Апелляционный суд Киева приговорил трех исполнителей убийства журналиста Георгия Гонгадзе Николая Протасова, Валерия Костенко и Александра Поповича к 13, 12 и 12 годам лишения свободы соответственно.
Суд лишил подсудимых их званий, в частности, Протасова и Костенко - полковника милиции, Поповича - майора милиции. Все трое лишены права занимать государственные должности.
Отдельным постановлением суд обязал министра внутренних дел Украины рассмотреть вопрос о лишении осужденных наград и отличий МВД.
По решению суда, исчисление срока отбывания наказания для Протасова и Костенко будет начато с февраля 2005 года, а для Поповича, который был взят под стражу в зале суда, - со дня объявления приговора, поскольку он находился на подписке о невыезде .
В связи с большим количеством материалов по делу приговор объявлялся почти пять часов.
В судебном приговоре отмечается, что это постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховном Суде Украины на протяжении месяца.
Коллегия судей Апелляционного суда Киева под председательством Ирины Григорьевой слушала дело по обвинению исполнителей убийства Гонгадзе более 2-х лет.
Слушание началось 19 декабря 2005 года, а в совещательную комнату для принятия решения суд удалился 11 марта 2008 года.
В течение слушаний суд неоднократно переносил заседания из-за болезни подсудимого Протасова. Судебно-медицинская экспертиза признала удовлетворительным психическое и физическое состояние здоровья всех подсудимых.
Все трое обвиняемых являются бывшими сотрудниками Департамента внешнего наблюдения и криминальной разведки МВД Украины. Еще один обвиняемый - бывший руководитель этого же Департамента МВД Алексей Пукач - находится в розыске.
Обосновывая свой приговор, суд учитывал степень тяжести совершенного преступления, вместе с тем у подсудимых были смягчающие обстоятельства. У Протасова - состояние здоровья и его семейной положение, у Поповича и Костенко - сообщение ими об участии в преступлении и признание своей вины.
История убийства
В приговоре суда подчеркивается, что Костенко, Протасов и Попович действовали по умышленному сговору, выполняя распоряжения - экс-начальника департамента наружного наблюдения Алексея Пукача, который сейчас находится в розыске и его дело выделено в отдельное производство.
Суд посчитал, что они действовали, мотивируясь личной заинтересованностью - повышением по службе.
В приговоре отмечается, что осужденные, а также Пукач по предварительному сговору 16 сентября 2000 года похитили Гонгадзе на милицейской машине Hyunday, за рулем которой был Попович, и отвезли его в лес в районе села Сухолесье Киевской области.
Там, выполняя распоряжение Пукача, Попович выкопал яму, Протасов и Костенко удерживали Гонгадзе в машине. Потом его вывели из авто, сняли одежду и обувь, связали и положили возле ямы лицом вниз. Пукач душил Гонгадзе сначала руками, а потом ремнем, принадлежащим журналисту. В это время Попович несколько раз ударил Гонгадзе в живот.
Гонгадзе умер от удушения. В приговоре также подчеркивается, что затем Протасов и Костенко бросили тело журналиста в яму, облили его горючим и сожгли, после чего закопали яму и на служебном автомобиле вернулись в Киев.
Все подсудимые признавали себя виновными частично, отмечая, что не знали о намерении Пукача убить Гонгадзе. Также они говорили, что были уверены в том, что Гонгадзе доставят в органы внутренних дел. Протасов заявлял, что знал, что убитый ими человек - именно Гонгадзе, а Попович и Костенко узнали, что убили именно Гонгадзе только после того, как увидели по телевидению сообщение об исчезновении журналиста.
Суд признал, что показания Протасова, Костенко и Поповича соответствуют действительности, кроме довода Протасова, что на момент совершения преступления он находился в отпуске, и доводов Поповича, что он был только водителем и не участвовал совершении преступления.
Доводы осужденных, что они не понимали, что им придется убить Гонгадзе, коллегия судей апелляционного суда не приняла. Суд не учел доводы подсудимых о том, что в их действиях отсутствовал умысел.
В приговоре подчеркивается, что они не обращали внимания на просьбы журналиста оставить его живым и даже не закрывали лиц во время совершения преступления.
Кроме того, суд посчитал, что своими действиями они подорвали авторитет правоохранительных органов и исполнительной власти в целом.
Подсудимым были выдвинуты дополнительные обвинения - в нанесении вреда государству и общественным интересам из-за совершенного ими преступления.
Георгий Гонгадзе исчез 16 сентября 2000 года. В ноябре того же года в лесу Киевской области был обнаружен обезглавленный труп, который, по выводам экспертов, мог принадлежать журналисту. Генпрокуратура возбудила уголовное дело по факту убийства. Заказчики убийства до сих пор не установлены.