UA
 

Корреспондет: Принцип власти

10 сентября 2010, 17:00
0
34
Корреспондет: Принцип власти
Фото: Корреспондент
КПП на выезде из президентской резиденции в Межигорье

Украинские чиновники зарабатывают копейки, а тратят миллионы. Именно поэтому почти десять лет они не хотят вводить в Украине декларирование расходов.

Одно тысячелетие и еще три века - именно столько времени пришлось бы потратить в сумме верхушке правительства Николая Азарова (29 высшим госчиновникам его первоначального состава) и их семьям на то, чтобы при своих официальных доходах они могли заработать на то имущество, которым владеют. В этом убедился Корреспондент, когда оценил официальные декларации членов Кабмина, сравнив их доходы со стоимостью нажитых ими активов - домов, квартир, земельных участков, машин.

Оказалось, что премьеру, его замам и министрам пришлось бы основать собственную династию, подобно египетским фараонам, и найти эликсир вечной молодости, чтобы привести официальные доходы в соответствие с задекларированными расходами.

Джоджик, НУНС: Ни один вопрос никогда не получал такого сопротивления в парламенте, как декларирование расходов высших должностных лиц

Например, Михаилу Кулиняку, главе Минкульттуризма, сейчас должен быть не 41 год, как есть на самом деле, а как минимум 529 лет, если считать, что зарабатывать он начал в 20 лет. То есть родиться ему следовало на рубеже XV-XVI веков, примерно за 100 лет до появления на свет Богдана Хмельницкого. Ведь при его годовом доходе в 2.895 грн. 40 коп. (по данным за 2005 год, которые министр обнародовал в момент своего назначения) нажить Mercedes ML 400 CDI рыночной стоимостью свыше 380 тыс. грн., квартиру и небольшой земельный участок можно не меньше, чем за пять веков. Общая стоимость его "активов", которые он указал в момент своего назначения, - 1,71 млн грн. (по подсчетам Корреспондента, в которых недвижимость оценена по рыночной цене элитного жилья в столице и стоимости земли в ближайшем пригороде Киева).

А вот Василию Надраге, министру труда и соцполитики, при нынешних семейных доходах в 92 тыс. грн. (данные за 2009 год) пришлось бы вкалывать 117 лет, чтобы насобирать 10,75 млн грн., - во столько Корреспондент оценил задекларированное Надрагой имущество.

Отсутствие контроля над расходами, которое и приводит к появлению в декларациях высших чиновников таких вот арифметических чудес, - ахиллесова пята всей системы власти в Украине. Едва ли не любой государственный деятель готов показать, что живет на скромную зарплату, но при этом загадочным образом владеет или шикарным домом, или дорогой машиной. Некоторые чиновники не стесняются продемонстрировать это, прикрываясь доходами жен или собственным бизнесом. А часть их коллег прячут правду, предпочитая показывать в декларации, что они бедны как церковные мыши. У них якобы нет ни домов, ни квартир, ни машин (в Кабмине Юлии Тимошенко этим славилась сама премьер, а сейчас образцом может служить Дмитрий Колесников, глава Минпромполитики).

Этому способствует отечественное законодательство: по нему чиновники должны заполнять декларацию о доходах, а вот раскрывать расходы от них никто требовать не вправе. И когда на уровне Верховной Рады некоторые парламентарии пытались ввести соответствующую норму, они наталкивались на дружное сопротивление подавляющего большинства своих коллег. "Ни один вопрос никогда не получал такого сопротивления в парламенте, как декларирование расходов высших должностных лиц", - говорит Ярослав Джоджик, нардеп от НУНС. Он с 2005 года борется за введение данной нормы, но наталкивается на противодействие как со стороны власти, кто бы ее ни возглавлял, так и со стороны оппозиции.

Тем временем Украина уже оказалась на 146-м месте в списке Transparency International по уровню коррупции, на одной ступени с Зимбабве и Камеруном. "Украинские политики не живут на те деньги, которые получают в качестве официальной зарплаты от государства. И люди это видят. Но они [чиновники] пытаются всеми способами утаить информацию о реальном положении своих финансовых дел", - говорит Юрий Якименко, политолог из Центра Разумкова.

