Баррикада, лазерное шоу и подземная филармония – архитекторы предложили множество идей, каким должен быть Майдан Незалежности.
Корреспондент решил выяснить, когда и как изменится центральная площадь столицы – и изменится ли вообще, пишет Ольга Замирчук в №46 журнала от 20 ноября 2015 года.
Ночь на 30 ноября 2013 года. Под недостроенной новогодней ёлкой на Майдане Незалежности среди пары сотен других студентов стоит Антон, выпускник престижного столичного вуза. Со своим другом Андреем он обсуждает вопрос, который, собственно, и вывел их на площадь: что будет, если Украина всё-таки войдёт в Евросоюз.
Вскоре их диалог прервёт атака Беркута. Обоих ребят жестоко изобьют, Андрей несколько недель будет лежать с побоями в больнице, Антону зашьют бровь и губу.
Прошло два года. Андрей работает в Киеве и помогает ребятам в зоне АТО. Антон год отвоевал на передовой, был серьёзно ранен под донецким аэропортом и уже вернулся домой. Их истории сейчас мало кому интересны: революция окончена, борьба продолжается, все вместе, но каждый сам за себя.
Участь двух активистов разделила и сама площадь, где они стояли: о Майдане и помнят, и забывают одновременно. Спустя два года после начала Революции достоинства так и не возвели монумент героям Небесной сотни, не поставили новый памятник на место снесённого Ленина, не отремонтировали Дом профсоюзов – и ещё десяток других архитектурных «не».
Камень о намерениях
Интерес к Майдану как площади повысился после недавнего скандала с размещением кафе в Доме профсоюзов. Уже два года полусгоревшее здание стоит, прикрытое тканью с патриотическим лозунгом.
По словам главы Федерации профсоюзов Украины (ФПУ) Григория Осового, на восстановление комплекса необходимо по меньшей мере 160 млн грн, и этих денег в городском бюджете нет.
В своё время столичное подразделение Госслужбы по чрезвычайным ситуациям помогло вывезти из Профсоюзов 6 т мусора, а Киевская горгосадминистрация (КГГА) временно снизила ежегодную плату за аренду земли. На этом помощь закончилась, и теперь поиски инвесторов для капитального ремонта здания легли на общественников.
«Уже состоялись семь общественных слушаний, где были представлены разные проекты реконструкции Дома профсоюзов, - рассказывает Осовой. – Здание хотели снести и построить на его месте гостиницу или торговый центр. Но общественность не позволила это сделать – было решено, что Профсоюзы восстановят и оставят в прежнем виде. Осталось найти деньги на ремонт».
В КГГА, в свою очередь, уверяют: ни о Доме профсоюзов, ни других «революционных» местах в центре Киева власти не забыли. Просто в этом году денег на их реконструкцию в бюджет заложить не удалось, а вот в следующем, возможно, удастся.
Как сообщила Корреспонденту и. о. главы директора департамента градостроительства и архитектуры КГГА Анна Бондарь, ко второй годовщине Евромайдана планируется «установить памятный камень, который будет символизировать намерения государства и города создать национальный комплекс, посвящённый событиям Революции достоинства и памяти героев Небесной сотни».
По словам Бондарь, будущий комплекс будет включать в себя аллею памяти, музей Майдана, а также памятный знак героям Небесной сотни.
«При этом создание мемориала героям Небесной сотни должно происходить с привлечением всех сторон - городской и государственной власти, граждан Украины», - говорит чиновница.
Финансировать проект планируется за счёт как государственных средств, так и благотворительных взносов граждан. Работы на площади хотят начать уже в 2016-м
Финансировать проект планируется за счёт как государственных средств, так и благотворительных взносов граждан.
Работы на площади хотят начать уже в 2016-м. Чтобы определить, каким быть новому Майдану и его окрестностям, летом Министерство культуры и КГГА объявили международный конкурс проектов реконструкции и архитектурной модернизации Киева Terra Dignitas (Территория достоинства).
В конкурсе было четыре номинации: градостроительное решение центра Киева – Майдана Незалежности, мемориал героям Небесной сотни, международный культурный центр Украинский дом на Европейской площади и многофункциональный музейный комплекс Музей Майдана.
