Корреспондент.net,
28 августа 2014, 09:18
Получить шенгенскую визу украинцам стало сложнее – посольства стран ЕС побаиваются волны невозвращенцев, пишет Дмитрий Русин в №33 журнала Корреспондент от 22 августа 2014 года.
Революция, война на востоке, угроза вторжения российских войск – факторы, которые должны были подтолкнуть украинцев к поиску лучшей жизни за пределами родины. И сытый Евросоюз – первое место, куда они обращают свои взгляды.
По неофициальным данным, в Еврокомиссии рассчитывают, что если ситуация в Украине ухудшится, то поток «гостей», желающих осесть в ЕС, может достичь 30 тыс. человек ежемесячно. Но уже сейчас многие украинцы, особенно с востока страны, стремятся покинуть родину.
Официальной статистики по визам за текущий год пока нет – Еврокомиссия опубликует ёё только в следующем марте. До последнего момента цифры были в пользу европейцев: количество выданных виз из года в год увеличивалась, а процент отказов в их выдаче уменьшался.
В 2013-м украинцы получили 1,5 млн виз, что на 274 тыс. больше, чем в предыдущем, а процент отказов сократился с 2,03% до 1,90%. Правда, эти данные не учитывают сокращение сроков виз и «скрытых отказов», когда документы у заявителей попросту не принимают.
В отечественном МИДе утверждают, что проблем пока нет.
«У меня есть статистика, которая свидетельствует: практически по всем консульствам есть очень значительный прогресс. Даже те посольства, которые были раньше сдержанны в выдаче многолетних виз, изменили свое отношение к лучшему», – говорит Корреспонденту министр иностранных дел Украины Павел Климкин.
Вторят министру и турагентства.
«Проблем с выдачей шенгенских виз нет», – сообщает изданию директор крупного украинского туроператора Игорь Голубаха. Но сразу отмечает: речь идёт о людях, предоставивших полный пакет справок и документов, которых требует посольство.
Туроператоры в неформальных беседах констатируют, что пока не имеют проблем с шенгеном – правда, во многом благодаря своей репутации в посольствах. Между тем они признаются: количество выданных долгосрочных виз снизилось
Другие туроператоры в неформальных беседах тоже констатируют, что пока не имеют проблем с шенгеном – правда, во многом благодаря своей репутации в посольствах, где они аккредитованы. Между тем они признаются: количество выданных долгосрочных виз снизилось.
Общественные деятели не спешат бить в набат.
«Говорить о тенденциях можно, имея на руках статистику, но посольства её предоставляют неохотно», – рассказывает Ирина Сушко, руководитель общественной инициативы Европа без барьеров.
По словам Сушко, из тех обращений и жалоб, которые поступают в их организацию, можно предполагать снижение количества выданных долгосрочных виз или их выдачу, но с меньшим сроком действия, чем просит заявитель.
Для беспокойства есть причины
В отсутствие официальных данных Корреспондент решил опросить людей на выходе из посольства Германии. На объективное исследование результат не претендует, но из 15 человек трое получили отказ, ещё двум выдали долгосрочные визы, но с меньшим сроком, чем они запрашивали.
«Дали на 2 месяца вместо 11, хотя у меня был контракт с фирмой», – на ходу бросил киевлянин Дмитрий, не желая вдаваться в подробности своей ситуации. Ему ещё надо было успеть подать апелляцию на решение посольства.
«Сказали, нет доказательств, что я вернусь назад через месяц, – рассказывает Людмила из Ровно. – Для них я, наверное, потенциальный нелегал, потому что я не смогла доказать им, что у меня была работа».
Работает Людмила неофициально. Похожая история и у Дмитрия из Броваров, который получил отказ из-за отсутствия справки о месте работы.
«Я не понимаю, почему я не могу поехать к своему другу на пару недель», – возмущается он по дороге к юристу.
Впрочем, длинная и положительная «визовая история» тоже не может служить залогом успеха.
«В моём последнем паспорте есть американская виза и пять разных шенгенских, сроки которых уже закончились: Чехия, Франция, Латвия, две Греции», – рассказывает директор Фонда свободных журналистов им. Вячеслава Чорновила Дмитрий Понамарчук.
Такой послужной список Понамарчуку не помог, хоть он и просил посольство Австрии о выдаче многоразовой визы на год. Служащие открыли ему визу только на три дня запланированной поездки.
«Так что всё это неправда, что, имея несколько шенгенских виз, можно рассчитывать на долгосрочную», – констатирует Понамарчук.
Эксперт: Выехать с семьёй стало вообще практически невозможно, даже с туристической целью
А Сушко констатирует и другую проблему: «Выехать с семьёй стало вообще практически невозможно, даже с туристической целью».
Ей известно много случаев, когда семейным людям было проще выехать в одиночку, тогда как с семьёй это становилось архисложной задачей.
«В данном случае проходит более жёсткая фильтрация. Есть опасения, что люди могут не вернуться», – говорит эксперт.
Восточный сорт
После начала конфликта на Донбассе посольства закрыли свои консульства в Донецке и Луганске. Жители этого региона существенно пополнили очереди перед консульствами в столице. При этом Климкин отрицает, что получение виз жителями востока является проблемой.
«Они [европейские послы] обещали, что не будут условно делить людей на первый и второй сорт», – говорит министр.
На деле же всё обстоит несколько иначе.
«Им [жителям Луганской и Донецкой обл.] часто отказывают, но они сами виноваты. Приезжают без документов и думают, что смогут получить визу, имея только приглашение и паспорт», – рассказывает Виктор Литвин, оказывающий услуги по правильной подаче апелляции. – Без работы европейцы, особенно «старые» [государства — основатели ЕС], вообще никого не пускают».
Сами жители востока на контакт идут с неохотой, но если заговаривают, то не скрывают, что их цель – осесть в Европе
Сами жители востока на контакт идут с неохотой, но если заговаривают, то не скрывают, что их цель – осесть в Европе.
«Едем попытаться заработать там, потому что здесь [в Киеве] сложно заработать столько, чтобы перекрывало затраты на квартиру и еду», – говорит житель Донецка Станислав Волжанский, которому удалось получить чешскую визу.
Найти достойную работу в Киеве Волжанский не надеется, как и на то, что сможет скоро вернуться домой и возродить свой бизнес. Даже если торговый центр не разбомбят и его кофейня уцелеет, клиентов в обозримом будущем всё равно не будет, констатирует дончанин. Визу он получил со второй попытки. Первый раз пытался оформить визу в польском консульстве.
«Очень недоволен поляками. Сначала мне говорили, что как житель Донецка я не могу подавать документы в Киеве. Потом, когда узнали, что мы с женой уже работаем в Киеве, сказали, что наша дочь, которая учится в Донецке, не может подавать документы здесь», – делится Волжанский.
Уже после визита дончанин получил письмо от консула, в котором ему сообщили, что все жители восточных областей могут подавать документы в Киеве, но было уже поздно.
Запасной аэродром
«Ждать слишком либеральной политики от ЕС – невыполнимая мечта», – говорит Сушко.
Соглашение о либерализации визового режима носит скорее рекомендательный характер, а окончательное решение, какую визовую политику вести по отношению к Украине, принимает МИД каждой страны самостоятельно.
Если, как в кризисной Греции, посчитают, что им выгодно зарабатывать на туризме, – будут легко выдавать визы. Если же, как в социально благополучной Германии, будут опасаться наплыва иммигрантов и беженцев – ужесточат. У немцев уже более года действует правило для новичков: вместе с обязательной справкой с работы нужна ещё и справка из налоговой о том, что заявитель исправно платит налоги.
В случае ухудшения ситуации в Украине, например прямой военной агрессии России, что повысит иммиграционные риски для стран ЕС, Сушко прогнозирует ужесточение визовой политики. Пока же её прогноз – всё останется без кардинальных изменений. В «старые» страны ЕС, такие как Германия, Франция, Италия и Нидерланды, получить визу из-за их жёстких условий тяжелее. Проще попасть в государства, переживающие кризис, — Грецию, Испанию и члены ЕС, присоединившиеся к Шенгену недавно.
Оформить визу в страны первой категории без всех необходимых документов практически невозможно. Даже за деньги, хотя желающих много
Оформить визу в страны первой категории без всех необходимых документов практически невозможно. Даже за деньги, хотя желающих много.
«Количество клиентов, готовых заплатить за шенгенскую визу, увеличилось вдвое. Большинство из них – беженцы с Востока», – говорит Елена Воронина, сотрудница одной из фирм, «решающих» визовый вопрос.
Но много и киевлян, которые, остерегаясь возможных угроз, хотят обеспечить себе пути к отступлению.
«Люди откровенно об этом говорят», – делится Воронина.
Список шенгенских стран у «решал» невелик: Греция и Литва за полгода – € 550, Венгрия за два года – € 750. Польшу и Чехию из-за большого наплыва людей пока не предлагают.
Но виза в паспорте ещё не гарантия того, что её обладатель сможет попасть в страну ЕС и осесть там, предупреждает Сушко.
«Визовый кодекс ЕС и таможенный кодекс – это абсолютно разные вещи», – говорит эксперт.
Сушко поясняет: на границе пограничник может потребовать доказательств, что визит в страну соответствует целям, заявленным при подаче визы. В случае сомнений человека развернут обратно, при этом не забыв внести его фамилию в базу данных нарушителей SIS, после чего въезд в Европу закрывается на десять лет.
***
Этот материал опубликован в №33 журнала Корреспондент от 22 августа 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.