Пчелиные семейные споры порождают пчел-бунтарей

Русская служба Би-би-си,  3 мая 2012, 12:08
Пчелиные семейные споры порождают пчел-бунтарей
Фото: АР

Рабочие пчелы начинают бунтовать, когда перед ними встает перспектива заниматься воспитанием племянников и племянниц, выяснили ученые.

Польские исследователи изучили жизнь пчелиной колонии после того, как ее покидает пчелиная матка, чтобы понять, как рабочие пчелы реагируют на смену пчелиной королевы.

Они выяснили, что когда дочь занимает место матери в качестве главы колонии, некоторые рабочие пчелы принимаются откладывать собственные яйца, вместо того чтобы заботиться об отпрысках новой королевы.

Результаты исследования опубликованы в журнале Current Biology.

Группу ученых возглавлял профессор Михал Войцеховски из отдела исследований окружающей среды Ягеллонского университета в Кракове.

Колония пчел-медоносов состоит из одной детородной матки и тысяч трутней, способных к деторождению. Их обслуживают бесплодные дочери пчелиной матки, называемые рабочими пчелами. В определенный момент пчела-королева и часть ее колонии сбиваются в рой и перелетают на новое место.

До своего переезда королева откладывает несколько яиц, из одного из которых позже появляется новая детородная пчелиная матка.

В этом случае, объясняет профессор Войцеховски, вместо воспитания и кормления своих братьев и сестер, рабочие пчелы должны переключиться на обслуживание своих племянников и племянниц.

"Однако ослабление родственной связи приводит к тому, что рабочие пчелы прежней королевы начинают откладывать свои яйца".

Ученые говорят, что это не просто изменение поведения, а фундаментальная перемена в биологии рабочих пчел.

Чтобы проанализировать перемены в пчелах, группа ученых сначала разбила колонию пчел, спровоцировав временное отсутствие пчелиной матки. В природе это случается, когда королева со своим антуражем перелетает на новое место.

Ученые затем изучили этот процесс в натуральных условиях.

В обоих экспериментах исследователи обнаружили, что до того, как вырастает новая королева, в личинках рабочих пчел развивается яичник, формирующий трубы, способные к откладыванию яиц, на месте желез, производящих пищу для кормления.

"Многие исследователи убеждены, что количество труб для откладывания яиц в яичниках рабочих пчел заложено генетически, - говорит профессор Войцеховски. – Конечно, так и есть. Тем не менее, никто не ожидал, что во время развития рабочих пчел их личинки имеют возможность измениться от кормления к бунтарскому деторождению".

Однако пчелиный бунт недолговечен: как только у новой королевы рождаются свои рабочие пчелы, они начинают подавлять бунтарей.

Профессор Войцеховски считает, что среди насекомых, известных своим альтруизмом, такое изменение в рабочих пчелах является удивительно эгоистичным.

"Стратегия бунта – прямая репродукция, и развитие самих рабочих пчел, возможно, предоставляет им лучший шанс умножать свои гены, чем непрямая репродукция через сестру, пчелиную матку".

Источник: Русская служба Би-би-си