Счастье есть, его не может не быть

То, что в Украине чиновники просто не понимают, что такое расходы и зачем их нужно контролировать, говорят их собственные речи. На днях Михаил Чечетов, первый замглавы фракции ПР, предложил отменить декларирование доходов кандидатами в депутаты районных, городских, сельских и поселковых советов, а также претендентов на должности сельских, поселковых, городских глав. По его словам, люди в регионах боятся баллотироваться, так как нужно "светить" свои доходы и предоставлять информацию об имуществе.

Поддержал регионала и спикер Рады Владимир Литвин. "Нужно внимательно рассмотреть этот вопрос и не мучить людей этими декларациями", - объяснил свою позицию спикер.

Подобная точка зрения выглядит абсолютно логичной, если знать, что Литвин и сам вряд ли сведет под ноль свои доходы и расходы. В прошлом году Корреспондент оценивал декларации о доходах кандидатов в президенты, среди которых был и спикер, и обнаружил: Литвину и его семье понадобилось бы 60 лет, чтобы на задекларированные доходы купить квартиру в центре Киева, земельный участок в 0,47 га, эллинг, дачный дом и две машины (имущество, которое было указано в декларации главного парламентария Украины).

То, что ни один государственный орган не может проконтролировать соответствие расходов доходам, приводит к тому, что местные чиновники даже перестают стесняться того образа жизни, который они ведут. К примеру, в начале лета украинские журналисты стали свидетелями того, как живут в стране заместители министров, а в прошлом - помощники народных депутатов. Этот урок СМИ дал Николай Герман, замглавы МЧС и сын Анны Герман, заместителя главы Администрации Президента (АП). Дотошные работники пера засекли чиновника в момент его выхода из модного бутика Санахант. Одет в этот момент замминистра был "неброско" - с ног до головы в продукцию Louis Vuitton, дорогого люксового бренда, а на его руке красовались часы Rolex. Весь гардероб Германа, по оценке интернет-издания Украинская правда (УП), вместе с часами потянул на $ 15 тыс. И это притом, что в министерстве, в котором работает сын Герман, не такие уж баснословные зарплаты. Так, бывший глава ведомства Нестор Шуфрич заявил в одном из интервью, что его оклад составил 10 тыс. грн., или где-то $ 1,2 тыс. в месяц.

Похоже, подобная показательная роскошь стала модным трендом среди отечественной властной элиты. Светская дива Анна Филимонова, директор конкурса красоты Мисс Украина Вселенная, часто встречает представителей украинского политбомонда на модных тусовках и в дорогих ресторанах. По ее словам, воплотив свои фантазии в жизнь, то есть получив деньги и должность, чиновники "хвастаются ими, как малыши". "Ни для кого не секрет, что в любой стране человек, занимающий высокий пост, небеден. Но у нас специально нарочито демонстрируют свои доходы в виде лакшери-лейблов, отдыха в Монако, бронирования всех столиков в Jimmy’z [ночной клуб в Монте-Карло] с шампанским Crystal Lоuis Roederer [3,5 тыс. грн. за бутылку в украинской рознице]", - говорит Филимонова.

Как из слона сделать муху

Впрочем, соблюдать некоторую видимость законности политикам и государственным деятелям все же приходится. Поэтому зачастую они оформляют свое имущество на родственников. В 90% случаев дорогую недвижимость депутаты и прочие люди от власти записывают на жену, маму, тещу, детей или другую родню, говорит Сергей Костецкий, ведущий специалист департамента маркетинга компании SV Development. Аналогично чиновники поступают и с автомобилями: по словам Олега Назаренко, президента Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров, в 50% машины оформляются на родственников или же покупаются в кредит. "Кредит может быть выдан на пять лет, а на самом деле погашается в течение недели. Банковская тайна не дает возможности это [скорость погашения] проверить", - добавляет эксперт. Такая схема дает возможность чиновникам утаивать правду.

Показательный урок того, как надо скрывать свое истинное финансовое лицо, дала Украине экс-премьер и лидер БЮТ Тимошенко. Она многие годы заявляет, что живет только благодаря родственникам, прежде всего - мужу. Судя по ее декларации, у Леди Ю нет ни квартиры, ни машины, ни счетов в банке, а супруг владеет маленькой квартиркой в Днепропетровске. При этом чета Тимошенко открыто живет в коттедже в Конча-Заспе, якобы арендуя его, но об этом в декларациях лидера БЮТ нет ни строчки. Там лишь указан годовой доход Тимошенко: чуть более $ 48,3 тыс. (за 2008 год). При этом пламенная оппозиционерка регулярно появляется в вещах от Louis Vuitton, объясняя их появление в своем гардеробе заработками мужа: мол, тот за год приносит в семейный бюджет порядка $ 350 тыс. Однако, на чем именно Тимошенко-муж получает эти деньги и какими конкретно фирмами он владеет, Тимошенко-жена говорить отказывается.

