UA
 

Корреспондент: Достижения украинских Майданов

Корреспондент.net,  21 ноября 2014, 17:08
107
10865
Корреспондент: Достижения украинских Майданов
Фото: Натальи Кравчук
Майдан 2013-2014 годов стал самым мощным народным сопротивлением за всю историю независимости, переломившем вектор развития Украины в демократическую сторону

Эволюция украинских протестов глазами Корреспондента и его собеседников.

От «сарафанного радио» до новых медиа, от 15 суток до расстрелов, от спонтанных митингующих до политиков, целенаправленно делающих карьеру, — такой увиделась эволюция украинских протестов Корреспонденту и его собеседникам, пишут Дмитрий Москаленко и Артём Горячкин в №46 издания от 21 ноября 2014 года.

Активисты 21 ноября снова выйдут на столичный Майдан Незалежности, чтобы отметить день, когда граждане собрались на главной площади страны в поддержку подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом.

Одновременно они смогут вспомнить и о предыдущих протестах, превративших со временем любой митинг на Майдане в страшилку для властей, в том числе и тех, которые благодаря им попали в кабинеты.

Воспоминания о событиях годичной давности настолько свежи, что не позволяют ещё дать однозначную оценку произошедшему. Эмоции могут помешать как собраться с мыслями, так и адекватно воспринимать чужой взгляд на те события. Во многом поэтому многие их участники отказались общаться с Корреспондентом по случаю годовщины Евромайдана.

Своими воспоминаниями и оценками с изданием поделились видные фигуры Майдана прошлого — бывший народный депутат Владимир Филенко и бывший нардеп, экс-руководитель штаба кандидата в президенты Виктора Ющенко Тарас Чорновил (полные тексты интервью читайте здесь и здесь).

Сила места

Студенты против Кравчука и Масола. О так называемой студенческой революции на граните 1990 года из-за отдалённости во времени вспоминают нечасто, говоря о Майданах. Хотя бы потому, что и страна тогда ещё была другая, и площадь носила название Октябрьской Революции. Даже визуально картинка существенно отличается от знакомых нам репортажей с Майдана — до реконструкции площади и прилегающих улиц оставался с десяток лет.

Однако почти все собеседники Корреспондента упоминали «революцию на граните» в разговорах об истории протестов на главной площади страны. Это была одна из самых коротких на Майдане акций протеста, она длилась со 2 по 17 октября 1990 года.

Выступление носило антипартийный и антисоветский характер, а также содержало требование отставки премьера Виталия Масола и спикера Леонида Кравчука. Политическая оппозиция впервые получила возможность провести столь длительный протест, а также получить доступ к телеэфиру.

Через десять лет акцию Украина без Кучмы спровоцировали действия лидера Соцпартии Александра Мороза, который 28 ноября 2000 года обнародовал так называемые плёнки Мельниченко, из которых якобы следует причастность президента Леонида Кучмы к физическому устранению оппозиционного журналиста Георгия Гонгадзе.

Первая акция протеста с требованиями отставки главы государства прошла 15 декабря, тогда же был установлен палаточный городок, который свернули к концу года. Окончательно его ликвидировали 1 марта, а уже на шевченковские дни в Киеве произошли стычки митингующих с милицией. Более 300 человек были арестованы.

В 2004 году палаточный городок на Майдане был установлен с целью альтернативного подсчета голосов на выборах президента. Именно туда оппозиция призвала прийти избирателей, когда стало понятно, что по данным ЦИК побеждает премьер Виктор Янукович. Их пришло неожиданно много. Главным требованием стало признание победы Ющенко. Формальным окончанием Майдана-2004 можно считать его инаугурацию 23 января 2005 года.

Евромайдан начинался 21 ноября 2013 года как протест против приостановления подписания Соглашения об ассоциации с ЕС, однако после разгона студентов в ночь на 1 декабря вече приняли политический характер с требованием отставки властей. Палаточный городок простоял дольше всех своих предшественников, аж до августа, и был убран ко Дню независимости. (Истории о том, как прожили уходящий год участники Еврмайдана, читайте в следующем номере Корреспондента.)

Цитаты

Владимир Филенко

«К Майдану 2004 года мы шли с 1991 года. Если помните, парламентская оппозиция первого созыва, Народная Рада, придумала себе такой лозунг: Независимая и демократическая Украина. В 1991-м независимую Украину мы получили, а демократическую — нет.

К оранжевому Майдану мы шли долгих 13 лет через акции Вставай, Украина, Украина без Кучмы, через Комитет национального спасения, стычки и избиения на Банковой и т. д. В итоге оранжевый Майдан дал нам шанс получить Украину демократическую, а не только независимую.

