Новому правительству Украины исполнилась неделя. Корреспондент задал министрам четыре вопроса об их первых шагах и планах на будущее, - пишет Дмитрий Русин в №9 журнала Корреспондент от 7 марта 2014 года.
После победы революции и отставки президента Виктора Януковича новой власти довольно быстро удалось сформировать состав нового правительства — практически за неделю. Пришлось пойти на уступки Майдану и выдвинуть в чиновники нескольких активистов революции, не имеющих опыта государственного управления.
Состав Кабмина вызвал множество противоречивых мнений: кому-то не нравились одни министры, кому-то другие. У экспертов возникло множество вопросов к профессиональным качествам чиновников, однако об эффективности их работы судить пока рано.
“В конце концов, люди хотели сами сформировать Кабмин. Майдан хотел, чтобы в Кабмине были такие же люди, как они, — пусть получают”, — считает директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев.
Эксперт призывает дать членам нового правительства поработать.
“А там посмотрим, насколько такой экспериментальный революционный Кабмин отвечает требованиям уже не людей и не только революционной или постреволюционной ситуации, но и требованиям необходимости что-то делать с экономикой, с реформами, с евроассоциацией”, — говорит Карасев.
В любом случае, по мнению аналитика, новый Кабмин будет не намного хуже предыдущего.
Вызовов у этого правительства множество. Новый премьер-министр, Арсений Яценюк, перед своим назначением в парламенте пообещал соотечественникам трудные времена.
“Я хочу быть честным перед украинским народом: у нас нет сейчас средств выплатить 12 млрд грн. по долгам по судебным решениям, — заявил Яценюк. — У нас нет сейчас возможности выплатить в полном объеме социальные льготы и субсидии. Казна пуста”.
При этом премьер отметил, что не может гарантировать улучшение ни сегодня, ни завтра. По словам Яценюка, на едином казначейском счете находятся 4,3 млн грн., государственный долг достиг $ 75 млрд и может увеличиться: в отношении Украины заявлен ряд исков о возмещении кредитов и возврата средств. В частности, в международных судах рассматривается иск о возврате $ 3 млрд, полученных под госгарантии от Китая.
Спасут только новые кредиты. Правительство уже начало переговоры с Международным валютным фондом и другими западными кредиторами о возобновлении кредитования.
Взамен нужны реформы. Кабмин в программе своей деятельности называет множество необходимых изменений: люстрация чиновников, борьба с коррупцией, изменение судоустройства, реформа прокуратуры и силовых структур, местного самоуправления, экономики, энергетики, государственных закупок.
Яценюк также отмечает, что страна стоит перед невероятными экономическими вызовами, и, чтобы их преодолеть, нет другого выхода, кроме как принимать крайне непопулярные решения, которые коснутся субсидий, тарифов, сокращения социальных программ, сохранения финансовой системы страны.
“В Украине вводится самая жесткая за всю историю украинской финансовой системы система контроля и сокращения бюджетных расходов, — заявляет премьер, одновременно успокаивая: — У нас есть возможность для стабилизации финансовой системы, для восстановления экономического роста, для наполнения бюджета, для войны с коррупцией, для того чтобы в среднесрочной перспективе Украина вернулась к нормальной экономической и политической жизни”.
Вице-премьеры и министры свои программы пока только готовят, но Корреспондент решил поинтересоваться их планами революционных реформ и задал четыре вопроса:
1 Как вы собираетесь обновлять министерство?
2 Проведете ли люстрацию?
3 На чем станете экономить?
4 Как будете решать главные проблемы в вашей сфере?
Владимир Гройсман, вице-премьер, министр регионального развития, строительства и ЖКХ
1. Сейчас для меня важно понять по каждому департаменту, о каждом человеке, кто какие функции выполняет, во сколько это обходится, насколько эти структуры полезны, а дальше будем определяться.
2. Я не являюсь кадровым революционером. Если люди готовы исполнять свои обязанности и не были запятнаны, то к ним, безусловно, нет вопросов. Я думаю, что это определит парламент в виде закона о люстрации. Тогда мы будем действовать по закону.
3. Избавляться от автомобильного транспорта, надбавок, льгот и всего того, что влечет за собой расход казны. Когда распределение денег на различные программы происходит не из центра, а на местах, то эффективность их использования вырастает на 30%. Это тоже экономия.
4. Максимально забрать у органов государственной власти полномочия, в том числе финансовые, и передать их органам местного самоуправления. Чрезмерная централизация власти и абсолютная потеря связи с людьми привели к чрезвычайно негативным явлениям в регионах. Я намерен предлагать правительству демонтаж таких решений, которые предусматривали централизацию власти и фактическое уничтожение местного самоуправления. Будем вносить изменения в Налоговый кодекс, чтобы местные общины имели механизмы получения финансовых ресурсов, максимально отменять ненужные административные услуги. Будем сокращать региональную структуру центральных органов власти — их функции на местах может выполнять и местное самоуправление без дополнительных расходов. В ближайшее время мы начнем консультации с нашими европейскими партнерами об улучшении модели устройства местного самоуправления для Украины.
Людмила Денисова, министр социальной политики:
1. Сегодня в ведомстве существуют три структуры, хотя должна быть одна. Только за прошлый год штат увеличился на 121 человека. Когда я уходила с этого поста в 2010 году, штат был 380, сейчас — 578 человек. Да, министерству добавили функции “семьи и детей”, но такое увеличение невозможно. Там есть департаменты, которые дублируют друг друга. Хочу упорядочить структуру, чтобы была стройная система управления социальной политикой.
2. Есть замминистра, которых я собираюсь заменить и которые сами начинают признаваться в проблемах в министерстве. Эти вопросы будем передавать соответствующим органам.
3. Я не стану заполнять те вакансии, которые сейчас есть. Будем оптимизировать аппарат, потому что в стране нет денег на содержание такого количества чиновников. Возможно, начнем экономить и на социальной помощи людям: есть проблемы с предоставлением субсидий тем, кто имеет высокий доход.
4. Существуют задолженности по зарплатам — на частных предприятиях, на предприятиях, подчиненных центральным органам власти, и в бюджетной сфере в трех областях. Нужно погасить все долги, накопившиеся в фондах социального страхования в связи с изменением законодательства, которое предполагало администрирование всех социальных платежей Министерством доходов и сборов. Еще финансирование пенсий — вовремя и в полном объеме. Все эти проблемы будут решены, поверьте.
Сергей Квит, министр науки и образования:
1. Министерство образования отказывается от составления университетского рейтинга: не может государство оценивать само себя. Будет ослаблен контроль за вузами со стороны ведомства. Всеукраинская аттестационная комиссия будет отделена от министерства. Наука не должна быть оторвана от образования и университетской среды. Наша перспектива — в объединении двух ведомств, Министерства образования и науки и Национальной академии наук Украины. Мы начнем диалог — это непростой процесс.
2. Мы с силовиками разберемся во всех фактах нарушений в министерстве, но хочу отметить, что в нем работают много профессионалов, получающих за это очень маленькие деньги, и они не коррупционеры. Мы пойдем путем законности, не будет никакой мести. Если имели место нарушения, которые нанесли вред нашему образованию, мы будем это выявлять и обнародовать.
3. Рассчитываем на принятие нового закона об образовании на ближайшей сессии парламента.
4. Мы упростим и уточним правила приема в высшие учебные заведения Украины. Кроме того, уменьшим количество так называемого бумажного творчества, которым сегодня занимаются преподаватели. Несмотря на то что численность вузов в Украине завышена, сокращение будет идти естественным путем. Между университетами должны включиться механизмы конкуренции.
Андрей Дещица, министр иностранных дел:
1. Уже уволены два замминистра, будут назначены другие.
2. Я уже обратился к нашим послам с предложением, что если они не согласны с этой властью или в последние три месяца действовали против народа, Майдана, митингов с требованием демократических реформ, то они могут поступить так, как сделал это посол Украины в Австрии Андрей Бережной, — подать в отставку. Хочу попросить украинскую диаспору, чтобы [они поставили] мое обращение на контроль общественности — я готов рассмотреть любые их предложения.
3. Я уже пересел на Skoda Octavia — остальные машины продадим. Это то, что можно сделать уже сейчас. В содержании посольств нужно будет провести аудит.
4. Пока не хватает времени: в сутках 24 часа, 48 было бы лучше.
Андрей Мохник, министр экологии и природных ресурсов:
1. Реформирование министерства однозначно будет, сейчас мы над этим работаем. Нужно в полной мере овладеть информацией о злоупотреблениях, о неэффективной и непрозрачной работе. После этого разработаем предложения.
2. Для люстрации необходим закон. В Кабмине обсуждали законопроект о люстрации судей — думаю, что подобный документ будет и для сотрудников министерств и органов центральной
власти. Для этого нужны законодательная база, политическая воля и участие общественности.
3. Правительство уже утвердило постановление о сокращении аппарата и автомобильного парка. Сейчас проводим анализ неэффективности работы структуры министерства. После этого будем менять структуру ведомства. Уже сейчас я понимаю, что многие функции дублируются чиновниками, и работа ведется не в полную силу.