Свет памяти
Однажды у киевского военного губернатора, генерала Дмитрия Бибикова, спросили, чем хороши широкие улицы украинской столицы. Чиновник без заминки ответил: «Невозможностью строить баррикады».
Участники Территории достоинства тоже не стремились создать удобную площадь для революций. В их проектах Майдан выглядит не как комфортное общественное пространство, но в то же время напоминает о событиях 2013-2014 годов.
Двумя призовыми местами в четырёх номинациях конкурса был отмечен столичный коллектив проектировщиков компании Carshe под руководством Александра Карпова. В номинации Мемориализация событий Революции достоинства и увековечивание памяти героев Небесной сотни их проект занял второе место и вызвал немалый резонанс среди киевлян и градостроителей.
«В центре Киева появится мемориальная зона, не мешающая повседневной жизни. Каждый день в центре города будет проводиться ритуальное действо, которое в будущем перевоплотится в традицию памяти о павших героях Небесной сотни», - рассказывает Карпов.
Проект архитекторов компании Carshe
Согласно проектному предложению, ежедневно в 22:00 с колокольни Михайловского собора будет звучать набат, некогда призывавший киевлян на Майдан. Михайловская улица, дорога, по которой избитые Беркутом студенты бежали к собору, подсвечивается красным цветом. На памятных знаках, где во время Революции достоинства были баррикады, проецируются фамилии погибших героев Небесной сотни. А из мест, откуда по активистам стреляли снайперы, появляются лазерные светящиеся нити, направленные в места гибели повстанцев.
На ул. Институтской, где убивали героев Майдана, красным цветом подсвечиваются квадраты в армированном стекле на тротуаре и дороге. Позже из них в небо исходят вертикальные столпы-свечки, символизирующие души погибших активистов. Ритуальное действо сопровождается песней Плине кача, гимном Украины и гимном Евросоюза.
В 22:20 действо заканчивается. Подсвеченными остаются лишь красные квадраты на местах расстрела активистов.
Отдыхай активно
В отличие от меморализации Небесной сотни, проект команды Carshe в номинации реконструкции Майдана Незалежности остался незамеченным. На конкурсе он не занял призовое место, но архитекторы верят, что именно эта разработка могла бы лечь в основу реального проекта модернизации площади. Одной из главных идей команды было сохранение предназначения Майдана – места, где собираются киевляне и гости столицы.
«Мы поставили перед собой задачу дать представление об идеальном, по нашему мнению, возможно, даже утопическом на сегодня варианте реконструкции центра города», - объясняет Карпов.
По задумке команды, главную площадь Украины нужно освободить от хаотичных МАФов, рекламных щитов, разноликих архитектурных форм и всего, что превращает общественный центр города в балаган.
«При этом надо бережно отнестись к скульптурным композициям, которые должны быть сохранены, но перенесены в парковые зоны Киева», - подчёркивает Карпов.
Архитекторы видят Майдан свободным от наземного транспорта пространством, которое начнётся возле отеля Казацкий и будет доходить до застеклённой части ТЦ Глобус. Проект делит площадь на три сектора: зону активного отдыха (велодорожки, площадка для катания на роликах, а в зимний период – на коньках, место для активных игр); релакс-зону и место для организации и проведения общественных собраний, вече и народных гуляний.
Чтобы в пешеходной зоне люди могли отдыхать в любое время года, проектировщики предложили накрыть Майдан застеклённой конструкцией с подсветкой, которая бы превратила часть площади в пассаж, защищающий от дождя и снега.
По словам участницы творческого коллектива Ксении Федотовой, важной задачей было создание транспортного узла под площадью. Автотранспорт решили переместить под землю, сделав Майдан полностью пешеходным.
«Мы считаем правильным отвод транспорта, движущегося по Крещатику в тоннель под Майданом с выездом на ул. Грушевского и Владимирский Спуск, - объясняет Федотова. – Транспортный узел для метро, троллейбусов, автобусов и маршруток мы предлагаем разместить на площадях существующего ТЦ Глобус».
Стеклянные купола Глобуса, которые в народе называют теплицами, стали отдельной темой среди конкурсантов.