Болезнь несоответствия расходов доходам поразила всю отечественную чиновничью вертикаль - от верхов и до низов. По словам Костецкого, дорогие квартиры в Киеве, к примеру, расхватывают как горячие пирожки не только политические випы, но и люди рангом пониже: местные управленцы, депутаты горсоветов и даже райсоветов. "Это могут быть квартиры и по $ 100 тыс., и за несколько миллионов", - говорит эксперт. Особой популярностью пользуется жилье по $ 300-600 тыс., а также трехкомнатные квартиры в новостройках - в основном в Печерском и Шевченковском районах, то есть в центре города.

Также едва ли не весь спектр украинской политической пирамиды старается свить гнездо в дорогих окрестностях Киева: Конча-Заспе, Козине, Новых Безрадичах, Рудиках, Новых Петровцах. К слову, в последнем поселке живет и нынешний Президент. Он обретается в огромной резиденции Межигорье, в прошлом принадлежавшей государству, площадь которой составляет 136,6 га. Рыночная стоимость этого "поместья" приближается к $ 140 млн. Правда, официально, по декларации, Президенту принадлежит всего 1,5 га - это примерно $ 1,5 млн по рыночным ценам.

Соревнование деклараций о декларациях

Якименко из Центра Разумкова уверен, что умерить аппетиты отечественных чиновников поможет декларирование расходов. О введении этой нормы говорят уже почти десять лет, но пока безрезультатно.

Подобные заявления звучат со времен президентства Леонида Кучмы. В 2001 году в парламенте в первом чтении приняли законопроект нардепа Виктора Медведчука О государственном финансовом контроле за декларированием доходов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, и их расходами. Но до второго чтения дело не дошло.

В 2005-м вопрос поднял президент Виктор Ющенко, а позже к нему присоединилась и Тимошенко. Но все подобные инициативы так и не превратились в действующие законы.

Депутат Джоджик говорит, что против этого выступали политики всех политсил, даже якобы демократически настроенные оранжевые. В качестве примера он приводит историю о том, как Украинская народная партия, членом которой является этот нардеп, при обсуждении коалиционных договоров с НУНС и БЮТ, а позже с НУНС-БЮТ и Блоком Литвина, настаивала на включении в окончательный документ пункта о разработке и принятии законопроектов, которые обяжут высокопоставленных госслужащих декларировать расходы. Но такое предложение не нашло поддержки у коллег по коалиции.

Эстафету антикоррупционных обещаний теперь подхватил и Президент Янукович. В конце июня на заседании Советов регионов он предложил ввести процедуру декларирования расходов госслужащими I-II рангов и членами их семей. Процедурой предусматривается, что все министры, высшее руководство АП, секретариата Кабмина, а также члены семей этих госчиновников будут обязаны отчитываться о масштабных покупках. Представители власти рангом пониже должны будут декларировать движимое и недвижимое имущество, а также информацию о заключенных в течение года сделках стоимостью более 20 минимальных зарплат.

"Но ведь в парламенте уже есть антикоррупционный пакет, и его действие перенесли. То есть, если у украинских политиков было бы желание ввести декларирование расходов, они в марте уже бы это сделали", - удивлен позицией Януковича политолог Владимир Фесенко.

В прошлом году депутаты действительно приняли ряд соответствующих законов, в которых прописан механизм декларирования расходов чиновников и членов их семей. Пакет этих документов несколько лет разрабатывался совместно с европейскими экспертами, он отвечает многим европейским рекомендациям, говорит Александр Рябека, нардеп от БЮТ, глава подкомитета по вопросам законодательного обеспечения антикоррупционной политики. В нем, в частности, предусмотрено, что чиновники должны декларировать подарки дороже 302 грн., отчитываться о расходах. А если госслужащий не сможет обосновать, откуда у него средства на покупку домов, автомобилей, его дело передается в суд. Такую же процедуру проверки проходят и родственники.

Эти законы должны были вступить в силу с началом этого года, но большинство в Верховной Раде решило подождать с введением революционной нормы как минимум до 1 января 2011 года. И ничто не остановит их, если они решат потянуть с этим еще.