4. Сейчас мы готовим список приоритетов и в ближайшее время огласим его.
Остап Семерак, министр Кабмина:
1. Сокращение аппарата для руководящего состава секретариата Кабмина — точнее пока не могу сказать. Сейчас мы проводим анализ вакансий и реальной необходимости для сокращения. Приблизительно это 20-30% должностей.
2. Я бы хотел, чтобы была создана люстрационная комиссия, чтобы это была компетенция общественности. С другой стороны, уже уволены все политические персоны в секретариате Кабмина — это соответствует действующему законодательству. Назначение новых чиновников будет происходить, я надеюсь, уже при участии люстрационной комиссии, которая начнет работать. Если она не будет работать, я обращусь к [главе комиссии Егору] Соболеву или журналистам, чтобы они приняли участие в обсуждении кандидатур на политические должности.
3. На заседании правительства мы уже приняли первое решение о сокращении всех льгот и всех дополнительных затрат для чиновников. Доплаты, компенсации по проезду, транспортное обеспечение. Если мы говорим о сокращении работников, то, соответственно, снимаем и затраты на зарплаты в таком же объеме.
4. Хотим сделать работу Кабмина прозрачной. Это и создание электронного правительства, и публичные отчеты, и многое другое.
Виталий Ярема, вице-премьер-министр:
1. Скоро появится новый закон о сокращении в МВД, Генпрокуратуре и СБУ. Будут ликвидированы те чиновники и подразделения, которые не связаны с обеспечением правопорядка в стране. В МВД предлагаем сократить 25%, СБУ хочет 10%, но, скорее всего, будет 20%. В ГПУ — 30%, но после того, как будет изменено законодательство и прокуратура лишится части функций.
2. Сегодня уволены многие руководители, причастные к коррупции или событиям на Майдане, но точное количество пока сказать не могу.
3. Есть проблема в экономии при сокращении действующих сотрудников, которым необходимо выдавать выходное пособие. Только по МВД сумма таких выплат может достигнуть 1 млрд грн. Поэтому Министерство финансов рассчитывает эти вопросы так, чтобы удар по бюджету был меньше.
4. Для тех подразделений, которые останутся, мы готовим структурные и функциональные изменения в соответствии с европейскими стандартами.
Олег Мусий, министр здравоохранения:
1. Министерство будет избавлено от коррупции. Все схемы, откаты и другие финансовые махинации закончены — я всех предупредил. Именно поэтому сейчас меняется старая команда, по отношению которой есть подозрение в использовании коррупционных схем, особенно в вопросе тендерных закупок.
2. Мы уже практически начали люстрацию. Сегодня по моему приглашению в Минздраве работает бригада следователей внутренних дел и Генпрокуратуры.
3. В отрасли будут пересмотрены все бюджетные программы и определены самые приоритетные. Это материнство и детство, онкология, лекарства, ВИЧ-СПИД. Кроме того, планируем привлечь гранты и спонсорские средства. В целом с учетом экономии, избавления от коррупции и привлечения спонсорских средств планируем получить до 60 млрд грн.
4. Революционных перемен в отрасли не произойдет. Акцент будем делать на развитии семейной медицины. Экспериментальные проекты медицинской реформы в четырех областях мы оценим через три месяца и подумаем, как лучше применить полученный опыт для реализации реформы в других областях.
Дмитрий Булатов, министр молодежи и спорта:
1. Кардинальных изменений в министерстве на сегодня не планируется. Сейчас назначаются новые заместители. Также будут изменения в направлении молодежной политики, которая до этого практически не работала.
2. Сейчас при помощи общественности, лидеров мнений Майдана готовим критерии для кандидатов на ключевые должности в министерстве. Процесс будет недолгим. Люстрацию проводить начнем по всей вертикали — это ожидание общества. Но чтобы говорить об этом, сначала надо получить механизм.
3. Экономить — в первую очередь на себе. Кроме того, сейчас я мониторю все финансирование, которое было согласовано и выделено, и там, где нахожу коррупционную составляющую, буду закрывать. Больше всего [злоупотреблений] в распределении денег на молодежные организации: был коррупционный конкурс и коррупционное распределение денег. Теперь станем проводить конкурсы прозрачно с привлечением общественности.
4. Будет усилено молодежное направление, но из спорта ничего забираться не будет. Мы начинаем расширение за счет спонсорских средств и волонтерской работы. Есть ряд инструментов, которыми мы можем воспользоваться, чтобы расширить деятельность при урезании бюджета.
***
Этот материал опубликован в №9 журнала Корреспондент от 7 марта 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.