«Эти конструкции портят центр Киева и занимают всё свободное пространство площади, поэтому мы предлагаем их вовсе убрать», – говорит молодой архитектор Ольга Вирченко, которая в составе Архитектурного бюро Юрия Бородкина принимала участие в Terra Dignitas.
Команда заняла второе место в главной номинации конкурса – Общественное пространство Майдана и центрального ядра Киева. По задумке архитекторов, Майдану нужно дать возможность исполнять свою главную функцию – культурно и духовно объединять людей. Для этого у Бородкина решили сделать на площади комплекс фонтанов без громоздких наземных конструкций.
Проект Архитектурного бюро Юрия Бородкина
«По сути, фонтан в проекте бьёт прямо из тротуара, а вода потом стекает по уклону и создаёт небольшое озеро. Летом в нём можно устраивать разные гуляния, а зимой – делать каток. Кроме того, фонтан не исключает сборы на Майдане: его легко можно будет отключить, а люди, как и раньше, смогут собираться для разных общественных акций», – говорит Вирченко.
Первое место в главной номинации конкурса заняла команда художников и проектировщиков из Тайваня. В июне представители творческого коллектива приезжали в Киев на церемонию награждения, однако сейчас связаться с авторами идеи № 1 Корреспонденту не удалось. Организаторы конкурса не разглашают информацию об авторах реконструкций, не дал результатов и поиск тайваньцев в Сети.
Чемодан без ручки
В Революции достоинства «участвовал» не только Майдан, но и соседняя Европейская площадь: стоящий на ней Украинский дом служил информационным центром, медпунктом и местом для ночлега митингующих. Спустя два года о бывшем музее Ленина забыли: самое ценное, что проводилось в последнее время в Укрдоме, – это презентации книг. В остальном же, как горько шутят сами архитекторы, в доме на Европейской площади начиная с 2000-х бывают только выставки в стиле носки-трусы.
Архитектор Антон Олейник со своей командой BURØ разработал проект реконструкции Украинского дома, который занял первое место в одной из номинаций Территории достоинства. По задумке архитекторов, каменную глыбу в центре Киева площадью 16 тыс. кв м надо сделать культурным центром столицы, местом, где Украина встречается с Европой.
«После 1991-го нынешний Украинский дом совершенно потерял свой смысл. Раньше, когда он был музеем Ленина, люди туда заходили разные, а выходили с одинаковым чувством любви к Ильичу. К этому можно относиться по-разному, но в этом был хоть какой-то смысл», - рассказывает Олейник.
Учитывая, что Украинский дом имеет охранный статус и является памятником архитектуры, архитекторы из BURØ не меняли внешний облик здания, а работали над ним изнутри, наполняя каждое из пространств новыми функциями. На первом этаже Украинского дома должно быть открытое пространство дли диалогов и дискуссий, здесь же будут размещены пресс-центр Майдана и офисы общественных организаций. Второй этаж, по словам Олейника, они с командой решили отдать под образование: здесь разместили Библиотеку Майдана, в которой бы хранились материалы о Революции достоинства на разных языках.
«Также на втором этаже могли бы находиться мультимедийные и лингафонные комнаты. Третий этаж был отдан под коворкинг, обсуждение разнообразных стартапов и под IT-офисы. Четвёртый этаж Укрдома мы увидели как площадку для искусства – здесь решили открыть выставочное пространство», - говорит проектировщик.
Проект Антона Олейника и команды BURØ
Купол здания в проекте выглядит как смотровая площадка, с которой можно любоваться видами Киева.
«Также мы бы хотели соединить парк Владимирская горка с Укрдомом специальным проходом, чтобы люди из одного исторического места попадали в другое», - добавляет Олейник.
Сколько потребуется денег на реализацию идеи, победители озвучивать не берутся. Мол, о цифрах можно будет говорить, когда девелоперы найдут инвестиции. Сейчас же, как говорит руководитель BURØ, ясно одно: Украинский дом для властей – это старый чемодан без ручки. Здание стоит на балансе Госуправления делами, и его годовое содержание, по словам Олейника, обходится до Є 500 тыс.