Однако даже законы не сделают финансовую жизнь чиновников прозрачной. Эксперты опасаются, что декларирование расходов останется теоретической нормой, которую на практике соблюдать никто не будет. Подобная ситуация сейчас сложилась с доходами. Согласно действующему законодательству, как объяснили Корреспонденту в Государственной налоговой администрации, если чиновник укажет в документе неверные сведения или не подаст его в срок, ему грозит штраф в сумме 51-136 грн. (от трех до восьми не облагаемых налогом минимумов).

Так что стране нужны не законы, а люди, которые будут согласны их выполнять. "Если человек, хочет занимать высокий пост, он должен сознательно согласиться, что его финансовое состояние будет тщательно проверяться", - уверен Джоджик. Современная история Украины учит, что пока таких чиновников у руля власти не было.

Постоянный контроль

Опыт развитых стран показывает, что контроль над расходами чиновников - одна из самых эффективных мер по борьбе с коррупцией.

Чтобы уберечь американских чиновников от коррупции, в США работает специальный офис по правительственной этике. Он создан для того, чтобы исключить влияние личных и корпоративных интересов на госслужбу, рассказывает Юрий Якименко из Центра Разумкова. Этот институт собирает данные деклараций у примерно 1 тыс. служащих наивысшего уровня. К проверке деклараций - соответствия доходов к расходам - в США подключают минюст, ФБР, прокуратуру, налоговые органы. Любая операция, которая прошла по банковским картам госслужащего, может привлечь внимание фискальных органов.

Яцек Пехота, бывший министр экономики и труда Польши, рассказывает Корреспонденту, что польские политики и чиновники не обязаны декларировать свои расходы, только доходы. Но декларацию тщательно проверяют сотрудники Центрального антикоррупционного бюро. Он и сам попал под такую проверку, когда был депутатом сейма. "На протяжении девяти месяцев двое агентов бюро проверяли в банках, в которых у меня были открыты счета, все поступления на них, все мои активы, сравнивали состояние счетов с теми покупками, которые я совершал, искали источники поступления средств и т. д. Утаить что-то от них просто невозможно", - говорит Пехота. Когда проверка закончилась, шутит Пехота, ему показалось, что он будто бы получил свидетельство о моральности.

Причем в Польше декларацию о доходах подают также руководители местного самоуправления, и если жители видят несоответствие уровня жизни и заработка местных чиновников, они могут написать заявление в Антикоррупционное бюро с просьбой проверить источники доходов воеводы, бурмистра или членов их семей. Всего в стране декларировать свои доходы обязаны 300 тыс. человек (в том числе судьи, прокуроры, сотрудники таможни, пограничники, полицейские, сотрудники службы охраны правительства), из них 82 тыс. деклараций доступны в интернете (декларации депутатов, сенаторов, евродепутатов, руководителей местного самоуправления), рассказывает Корреспонденту Яцек Добжински, пресс-секретарь Антикоррупционного бюро. Указание недостоверных данных в декларации грозит тюремным заключением сроком от трех до пяти лет.

Подобная ситуация сложилась и в Чехии. Там депутаты, высшие чиновники, бурмистры, главы центральных госорганов до конца июня каждого года должны заполнить декларацию о доходах, включив туда подарки и все поступления. Декларации доступны для всех граждан в интернете. "В Чехии настолько пристальный контроль данных, указанных в декларации, со стороны массмедиа и людей, что если кто-то напишет там [в декларации] неправду, это означает конец его карьеры", - говорит Корреспонденту Мирослав Карась, журналист чешского общественного телеканала CT1.

В Великобритании в 2009 году 646 чиновников в интернете официально обнародовали расходы за последние четыре года. Кроме зарплаты, депутаты получали от государства еще компенсацию расходов, связанных с выполнением их рабочих обязанностей. Публикация расходов показала, что депутаты не всегда использовали деньги по назначению. Так, бывший вице-премьер Джон Прескотт, страдающий от булимии, дважды за два года чинил унитаз за счет налогоплательщиков. Скандал повлек за собой отставку целого ряда политиков - среди них оказался министр юстиции и спикер палаты общин Майкл Мартин.

Эта статья опубликована в №34 журнала Корреспондент от 10 сентября 2010 года

ТЕГИ: имущество
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии