В Донецке подсчитывают количество жертв и пострадавших от обстрелов артиллерией и авиацией. Помогая последним, добровольцы часто рискуют погибнуть сами.
Очередному обстрелу подвергся в ночь на среду Донецк. На этот раз с применением авиации. Незадолго до этого в город стали возвращаться люди. Одни — обманувшись наступившим относительным затишьем. Другие — оказавшись без средств к существованию после того, как истратили в отъезде весь свой запас на чёрный день. Местные жители вновь попали в сводки с фронта.
Артобстрелы города в субботу и в ночь со вторника повлекли за собой разрушения и человеческие жертвы. Подсчёт потерь среди мирного населения сейчас весьма затруднён. Не всегда погибшие сразу попадают в официальные сводки. А публикуемые потом обобщённые данные не дают понять, есть ли среди них тот человек, чья жизнь оборвалась чуть ли не на твоих глазах.
От Петровки до Текстиля
Нечто подобное произошло во время обстрела Петровского района Донецка. Первые залпы в субботу здесь услышали около часа дня.
“Судя по тому, что мы уже “наслушались” за последние дни, это больше было похоже на “пусковые” залпы установки Град, а также тяжёлой артиллерии со стороны завода Каргилл и микрорайона Широкий. Обычно оттуда осуществляется обстрел украинских войск в районе Еленовки”, — рассказывает Николай, сотрудник одной из частных фирм, проживающий на Петровке.
Спустя два часа взрывы прозвучали уже около микрорайона Брикетная Петровского района. По словам очевидцев, в результате обстрела там разрушена крыша трёхэтажного многоквартирного дома.
“Как оказалось на следующий день, мы знали погибшего. Он только вернулся с работы, когда начался обстрел, и решил укрыться с женой в убежище. Когда всё стихло, оставил супругу внутри на всякий случай, а сам решил вернуться домой, отдохнуть. Его нашли на лавочке возле дома, убитого тремя осколками. Снаряд попал в верхнюю часть стены. Рядом стоял открытый гараж, но он даже не успел подняться”, — говорит Николай.
В тот же день снаряд попал в школу № 101 этого же района. В здании, по словам местных жителей, не было никого. Однако в 30 м от него находится убежище дома культуры, в котором укрылись жители близлежащих домов. Когда в школе начался пожар, к ней подтянулись люди с соседних улиц — кто помочь выбраться оказавшимся в ловушке, а кто просто поглазеть на огонь.
Спустя несколько минут последовала очередная волна взрывов. В результате погибли минимум четыре человека на ул. Летняя и Карамзина. Однако в сводках городского совета на следующий день информации о жертвах субботних обстрелов не оказалось.
А вот от попаданий артиллерийских снарядов в ночь на среду, по официальным данным, погибли трое дончан. Стоит отметить, что у привыкших к шуму артобстрела жителей города куда больше опасений вызвало участие в ночной атаке военной авиации. Гул боевых самолётов здесь уже никто не путает со звуком пассажирского лайнера. Да и не осталось таковых в небе над Донецком после боёв в аэропорту и трагедии с малайзийским Boeing. И хотя атаке подвергся район, где предположительно находится опорная база батальона ДНР Восток, судя по имеющимся данным, цели она не достигла.
“В районе ул. Сеченова на проезжей части образовалась воронка диаметром 4 м и глубиной 1,5 м. Осколками бомбы повреждён газопровод и автодорога, ведущая к асфальтовому заводу. Также есть один неразорвавшийся снаряд, на месте работают сапёры. Пострадавших среди мирного населения нет”, — сообщает Донецкий горсовет.
Несмотря на ночной обстрел, никаких дальнейших активных боевых действий на территории города не последовало. Если не считать охоты на беспилотник, которую устроили в районе телецентра дээнэровцы с использованием автоматов и зенитного орудия.
Работает с перебоями
Одним из самых неожиданных явлений повседневной жизни Донецка сейчас можно назвать очереди в кассы, принимающие коммунальные платежи. Казалось бы, в то время, когда не знаешь, останется ли твой дом цел или нет, заботиться о долгах за коммуналку ни к чему. Но многие в Донецке рассуждают иначе.
“Я на несколько дней уезжала из города. Вывозила детей к родителям в безопасное место. К тому, что в Донецке с каждым днём становится всё сложнее, я была морально готова. Но когда увидела, что коммунальные службы продолжают, несмотря ни на что, поливать клумбы, электрики меняют сгоревшие лампы уличного освещения на далеко не центральной улице и каждый день восстанавливают освещение в целых районах, обесточенных в результате обстрела, решила, что заплатить за коммуналку — это то немногое, что я могу сделать”, — делится впечатлениями Александра Никитенко, жительница Ленинского района.
Правда, впечатления от самого процесса оплаты услуг ЖКХ у неё оказались уже не такими положительными. Дело в том, что большинство банков в Донецке в настоящее время не работают. Оставшиеся кассы сталкиваются с постоянными сбоями в системе электронных платежей. Отсюда очереди на три-четыре часа.
Волей случая в очереди к кассе в супермаркете удалось пообщаться и с одним из участников непосредственной ликвидации последствий артиллерийской стихии. По словам работника ДТЭК Донецкоблэнерго, один из последних выездов у него был на повреждённую в результате обстрелов подстанцию хлопчато-бумажного комбината в Донецке. Через неё подаётся электроэнергия в несколько районов Донецка: Текстильщик, Мирный, Ленинский, Боссе, Кировский, Петровский.