Дом ёлки
Более эпатажный проект реконструкции Украинского дома представил дизайнер компании Carshe Олег Глоба. По замыслу творческой команды, не имеет смысла возводить новое сооружение для музея Майдана, проект которого выделен в отдельную номинацию. Лучшее место для сохранения памяти о Революции достоинства – это Укрдом. В центре атриума здания авторы видят символ революции – ту самую металлическую ёлку, под которой 30 ноября собрались студенты.
«Справа и слева от центрального входа мы разместили натуралистические фрагменты баррикад, палаточного городка Майдана, предметы быта и другую атрибутику Революции достоинства. В залах демонстрируются артефакты, сохранившиеся после уличных боёв. На задней стене атриума будет проектироваться видео с беркутовцами, наступающими на баррикаду, реальный фрагмент которой также присутствует в зале. Входя в экспозиционный зал, посетители будут чувствовать себя соучастниками событий», - говорит Глоба.
Остальные помещения Украинского дома, согласно проекту Carshe, можно будет использовать для выставок и экспозиций. На площадке за зданием в летнее время предусматривается размещение выставок и проведение концертов, зимой эта же территория превращается в каток площадью 600 кв. м.
Своё видение Европейской площади представила и Вирченко – на этот раз не как член команды-призёра Terra Dignitas, а как выпускница Киевского национального университета строительства и архитектуры (КИСИ). «Европейка» стала её дипломным проектом. По словам Вирченко, место, возле которого убили первых героев Небесной сотни, Сергея Нигояна и Михаила Жизневского, неоправданно считается среди киевлян транзитной зоной.
«Мне бы хотелось, чтобы люди не проходили мимо Европейской площади - говорит она. – Поэтому главной идей моего дипломного проекта является создание многофункционального культурного пространства с площадью, которую отобрал у людей транспорт».
Обычно архитекторы в таких случаях предлагают увести транспорт в тоннели. Но Вирченко решила опустить под землю людей, создав большую культурную локацию от ТЦ Глобус до Национального художественного музея на ул. Грушевского.
Ольга Вирченко предлагает создать подземный культурное пространство под Европейской площадью
В дипломном проекте Вирченко пространство задумано так, чтобы входы и выходы из подземного музейного комплекса располагались рядом с каждым культурным объектом площади, а каждая из подземных локаций соответствовала месту, рядом с которым она находится. К примеру, большой концертный зал и студия звукозаписи под землёй, по её замыслу, должны примыкать к Национальной филармонии и быть её дополнением. Что касается названия площади, то оно будет оправдано подземными музеями культуры европейских стран.
«Ближе к художественному музею я решила разместить пространство для разнообразных выставок. Часть экспозиции мне также захотелось переместить под землю - такой себе киевский Лувр. Известно ведь, что у художественного музея есть проблемы с площадью для архива и экспозиций, – для многих культурных ценностей попросту не хватает места», - рассказывает выпускница КИСИ.
Чтобы не отправлять всех людей только лишь в подземное пространство, в своём дипломном проекте Вирченко решила выстроить над центром Киева пешеходный мост из стекла и метала.
«Это позволит жителям и гостям столицы посмотреть на Киев с высоты, увидеть новые панорамные виды, ощутить всё величие нашего города», – подытоживает она.
Ленин – это я
В конкурсе Территория достоинства не было номинации, посвященной замене снесённого майдановцами памятника Ленину на Бессарабке. Но многие архитекторы, представляя проекты реконструкции центра Киева от Европейской площади до Бессарабского рынка, так или иначе затрагивали тему замены гранитного вождя.
Много заявлений на этот счёт звучало от представителей столичной власти: одни предлагали поставить на постаменте крест или икону, другие предлагали заменить Ленина на не менее знаковых исторических личностей.
Одно из немногих конкретных предложений относительно того, кто мог бы появиться на месте Ленина, озвучил бизнесмен Гарик Корогодский. На своей странице в Facebook он написал, что готов курировать проект и лично профинансирует новый памятник, если напротив Бессарабского рынка поставят поэта Иосифа Бродского, почётного гражданина Киева Николая Терещенко или Бибикова. Прошло больше года, но столичные власти слова Корогодского, похоже, не услышали.
