UA
 

Поворотный момент. Как трагедия 2 мая сказалась на Одессе

Корреспондент.net,  12 мая 2015, 15:21
208
16258
Поворотный момент. Как трагедия 2 мая сказалась на Одессе
Фото: Reuters
Во время беспорядков в Одессе 2 мая 2014 года погибло 48 человек

С момента событий 2 мая в Одессе вопрос поиска виновных в трагедии остается уделом неравнодушных горожан, а не правоохранителей.

Майские праздники в этом году одесситы встретят с настороженностью, пишет Павел Анфимов в №17-18 журнала Корреспондент от 1 мая 2015 года.

Хотя взрывы в городе уже полностью прекратились, любой хлопок или фейерверк заставляет их паниковать. Больше всего у жителей Одессы вызывает опасения 2 мая. Именно в этот день исполняется годовщина «майской трагедии», когда на Греческой площади и в Доме профсоюзов погибли 48 человек.

Хотя в город стянули дополнительные силы правоохранителей, организовали блокпосты и объявили 2 мая Днём памяти погибших, одесситы опасаются провокаций.

Спокойствие здесь только относительное. После череды взрывов и массовых облав СБУ на активистов Евромайдана каких-либо протестов в городе не наблюдается. Лидеров Антимайдана в Южной Пальмире тоже не осталось. Они или под следствием, или находятся на территориях, подконтрольных сепаратистам, в аннексированном Крыму или в Москве.

В Одессе о трагедии пытаются забыть, но пока безуспешно. Общество до сих пор остается разделённым.

Цена жизни

Фотограф Максим Войтенко год назад находился среди активистов Евромайдана, штурмовавших Дом профсоюзов, и лично видел, как из окон здания выбрасывались люди. Картина гибели защитников здания неизгладимо отпечаталась в его памяти.

«За последние полтора года было разное — митинги, драки, поездки в зону АТО, репортажи с двух сторон фронта, плен… Но 2 мая реально разделило для меня жизнь на до и после. Могу сказать, что градус ненависти до сих пор сохраняется. Особенно учитывая то, что некоторые считают эту дату днём победы на «ватниками». Часто задают вопрос: «Правда, что сепаратисты сами себя сожгли?». В ответ на это я показываю фотографии того дня. Больше вопросов не поступает», — говорит он.

Власти могли бы быстро снизить градус агрессии и прекратить всякие спекуляции вокруг трагедии, устроив быстрое и беспристрастное расследование

Войтенко не понимает, почему за трагедию не понесло ответственность ни одно должностное лицо. Фотокорреспондент считает, что власти могли бы быстро снизить градус агрессии и прекратить всякие спекуляции вокруг трагедии, устроив быстрое и беспристрастное расследование, причём судить «боевиков» с обеих сторон, причастных к убийствам.

«Можно было бы судить не только представителей Антимайдана. Можно было устроить открытый и показательный процесс над боевиками с обеих сторон, убивавшими людей. Однако ничего этого не сделано. Сложилась ситуация под названием «горе побеждённым». Ибо обе стороны свято верят в простую истину: хорошие люди должны убить всех плохих», — добавляет Войтенко.

А координатор Самообороны Одессы Виталий Кожухарь считает, что ситуация в городе «под контролем», и в этом, по его мнению, есть уже большой плюс для Украины.

«Если тогда мы [проукраинские организации и движения] были сами по себе, то сейчас видно, что власть идёт в одном с нами направлении. Не противодействует и быстро реагирует на открытые выступления против Украины», — поясняет он.

«Самооборонщик» отмечает, что активности со стороны Антимайдана в Одессе почти нет. По его словам, только родственники людей, погибших в Доме профсоюзов, периодически устраивают различные акции на пл. Куликово Поле.

«Упрекают нас [украинские власти и активистов] в неэффективных методах работы, считают, что ничего не изменилось. Хотя теперь говорят, что выступают за развитие Одессы в составе Украины», — рассказывает Кожухарь.

Он считает, что трагедия очень сильно ударила по Южной Пальмире и эта дата ещё долго будет её разделять жителей на два лагеря. С другой стороны, 24 апреля стороны уже договорились пресекать всякие провокации во время грядущего траура в Одессе.

Надежда на примирение всё-таки есть. Корреспонденту удалось пообщаться с одним из активных участников беспорядков годичной давности — Дмитрием, не пожелавшим назвать свою фамилию. Парень говорит, что за прошедший год кардинально изменил своё мнение.

«Участвовал в беспорядках в центре города, на Греческой площади. Камни не бросал, а помогал сооружать баррикады. Когда начали стрелять, мы поняли, что нужна защита. Когда я тащил стол из ресторана, мне в ногу попала светошумовая граната. Когда очнулся через несколько минут, мне помогли встать люди. У торгового центра почти лицом к лицу столкнулся с моим одногодком — «куликовцем». Мы друг на друга посмотрели, развернулись и пошли к своим. Понимаете, никакой агрессии вообще не было. После этого я ушёл с Греческой и поехал домой», — вспоминает Дмитрий.

По его словам, гибель 48 человек в противостоянии нисколько не изменила ситуацию в городе — наоборот, лишь ликвидировала возможность конструктивного диалога между сторонами конфликта.

Спасет амнистия

Трагедию 2 мая пристально изучает группа общественников, которая ведёт собственное, независимое от милиции, расследование произошедшего. Им уже удалось установить факт, что в тот день никто не планировал смертоубийство, а беспорядки произошли из-за сорвавшегося «договорняка» между сторонами.

