Дайджест иностранной прессы на Корреспондент.net
Чернобыль использовали для политики - Bloomberg View
Президенты Украины и Белоруссии, двух стран, в наибольшей степени затронутых ядерной катастрофой в Чернобыле, использовали 30-летнюю годовщину взрыва ядерного реактора, чтобы сделать политические заявления.
Кажется, что никто из них - и российский президент Владимир Путин тоже - не сделал правильных выводов из этой трагедии, которая, возможно, ускорила распад Советского Союза.
Президент Петр Порошенко воспользовался случаем, чтобы поговорить на свою любимую тему: как Украина является жертвой России, которой нужна помощь всего остального мира. Чернобыльский реактор, в конце концов, был спроектирован в Москве.
Александр Лукашенко, президент Белоруссии с 1994 года, также пожаловался на нехватку финансирования, назвав белорусов "заложниками катастрофы, которая не была их виной".
Путин воздержался от поиска виновных и жалоб на нехватку денег. Он отметил годовщину катастрофы, подписав послание к выжившим, в котором это происшествие было названо "серьезным уроком для всего человечества".
Трудно сказать, какой именно урок он имел в виду. Ядерная энергетика может представлять опасность, и Чернобыль привлек к этому внимание. Но Россия так и не усвоила этот урок: ее АЭС продолжают работать, а ядерное топливо и технологии - в числе основных предметов экспорта.
Возможно, самый важный урок эта катастрофа преподнесла не всему миру, а только бывшему Советскому Союзу. Советское руководство во главе с Михаилом Горбачевым признало факт катастрофы два дня спустя под международным давлением.
Медлительность советских властей в признании того, что произошло, всерьез подорвала доверие людей к правительству. Людям разрешили участвовать в первомайских празднествах поблизости, в то время как ветер нес над их головами радиоактивные облака; когда это стало известно, людям было трудно с этим примириться.
Постсоветские правительства проигнорировали урок Чернобыля
Даже сейчас о происшествии чернобыльских масштабов, возможно, не сообщили бы немедленно ни в одной из этих трех стран - по крайней мере, освещение могло бы начаться не по инициативе их правительств.
Интересы простого народа по-прежнему не являются главной заботой постсоветских лидеров. Первой реакцией на неприятность или опасность является сокрытие информации, а не открытое решение проблем.
Сценарии краха России – The Free Beacon
На прошлой неделе Европейский совет по международным отношениям (ECFR) опубликовал доклад о возможных сценариях краха в России.
В докладе сделан вывод, что российская политическая система "не имеет возможности для реформ и сталкивается с такими проблемами, как нарастающие экономические невзгоды, разрушающаяся инфраструктура и конфликтующие между собой элиты".
Согласно докладу, существует три возможных сценария развития событий.
Первый - "смена режима" тем и иным образом, когда нынешняя российская политическая система рухнет под давлением санкций и низких цен на нефть.
Два остальных сценария, при которых система избежит краха объединены под названием "стратегии выхода".
Второй сценарий таков: "Цены на нефть в ближайшее время повышаются, либо Россия выбирает конструктивное сотрудничество с Западом"
Третий сценарий - "стратегия выхода, которая предполагает замену Путина другим лидером и восстановление легитимности правительства в глазах россиян и международного сообщества".
Часть аналитиков скептически отнеслись к "стратегиям выхода". По их мнению, рост нефтяных цен и нормализация отношений с Западом маловероятны. Вдобавок есть признаки того, что Путин старается укрепить свою власть, на что указывает создание Национальной гвардии.
В ближайшее время демократические реформы в России маловероятны.
Из чего черпает вдохновение “Игра Престолов” - The Guardian
Источник вдохновения Джорджа Мартина, написавшего сценарий «Игры престолов», скрыть невозможно. Да он и не пытается, говоря об этом открыто. По его словам, история «бесконечно обворожительна и увлекательна… Войны и сражения, обольщения и измены… в истории очень много всего такого, что очень трудно придумать».
Главным историческим событием, которое Мартин превратил в кино, конечно же, является Война Алой и Белой розы XV века. Согласно доступным нам источникам, в средневековую Англию не вторгались полчища ледяных зомби, ее не терроризировали драконы. Но страна оказалась разорванной пополам из-за вражды домов Ланкастеров и Йорков. Гражданская война, длившаяся с 1455 по 1487 год, жутко напоминает битвы Вестероса между домами Ланнистеров и Старков.
Между героями «Игры престолов» и их прототипами из реальной жизни можно провести немало параллелей. Например, Роберт Баратеон имеет отнюдь не поверхностное сходство с королем Эдуардом IV — этим неустрашимым воином, который деградировал и умер в 40-летнем возрасте, распутничая, бездельничая и страдая от обжорства.
Баратеон в этом плане не единственный. Правдивая история кровавых сражений средневековой Англии обеспечила Мартина богатым материалом.
Главный герой первых серий Нед Старк, которого играет Шон Бин, очень похож на Ричарда Плантагенета, 3-го герцога Йоркского, который заявил свои права на английскую корону в 1460 году, утверждая, что он является старшим наследником Эдуарда III по материнской линии, и обвинил Ланкастеров в узурпации власти.
После гибели герцога в битве при Уэйкфилде его голову насадили на копье и выставили на всеобщее обозрение. А сын Ричарда Эдуард, герцог Йоркский (позднее он стал Эдуардом IV), продолжил его притязания на трон. Не правда ли, это очень похоже на Робба Старка? Но Нед также напоминает Уильяма, 1-го барона Гастингса, который помог Ричарду III взойти на трон, но в итоге был казнен как изменник людьми, которым он доверял.
Постоянно плетущая интриги и заговоры королева-регентша Серсея Баратеон — слепок с Маргариты Анжуйской — прекрасной и безжалостной принцессы Франции. «Французская волчица» вышла замуж за Генриха VI, и в 1450-е годы обладала большой властью, фактически управляя страной. Ее сын Эдуард Вестминстерский (в «Игре престолов» это садист Джоффри Баратеон) был жестоким человеком, и, согласно преданиям, «не мог говорить ни о чем, кроме отрубания голов и ведения войн». Его убили в 17-летнем возрасте.
Можно также найти сходство с Ричардом III. Томас Мор и Шекспир используют искривление позвоночника этого короля в качестве метафоры: физические недостатки изобличают его чудовищный характер и поступки. В «Игре престолов» «получеловек» Тирион является карликом, и многие в Вестеросе отзываются о нем так же, как о Ричарде III.