По словам Вирченко, одно из самых нестандартных решений проблемы – установить на месте снесённого памятника так называемый speakers corner, постамент для публичных речей и заявлений граждан.
«Не уверена, что этот проект может стать действительно полезным для киевлян. Но сама идея, как по мне, весьма оригинальная. Любой сможет подняться на трибуну и почувствовать себя Лениным», – улыбается архитектор.
Оставить в покое
Однако есть и авторитетные мнения против глобальной перестройки Майдана. По словам Георгия Духовичного, члена правления Национального союза архитекторов Украины, сейчас не время перекраивать центр столицы вдоль и поперёк. Достаточно будет провести технически необходимые ремонтно-реконструктивные работы в пострадавших во время революции зданиях.
«Каждый новый мэр, приходя к власти, первым делом декларировал необходимость реконструкции центра Киева. Здесь крутятся большие деньги, неявные политические и выраженные популистские мотивы, – говорит Духовичный. – Достаточно вспомнить глобальную реконструкцию Майдана во времена президентства Леонида Кучмы, которая совпала с акцией Украина без Кучмы и начиналась с технической необходимости замены изношенных коммуникаций, что позволило бы мотивированно убрать людей с площади. Но всё это вылилось в масштабную реконструкцию на скорую руку, задуманную с целью создания пространства, непригодного для массовых протестных акций в будущем».
По мнению архитектора, сейчас столичной власти следовало бы ограничиться восстановлением пострадавших частей Дома профсоюзов.
О разрушении цельного градостроительного ансамбля Крещатика и Майдана, лауреата нескольких государственных премий, не может быть и речи
«Дом профсоюзов не берлинский Рейхстаг. Он не сгорел, в нём горели отдельные конструкции, повреждена часть этажей. При желании всё это поддается бюджетной локальной восстановительной реконструкции. Но о разрушении цельного градостроительного ансамбля Крещатика и Майдана, лауреата нескольких государственных премий, не может быть и речи. Также нельзя ни в коем случае рассуждать о сносе Дома профсоюзов и строительстве чего бы то ни было на его месте», - настаивает архитектор.
С момента обретения Украиной независимости и вплоть до текущего года, по словам Духовичного, архитектура центра Киева неуклонно теряла свою уникальность. Поэтому он уверен: Крещатик и Майдан нужно наконец-то оставить в покое – лишь отремонтировать всё, что необходимо, и закончить реконструкцию ЦУМа.
«Киев нуждается в тотальном обновлении инженерной инфраструктуры. Но всё, что находится на центральной улице и площади города, это памятники градостроительства ХІХ-ХХ веков. Ими нужно заниматься, их нужно беречь, как это делает весь цивилизованный мир», – считает архитектор.
Денег нет
Интересно, что бывший мэр Киева Александр Омельченко, в период правления которого, в 2001 году, появился ТЦ Глобус с его «теплицами», теперь считает целесообразным убрать с Майдана стеклянные конструкции.
«Женщины постоянно меняют причёски, в моду входит разная одежда. Поэтому и Майдану нужно меняться, - говорит Омельченко Корреспонденту. – Раньше в моде было стекло, а теперь можно возвращаться к мрамору, граниту, дереву».
По словам экс-градоначальника, реконструкцию центра Киева неплохо было бы провести «одним махом, чтобы не мешать каждые два-три месяца жизни горожан, а за раз воплотить масштабный комплексный проект реконструкции».
По словам победителей конкурса Территория достоинства, опрошенных Корреспондентом, никому из них так и не выплатили обещанный призовой фонд
Впрочем, на «новую причёску» Майдана, даже если её проект утвердят все нужные инстанции, может банально не хватить денег. Ведь, по словам победителей конкурса Территория достоинства, опрошенных Корреспондентом, никому из них так и не выплатили обещанный призовой фонд.
С момента оглашения результатов прошло полгода, и некоторые из архитекторов практически потеряли надежду получить причитающиеся им суммы. По сравнению со стоимостью самой реконструкции они совсем невелики: в любой из номинаций это Є 10 тыс. за первое место, Є 7,5 тыс. за второе и Є 5 тыс. за третье.
***
Этот материал опубликован в №46 журнала Корреспондент от 20 ноября 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.