Объект находится на выезде по направлению к городу Марьинке, где шли активные боевые действия. Приступить к восстановлению подачи электроэнергии ремонтники смогли только после того, как спасатели потушили пожар на подстанции, возникший из-за попадания снаряда и осколков. Все пять дней перечисленные районы Донецка оставались без света и воды.
“Сейчас нам пришлось пойти на вынужденную меру — разработать аварийную схему снабжения и подавать свет по графику. Каждые 12 ч мы подключаем одних потребителей и отключаем других, это просто необходимо, и других вариантов у нас пока нет. Повреждённые сети не выдерживают нагрузку, и мы не можем включить все районы одновременно и оставить в 40-градусную жару два густонаселённых района совсем без света тоже не можем себе позволить. Мы стараемся восстановить подачу электроэнергии”, — рассказывает собеседник.
Из-за долгов по коммуналке многие ОСМД начинают предупреждать жильцов, что в ближайшее время не смогут оплачивать вывоз мусора и прочие услуги. Однако чаще всего эти предупреждения звучат в пустоту. В некоторых домах половина квартир стоят пустые. Жильцы уехали, и платить просто некому. Городским властям вроде бы удалось договориться с компаниями, вывозящими бытовые отходы, о работе в долг. А вот с банками пока не всё так однозначно. Жителям Донецка продолжают приходить эсэмэски о просроченных платежах по кредитам. При этом ни одного работающего отделения в городе днём с огнём не сыскать. Некоторым из столицы в зону АТО звонят коллекторы и убедительно просят погасить долги.
В одном из таких, в Приват-Банке, уверяют, что автоматически начисленные штрафы потом спишут. Но не автоматически, а только при личном обращении в работающее отделение. Регрессникам, получающим выплаты за уход и опеку больных и недееспособных, в банке сообщили, что казначейство не профинансировало пока данные выплаты. Поэтому даже искать банкомат с деньгами смысла не имеет.
Недвижимость в городе стремительно дешевеет. В одном из последних объявлений, попавшихся на глаза, дом площадью 80 кв. м с подведённым газом, новой крышей и мощёным диким камнем двором предлагают за $ 11 тыс. До начала АТО к такому жилью меньше чем с $ 60-70 тыс. даже подступаться не стоило, говорят риелторы. Но покупателей, естественно, нет.
В некоторых многоэтажках уже несколько дней нет газа. На Площадке (квартал близ автовокзала Западный) еду готовят во дворе на кострах. При этом в центре люди, уставшие прятаться по ночам от выстрелов, днём выходят на променад, чтобы прожить несколько часов с родным городом.
Бульвар Пушкина, ведущий к зданию облсовета, которое ДНР называет домом правительства, всё реже пустует. На детских площадках, отремонтированных к лету, резвится детвора. Это одновременно обнадёживает и пробирает до костей. Особенно если вспомнить, что хранилище, расположенного неподалёку художественного музея, вернуло свои изначальные функции, закладывавшиеся при проектировке здания в 1960-х годах, вновь стало убежищем. И теперь уже сберегает не картины, а человеческие жизни во время обстрелов.
Крупнейшие инциденты за пределами Донецка
Ситуация на востоке склонна к обострению, признали спикеры АТО. Боевики предприняли попытки организовать контратаки и вернуть ранее утраченные позиции
ЯСИНОВАТАЯ: Силы АТО 5 августа оставили Ясиноватую, которая играет важную роль для блокирования Донецка с севера. Причиной стала “растущая угроза жизни мирных жителей”, сообщил представитель СНБО Андрей Лысенко. По его словам, штаб АТО принял решение отойти на окраины города. Силовики также пытаются обеспечить отход населения, и тогда планируется освободить город “окончательно”.
О занятии города силовиками Информцентр СНБО сообщил двумя днями ранее. Однако, по сообщению УНИАН, всё это время в городе оставались боевики ДНР. Они постоянно находились на блокпостах и железнодорожном вокзале. Спикер АТО Алексей Дмитрашковский также не смог объяснить, откуда появилась информация об освобождении Ясиноватой украинскими военными.
ГОРЛОВКА: В результате очередного артобстрела погиб один мирный житель, ещё четверо ранены. Пострадали поселки Мирный, машзавод им. Кирова, сгорели несколько частных жилых домов. Повреждён магистральный газопровод. С начала месяца это третий случай артобстрела, сообщает горсовет.
В ночь на 3 августа из-за них пострадали посёлки Штеровка, Солидарность, Октябрьский, посёлок шахты Кочегарка. Частично и полностью разрушены до десяти частных домостроений. Пострадали 17 человек, из них один погиб.
4 августа пострадали около десяти домов в посёлке Короленко. Всего здесь с начала обстрелов погибли 33 человека. Также в Горловке взорван пешеходный мост через канал, который связывал две части города.
ДЕБАЛЬЦЕВО: Блокпост на въезде в город был атакован 5 августа. Шесть силовиков получили ранения. Представители батальона Батьківщина, несущие там службу, утверждают, что противник применил миномёты.
СНЕЖНОЕ: Город, серьёзно пострадавший утром 15 июля от авиаударов, на этот раз подвергся артобстрелу. По словам очевидцев, в ночь на 5 августа велась стрельба из Града, два дома разрушены.
ТОРЕЗ: Местная исправительная колония была обстреляна из миномётов в ночь на 4 августа. Тяжело ранена 22-летняя оператор видеонаблюдения и один осуждённый. Глава Пенитенциарной службы Сергей Старенький обвинил в этом боевиков ДНР.
***
Этот материал опубликован в №31 журнала Корреспондент от 8 августа 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.