Что было дальше, все знают. Но могу с уверенностью утверждать: оба Майдана победили. Это первое и главное сходство между ними. Победили потому, что основными их участниками были не политики, а народ Украины, преимущественно средний класс»

Тарас Чорновил

«Я вспоминаю Народную Раду в Верховной Раде — те люди, которые туда входили, мне так напоминают нашу троицу — [Арсения] Яценюка, [Олега] Тягнибока и [Виталия] Кличко — во время Майдана! Они пытались договориться с коммунистами, «поделить», «заставить пойти на уступки», «не бороться» — это были их фразы.

Но всё же была критическая масса тех, кто был готов что-то менять. Коммунистическая система реально рушилась… Студенческий Майдан был толчком, который помог, ускорил процесс.

В 2001 году был в определённой степени Майдан отчаяния. Система тогда была как никогда сильной. Но движение сопротивления не стало общенациональным, его сумели очень сильно придушить, [глава Администрации президента в 2002-2005 годах Виктор] Медведчук сработал хорошо. В то же время протестные группы залезли в радикализм — то, что делали Батьківщина и УНА-УНСО 9 марта 2001 года — это же был ужас какой-то, этого нельзя было делать! Они этим только всех отпугнули!

В 2004-м была другая ситуация. Протестное движение имело цель добиться проведения немного «других» выборов. То есть если в 1990 году был перелом, в 2001-м — попытка перелома, то в 2014-м — завершение перелома. А в 2004-м была просто корректировка системы. Попытка сделать её более честной и справедливой.

На последнем Майдане мы смогли переломить ситуацию так, как хотелось нам. А в 2001 и 2004 годах всё было так, как хотелось политикам

Знаете, скажу не очень популярную вещь, но мне кажется, что три последних Майдана объединяло то, что нас всех тупо использовали. Просто на последнем Майдане мы смогли переломить ситуацию так, как хотелось нам. А в 2001 и 2004 годах всё было так, как хотелось политикам»

Новые медиа

При изучении феномена арабской весны первой «интернет-революцией», в которой ведущую роль сыграли новые технологии, журнал Foreign Affairs назвал Вторую народную революцию на Филиппинах 2001 года. Тогдашнего президента Джозефа Эстраду свергли по обвинению в коррупции. Протестующие вышли после того, как стали массово распространяться smsс призывом Выходите на EDSA [центральная улица столицы]. Одевайтесь в чёрное.

В 2001-м мобильная связь в Украине только начинала массовое распространение и была не всем по карману. Многие ещё помнят и платные входящие, и стоимость стартовых пакетов по 100 грн. Поэтому Украина без Кучмы могла стать, но не стала первой акцией, организация которой состоялась с помощью последнего слова техники.

«Революция на граните» и вовсе происходила классическими методами — сарафанное радио, газеты, телевидение. Рассказать о своих требованиях широкой массе населения митингующим удалось благодаря целому часу эфира на УТ-1, который им выделило правительство.

Майдан-2004 года был телевизионным. Интернет тогда ещё слабо проник в нашу жизнь, и основным рупором стал 5 Канал, круглосуточно транслировавший в прямом эфире события на Майдане, прерываясь лишь на выпуски новостей и ток-шоу. Попытки властей ограничить работу канала обернулись голодовкой сотрудников. В конечном итоге власти не рискнули его закрыть.

Майдан-2013 стал торжеством социальных медиа, поскольку к этому году телеканалы значительно прочнее контролировались властями и лояльными к правящему режиму группами и политсилами

Майдан-2013 стал торжеством социальных медиа, поскольку к этому году телеканалы значительно прочнее контролировались властями и лояльными к правящему режиму группами и политсилами. Собственно, среди пользователей соцсетей распространено мнение, что протест вообще начался с записи в Facebookжурналиста Мустафы Найема, призвавшего всех выйти на Майдан «с зонтиками, чаем, хорошим настроением и друзьями».

А затем Twitterи Facebookстали главными каналами коммуникации между протестующими, волонтёрами. Сообщество Евромайдан до сих пор имеет 300 тыс. подписчиков.

Цитата

Тарас Чорновил

«Во время первого Майдана для мобилизации людей раскручивались неправдивые слухи и страшилки. Скажем, слух о том, что с Лукьяновки едут танки. Или о том, что в Администрации президента — российский спецназ»

Народ с милицией

Впервые правоохранители применили силу во время акций 2001 года, когда разогнали палаточный городок. Многие активисты стали объектами преследований после поражения протестов. Некоторые получили срок от двух до пяти лет условно. Среди них и Андрей Шкиль, который спасся от уголовного наказания только под депутатской неприкосновенностью. В будущем дело не раз пытались реанимировать, чтобы надавить на политика. Это похоже на то, что могло ожидать участников Майданов 2004 и 2013 годов, если бы они проиграли.

