Ученый объяснил освоение огня человеком

Корреспондент.net,  30 декабря 2015, 18:47
Ученый объяснил освоение огня человеком
Как человек подчинил огонь

Антрополог проанализировал условия жизни ранних представителей рода Homo и поздних австралопитеков в Восточной и Южной Африке.

Жизнь рядом с вулканами могла научить "прародителя" исспользовать огонь и начать свое интеллектуальное развитие еще 2-3 миллиона лет назад. Об этом заявил ученый Майкл Медлер на ежегодной встрече Американского геофизического союза в Сан-Франциско, передает РИА Наука.

"На Гавайях, я провел три или четыре снежных ночи у жерла вулкана, не укрываясь в палатке и готовя прямо на улице. Это заставило меня задуматься - что если кто-то 2 миллиона лет назад, к примеру, человек прямоходящий (Homo erectus) или какой-то австралопитек - нашел подобное местечко, где было всегда тепло и где можно было жарить или варить еду на огне", - заявил Медлер из университета Западного Вашингтона в Беллингеме.

Взяв эту идею на вооружение, он проанализировав условия жизни ранних представителей рода Homo и поздних австралопитеков в Восточной и Южной Африке.

В ЮАР обнаружен новый вид родственника человека

Выяснилось, что большинство известных древних гоминидов, вероятных предков человека, обитали, если судить по местонахождению их останков, неподалеку от активных вулканов или горячих рифтовых разломов, существовавших в Восточной Африке примерно 2-3 миллиона лет назад.

Медлер уверен, что эта теория может разрешить одну из главных загадок антропологии - почему человек начал есть жареную и вареную пищу, необходимую для развития мозга, если интеллектуальных способностей первых австралопитеков и Homo было недостаточно того, чтобы научиться поддерживать огонь на постоянной основе.

Вероятно, наши предки могли жить у жерл вулканов и горячих разломов в Восточной Африке на протяжении нескольких сотен или миллионов лет, что позволило им медленно научиться пользоваться теплом лавы и готовить на нем пищу, в следствие чего у них появился большой мозг, который, в свою очередь, позволил им научиться самостоятельно разводить огонь и готовить на нем.

Первые аборигены воевали с гигантскими ящерами

"Вулканическое" происхождение человечества могло был объяснять то, почему у человека нет шерсти - постоянно высокие температуры воздуха, поддерживаемые вулканами и геотермальными источниками, должны были позволить нашим предкам "сбросить" шерсть.

В свою очередь, отказ от шерсти позволил древним гоминидам быстрее и дольше бегать, что позволило им перейти к охоте на более крупных животных.

Как признает Медлер, пока у этой гипотезы почти нет однозначных доказательств. Он предлагает проверить ее, точно измерив время залегания останков первых представителей рода Homo, которые были найдены в недавние годы, а также вычислив то время, когда в нашей ДНК появились гены "вареной пищи", а также исчезли гены шерстяного покрова.

Если эти даты совпадут с тем временем, когда в Восточной Африке начали извергаться вулканы, то тогда мы сможем более уверенно говорить о том, что вулканы были одним из главных "локомотивов" эволюции человеческого разума, заключает ученый.

Ранее ученые провели повторную датировку останков австралопитека, обнаруженных в пещерах Стеркфонтейн в ЮАР, и выяснили, что найденный там австралопитек является ровесником Люси, которую называют "прародительницей человечества".