Русская служба Deutsche Welle,
13 января 2015, 16:50
Славянск и Краматорск некоторое время находились под контролем сепаратистов. Сейчас в этих городах жизнь постепенно налаживается.
Еще полгода назад в городах Донецкой области: Краматорске и Славянске были слышны залпы "Градов" и минометные очереди. Теперь об этом ужасе напоминает лишь разбомбленный мост и несколько разрушенных построек. Улицы расчищены, дома отремонтированы, описывает ситуацию в городе волонтер Роман Полийчук. В Славянск и Краматорск ему приходится приезжать почти каждые две недели.
Жизнь в этих городах полностью наладилась, говорит Полийчук, работают больницы, магазины, аптеки, школы, банки. Ходит транспорт. В магазинах есть необходимый набор продуктов, но денег у населения нет, подчеркивает волонтер. Каждый день многие жители Славянска и Краматорска рейсовыми автобусами ездят на работу. Поскольку часть предприятий находится на территориях, подконтрольных сепаратистам, населению приходится проезжать через многочисленные блокпосты. Впрочем, он уверяет, жить в этих городах сегодня вполне безопасно, но спокойствие весьма относительное.
Разные взгляды
"Почти все, кто в свое время покинул Славянск и Краматорск из-за военных действий, возвратились в свои дома, потому что разрушений не так уж и много", - отметил Полийчук. Постепенно приходит в себя и местный бизнес. Предприниматели восстанавливают производство на собственные средства, не рассчитывая на помощь властей, уточняет волонтер. Молодые бизнесмены знают украинский язык и стараются говорить на нем. "Это самодостаточные люди, которые хотят жить в едином государстве, с одним языком, где правила игры всем понятны и одинаковы", - уверяет Полийчук.
Впрочем, по его словам, многие жители этих городов на востоке Украины придерживаются антиукраинской позиции. "Правда, открытой агрессии я не замечал, и оружия они не берут. Те, кто воюет, отошли с сепаратистами дальше. Но я уверен, если российские войска подойдут вплотную к границам города, местное население их поддержит", - говорит волонтер.
За три месяца службы в Краматорске и Славянске майор украинской милиции Сергей (фамилию собеседник просил не указывать) вынес для себя немало уроков. "Я осознал, что патриотом нужно родиться, а переубедить местных нереально. Они уверены, что мы их считает "второсортными" и из-за этого нас не воспринимают. Я бы даже сказал - открыто презирают, особенно пенсионеры. Не раз мы слышали из-за спины проклятия", - говорит майор. Он уверен, что это восприятие "навязала российская пропаганда через СМИ". "Местные смотрят исключительно российские каналы, хотя украинские тоже есть", - добавил майор. Но, по его словам, есть и положительные примеры. "Однажды маленькая девочка в Славянске принесла нам большую банку шоколадного масла и сказала, что это подарок от ее семьи", - вспоминает он.
Негатив можно сгладить, уверяет Сергей, если украинская власть позаботится об информационном пространстве, о культуре поведения военных и о психологической помощи жителям, пережившим настоящий ужас войны.
Отношения с местным населением
Конфликты между местными жителями и военными - не редкость, говорит собеседник. "Скрывать нечего, члены украинских добровольческих подразделений нередко злоупотребляют алкоголем, отсюда их хамское поведение по отношению к местным жителям. Такие случаи сам видел", - утверждает Сергей.
Проблемы с поведением и в украинских батальонах, и в армии есть, подтверждает и волонтер Роман Полийчук. "Жаль, но те, кто воюет на украинской стороне, не принесли культуры, других стандартов поведения, - говорит волонтер. - Никто в Минобороны почему-то не задумывается, что именно военные должны быть примером воспитания". А многие местные "верят в мифическую Россию, поскольку ее власть еще не почувствовали на своей шкуре", добавил Полийчук.
Людям нужна помощь психологов
Поведение жителей Славянска и Краматорска вполне объяснимо, говорит в интервью DW психолог Марта Пивоваренко. Они не верят никакой власти, у них ощущение, что они никому не нужны, что жизнь уже закончилась.
"Отсюда гнев, агрессия и эмоциональные выпады. Люди в освобожденных городах не просто считают себя изолированными, но и сами стараются отгородиться от всех. Они не могут понять, за что это все, почему, когда это закончится. Это все следствия пережитого, определенные симптомы посттравматического стрессового расстройства", - объясняет психолог. Но хуже всего, говорит Пивоваренко, что это негативное эмоциональное состояние людей может ухудшаться, а необходимой помощи специалистов они не получают.
Государство должно активнее включиться в поддержку этих городов, поскольку наши волонтеры-психологи не могут покрыть все потребности, а местным специалистам не хватает знаний, утверждает Пивоваренко. Кстати, пьянство и хамство - это тоже следствие психологических травм. Стена непонимания между украинскими солдатами и местными жителями определенно есть, убеждает психолог, и ее нужно убирать. Чем быстрее население получит первую психологическую помощь, тем менее ужасными будут последствия.