В 1990-м участники хоть и захватывали корпуса Киевского государственного университета им. Тараса Шевченко, но вели себя в целом спокойно, как и милиция. Хотя ряду участников и пришлось отсидеть по 15 суток, а студентов исключали из вузов. Дух демократии и гласности, официально распространившийся в последние годы существования СССР, уже не позволял партийным боссам играть в авторитаризм с удушением свободы собраний.

Несмотря на городскую легенду о внутренних войсках, которые вышли разгонять Майдан 2004 года, но остановились на полдороге, а также на выступления ряда милиционеров и курсантов внутренних войск, массового перехода правоохранителей на сторону протестующих не было. Хотя речёвка «Милиция с народом!» быстро стала популярной среди манифестантов, побуждавших таким образом милицию к переходу на сторону восставших.

Невзирая на то, что в ходе революции было несколько моментов, грозивших перейти в кровопролитие, жертв и пострадавших удалось избежать. Стычки вроде той, что имела место у здания ЦИК за неделю до первого тура выборов, имели место только между сторонниками различных кандидатов, когда у них сдавали нервы. Пресса лишь сообщила об одном скончавшемся на Майдане человеке, который затем оказался бездомным, гревшимся в подземном переходе под площадью.

Майдан 2014 года оказался самым жестоким и — впервые в истории протестов — кровавым. За последний месяц в стычках и от пуль снайперов погибли более сотни человек, включая правоохранителей, многие пострадали. Через год после тех событий ещё продолжаются расследования. Сотрудники органов проходят в качестве подозреваемых по уголовным делам.

Цитата

Владимир Филенко

«Если бы второй Майдан [2013-2014] готовился задолго и систематически, а не был спонтанным, то, возможно, жертв удалось бы избежать, ну или они были бы минимальны. Но, как известно, история не имеет сослагательного наклонения. Да и проходили они при разных президентах, что тоже стоит учитывать.

Помня неудачу акции Украина без Кучмы и жестокий разгон демонстрантов под Администрацией президента, мы понимали, что в первую очередь нужно выгнать из людей страх. Поэтому начинали с небольших акций, которые постепенно переросли в более многочисленные. Пик этих акций мы планировали на второй тур президентской кампании — 21 ноября 2004 года, когда в решающем бою должны были схлестнуться Янукович и Ющенко. Спонтанного сбора не было — это были четко спланированные акции. Возможно, именно потому что всё это готовилось долго и системно, на оранжевом Майдане никто не погиб.

Спонтанного сбора не было — это были четко спланированные акции. Возможно, именно потому что всё это готовилось долго и системно, на оранжевом Майдане никто не погиб

Да, мы очень гордимся этим. У нас были предусмотрены разные варианты поведения на разные действия власти. Мы на каждую акцию писали варианты А и Б. Иногда еще и В. Порой приходилось отменять запланированные акции, в которых прогнозировалось участие до 250 тыс. человек, даже несмотря на то что мы несли материальные затраты. Но человеческие жизни стоили дороже.

Моральную победу над Януковичем Ющенко получил еще 4 июля на Певческом поле [во время выдвижения его кандидатом в президенты]. Именно эта акция показала, что за Ющенко поддержка народа. Тогда правоохранительные органы ещё работали на власть, но значительная их часть уже сотрудничала с командой Ющенко.

Во время этого Майдана, увы, переход правоохранителей на сторону народа не стал массовым явлением. К слову, генерал [Александр] Кихтенко, который сейчас руководит Донецкой областью, во время оранжевого Майдана занял однозначную позицию — быть с народом.

Угрозы для оранжевого Майдана были огромные. К примеру, 27 ноября, седьмой день революции, был пиком Майдана по количеству людей на всех площадях [Михайловская, Софийская площади, Крещатик, Бессарабка, площадь перед ЦИК] — по оценкам независимых экспертов, на улицы вышли около 1,5 млн человек.

У нас спрашивали: почему вы не берёте власть — она же у вас под ногами валяется?! Мы отвечали, что не хотим действовать силой, не хотим человеческих жертв

У нас спрашивали: почему вы не берёте власть — она же у вас под ногами валяется?! Мы отвечали, что не хотим действовать силой, не хотим человеческих жертв. Не секрет что некоторые горячие головы нас призывали штурмовать Администрацию президента, правительственные здания. Но мы, полевые командиры, понимали, чем это может обернуться для людей, и всеми силами старались не допустить тяжелых последствий»

Союз протеста и политиков

В СМИ популярен тезис об уникальности «революции на граните», поскольку её сделали одни лишь студенты. Мол, даже во время бархатных революций в Восточной Европе, прошедших за два года до этого, организаторами являлись диссиденты, опытные политики.