Главная проблема в установлении всех обстоятельств происшествия, по словам членов группы, — бездеятельность следственного управления областной милиции в последующие дни, 3 и 4 мая

Главная проблема в установлении всех обстоятельств происшествия, по словам членов группы, — бездеятельность следственного управления областной милиции в последующие дни, 3 и 4 мая, когда они должны были собирать вещественные доказательства.

В итоге из-за того, что мародёры грабили кабинеты Дома профсоюзов в течение двух недель, не осталось почти ничего, что можно было бы использовать при досудебном расследовании. Это осложняет доказательство вины участников преступлений, а также установление объективной картины произошедшего.

Координатор группы Сергей Дибров недавно предложил идею амнистировать участников массовых беспорядков, что вызвало волну протеста с обеих сторон. Активист считает, что действия всех участников конфликта можно квалифицировать как «участие в массовых беспорядках», что грозит тюремным сроком от 8 до 15 лет.

«Те, кому предъявлено обоснованное обвинение в организации, а также чьи действия квалифицируются по другим статьям (убийство, тяжкие телесные, незаконное обращение с оружием), — на эти составы амнистия распространяться не должна. Не сомневаюсь, недовольны будут обе стороны. Но это, во-первых, путь к примирению, во-вторых, ещё и способ юридически обезопасить сотни и тысячи людей в будущем», — поясняет Дибров.

Пока на скамье подсудимых только несколько рядовых участников конфликта.Официально известно лишь об одном высшем должностном лице — заместителе начальника областного УВД Дмитрии Фучеджи, но и тот успел скрыться от следствия

При этом Дибров считает, что амнистия не должна распространяться на тех, кто совершил более серьёзные преступления. Тем не менее пока на скамье подсудимых только несколько рядовых участников конфликта.

Официально известно лишь об одном высшем чиновнике — заместителе начальника областного УВД Дмитрии Фучеджи, но и тот успел скрыться от следствия. Вопрос о том, кто понесет ответственность за трагедию 2 мая, пока открыт.


Вопрос ответственности

После событий 2 мая были задержаны 172 человека. Из них 127 человек обвинены в участии в массовых беспорядках, часть задержанных отпущены под личное обязательство.

В настоящее время Малиновский суд Одессы рассматривает так называемое дело куликовцев — 22 активистов, 12 из которых ожидают приговора под домашним арестом, а 10 за решёткой. Им инкриминируются преступления по признакам ст. 294 Уголовного кодекса (массовые беспорядки), ст. 115 (преднамеренные убийства), ст. 341 (захват государственных или общественных зданий), ст. 345 (угрозы или насилие по отношению к работникам правоохранительных органов), ст. 194 (преднамеренное уничтожение или повреждение чужого имущества).

В Приморский суд Одессы также переданы материалы расследования по делу активиста Евромайдана Сергея Ходияка, которого подозревают в стрельбе по людям на Греческой площади. Дата подготовительного заседания пока не определена.


Хронология событий

На 2 мая в Одессе был назначен матч чемпионата Украины между одесским Черноморцем и харьковским Металлистом. В городе сконцентрировано значительное количество правоохранителей

13:30 - на Александровском проспекте начинается сбор сторонников Куликова Поля, где уже находился палаточный городок

15:00 - в город прибывают болельщики Металлиста

15:00 - на Соборной площади собираются сторонники Евромайдана, на Куликовом Поле анонсирован концерт афганцев

15:30 - на ул. Греческой происходят первые столкновения. Впервые применяются пиротехнические устройства — петарды, дымовые шашки, фальшфайеры. Активист антимайдановского движения Артём Давидченко на Куликовом Поле объявляет со сцены о начавшихся столкновениях

16:15 - на пересечении пер. Вице-адмирала Жукова применяется огнестрельное оружие. Есть первая жертва

17:00 - начинается матч, происходит sms-рассылка Евромайдана с призывом о сборе

18:00 - пик противостояния на Греческой площади

19:00 - с Соборной и Греческой площадей, ул. Греческой и прилегающих кварталов в сторону пл. Куликово Поле по ул. Екатерининской, Ришельевской, Пушкинской и Александровскому проспекту начинают двигаться большие неорганизованные группы сторонников Евромайдана, участники Куликова Поля принимают решение использовать Дом профсоюзов для обороны

19:20 - заканчивается матч, милиция начинает задерживать первых участников противостояния на Греческой площади. На Куликовом Поле принимаются уничтожать и жечь палатки, со стороны Дома профсоюзов в ответ летят камни и бутылки с зажигательной смесью

19:30 - группа болельщиков Черноморца проникает в здание со двора, загорается часть баррикады перед Домом профсоюзов

19:40 - проукраинские активисты взламывают двери левого флигеля, противостояние переносится внутрь, с центрального входа отступают защитники Куликова Поля

19:45 - загорается левая часть фойе

19:50 - загораются все три двери центрального входа и лестничный пролёт первого этажа, из окон выбрасываются люди

19:55 - начинают выносить первых раненых и погибших

20:00 - прекращается штурм, прибывают спасатели, милиция старается не допустить стычек между активистами и куликовцами

20:30 - спасатели заходят в здание через центральный вход

21:00 - спасатели сообщают о 20-30 погибших. СМИ сообщают более чем о 30 телах

23:00 - судмедэксперты начинают осмотр тел

***

Этот материал опубликован в №17-18 журнала Корреспондент от 1 мая 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

ТЕГИ: Одессатрагедиягодовщинарасследование
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии