрозу пандемии.
Отдельно стоит сказать о вакцинах против опасных вирусов. По данным Центра динамики инфекционных заболеваний, на создание лекарства против одного штамма нужно потратить не менее года. Но сама болезнь будет мутировать намного быстрее. Но фармацевтические компании не спешат вкладывать деньги в разработки, которые у них никто не купит, ведь болеют пока в основном жители бедных стран.
«Мы близки к кардинальному прорыву в вакцине от СПИДа. Но другие опасные болезни нас не интересуют», – говорит Франсуаза Барре-Синуси, лауреат Нобелевской премии по медицине.
Единственная заразная болезнь, против которой могут в ближайшие годы создать вакцину, это малярия. И только потому, что эти работы спонсирует основатель компании Microsoft Билл Гейтс
Так что сейчас единственная заразная болезнь, против которой могут в ближайшие годы создать вакцину, это малярия. И только потому, что эти работы спонсирует основатель компании Microsoft Билл Гейтс, за несколько лет инвестировавший туда более $ 2 млрд.
Тёмное будущее
Последнюю действительно глобальную пандемию мир пережил в начале ХХ века. Тогда штамм гриппа, который назвали испанкой, унёс жизни 550 млн человек. После этого вирусы постоянно сотрясали мир с интервалом 30-40 лет. Последняя эпидемия гонконгского гриппа с 700 тыс. жертв прошла в 1958-м – получается, мы уже немного «отстаём от графика».
Но Эбола, скорее всего, не сможет выйти за пределы Западной Африки, так как не передаётся по воздуху. Такие вирусы, по словам Липстиха, несложно контролировать.
Но уже сейчас в мире зреют более опасные болезни. К примеру, несколько лет назад на Ближнем Востоке обнаружили свой штамм опасного коронавируса, который передаётся по воздуху и убивает как животных, так и людей. Пока учёные только начали исследовать его действие на организм человека. А эпидемиологи каждый год ждут, что прибывающие на хадж мусульмане разнесут это заболевание по Земле.
И таких вирусов возникает очень много. Большинство из них пока не добираются до развитых стран, но ситуация уже начинает меняться. По мнению Брейнд, если не начать бороться с эпидемиями по всему миру уже сейчас, то вскоре мы услышим о появлении идеального вируса, который за три месяца уничтожит нашу цивилизацию.
***
Этот материал опубликован в №33 журнала Корреспондент от 22 августа 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.