Правда, требования выдвигались вполне взрослые и политические. Это и послужило основой для конспирологической версии о том, что за студентами скрывались вполне конкретные деятели, добивавшиеся дискредитации руководства республики вплоть до его смены.

Студенческие протесты были благосклонно восприняты в народе. Многие представители культуры, искусства, интеллигенции открыто поддерживали манифестантов (самый громкий случай — известнейший писатель Олесь Гончар отказался от партбилета в эфире УТ-1).

Акции 2000-2001 годов очень быстро обросли оппозиционными политиками всех мастей — как правых, так и левых, в том числе и крайнего толка. Долго такой союз держаться не мог. На выборы-2002 они уже шли отдельно, не стесняясь критиковать друг друга.

В 2004-м граждане присоединились к протесту одного из кандидатов в президенты — Ющенко, которому удалось убедить население в том, что именно он воплощает их стремления и способен провести ожидаемые изменения в стране. Впервые митинги вышли за пределы Киева, а столица осталась главной площадкой выступлений.

Евромайдан, в свою очередь, очень долго пытался отмежеваться от политиков. В итоге это даже привело к созданию на Европейской площади альтернативного, партийного палаточного городка. Лидерам партий (тройка Яценюк, Кличко и Тягнибок) и их окружению удалось навязать себя митингующим, мотивируя тем, что у тех нет таких организационных структур, как у партий, способных обеспечить проведение многотысячных митингов. Они взялись говорить от имени митингующих и вступить в общение с властями. Они же в итоге и взяли власть в свои руки.

Часть лидеров общественного протеста, воспользовавшись любезными приглашениями, были назначены на должности без серьёзных полномочий (Татьяна Черновол — в Антикоррупционное бюро, Егор Соболев — в Люстрационный комитет), а часть прошли в Верховную Раду по спискам партий (Мустафа Найем, Наталья Соколова, Виктория Сюмар).

Цитаты

Тарас Чорновил

«Он [Евромайдан] действительно выглядел более естественно. Если на первый Майдан различные парторганизации свозили своих людей, то второй Майдан политики в какой-то момент попробовали возглавить, но у них ничего не получилось.

Люди встали перед выбором — свобода или смерть: или мы побеждаем — или катастрофа. На втором Майдане было настоящее сопротивление

На первом Майдане из Януковича никто не делал исчадие ада, скорее посмешище. А на втором люди встали перед выбором — свобода или смерть: или мы побеждаем — или катастрофа. На втором Майдане было настоящее сопротивление. Я был на ул. Грушевского, я видел всё это: по парням стреляют, градом лупят, а они стоят. Это было отчаяние и героизм. А в 2004-м ни отчаяния, ни героизма не было»

Следующий Майдан

В 2014 году в итоге политикам, участвовавшим в протестах, удалось самостоятельно ставить себе задачи, решая, что они считают целями Майдана, а что нет. Это провоцирует постоянное недовольство со стороны бывших участников митингов, считающих, что власти начинают забывать, ради чего люди выходили на улицы и площади городов.

На этом фоне всё чаще звучат разговоры о новом Майдане. Впрочем, разговоры о скорых грядущих митингах возникали всегда после каждого предыдущего протеста, и каждый раз сами акции начинались непредсказуемо и спонтанно.

Цитаты

Тарас Чорновил

«Попытки искусственно создать Майдан «титушками», спецбатальонами и т. д. не увенчались успехом. А настоящий Майдан, пока над нами висит угроза со стороны России, не произойдёт. От [Президента Петра] Порошенко сдачи государственного суверенитета и предательства, думаю, ждать не стоит. А других оснований для очередного Майдана на ближайшие два-три года я не вижу»

Владимир Филенко

«Если честно, я ожидал, что второй Майдан возникнет где-то в 2015-2016 годах. Но люди отреагировали на происходящее в стране более оперативно. Ещё тогда, когда к власти пришёл Янукович, я знал, что он никому не даст нормально жить и народный гнев рано или поздно выльется в протест. Но когда начался Евромайдан, мы всячески способствовали его проведению. Иногда нас слышали, иногда нет.

Политики, государственные деятели, украинские власти должны сделать выводы как из ошибок оранжевого Майдана, так и из Евромайдана и воплотить в жизнь требования людей. Теперь они точно не имеют права проиграть завоевания, которые были достигнуты такой высокой ценой. Всё зависит от политиков и от выполнения ими обещаний, данных на Майдане».

***

Этот материал опубликован в №46 журнала Корреспондент от 21 ноября 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

СПЕЦТЕМА: Годовщина Евромайдана
ТЕГИ: Украинажурнал КорреспондентпротестыгодовщинаЕвромайдан
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии