UA
 

Амнистия для бойцов АТО: Коснется ли сепаратистов

Корреспондент.net,  15 июля 2016, 10:53
169
22394
Амнистия для бойцов АТО: Коснется ли сепаратистов
Фото: Корреспондент.net
Айдаровцу Валентину Лихолиту вменяют ряд преступлений во время службы в АТО

Начало июля стало особенно жарким для добробатов, их родственников и друзей.

Генпрокуратура объявила о подозрении двум известным бойцам батальона «Айдар»: Валентину Лихолиту (Батя) и Игорю Радченко (Рубеж), чем вызвала волну недовольства в столице, пишет Влад Абрамов в №25-26 журнала Корреспондент от 7 июля 2016 года.

Защитники ветеранов АТО развернули на Крещатике палатку и заблокировали Печерский суд, где должны были слушать дело Лихолита. Вытолкав из зала конвой, митингующие положили около входа шины и пообещали их поджечь. Но в суд неожиданно прибыл сам генпрокурор Украины Юрий Луценко…

Корреспондент решил выяснить, почему украинские власти решили судить легендарного ветерана АТО. Мнения экспертов на этот счет различаются. Есть версия, что процесс могут использовать для продавливания через Раду самой непопулярной части Минских соглашений.

Амнистия для добробатов

«Расследование по делу Бати проведено не полностью», - заявил Юрий Луценко на выступлении в Печерском суде. И поддержал инициативу некоторых политиков взять айдаровца «на поруки».  

А позже, во время короткой встречи с журналистами, отметил: «Надо активизироваться депутатам Верховной Рады. Я там был одним из инициаторов проведения закона об амнистии освобождающего от наказания участников АТО, которые не совершили тяжких преступлений в виде убийств или изнасилований».

Логика в словах генпрокурора следующая: большинство добровольцев так или иначе нарушали на Донбассе закон, ведь у войны свои правила. В результате несколько тысяч атошников находятся под следствием. В то же время существует мнение, что говоря о помиловании наших бойцов, власть подразумевает амнистию в рамках Минских соглашений. Проще говоря, освобождение от ответственности и тех, кто воевал со стороны так называемых ДНР и ЛНР.  

«Происходящее является частью реализации Минских соглашений, - уверен нардеп, экс-комбат Семен Семенченко. – Именно поэтому не отпускают и многих наших воинов. Власти надо внушить обществу мысль, что они выйдут на свободу лишь в случае капитуляции в Минске».

Согласны с Семенченко и многие атошники: «Похоже, что Юрия Луценко интересует отнюдь не наша амнистия».

Но сразу вопрос, зачем идти таким запутанным путем?

- Дело в том, что Минский документ не умещается в общественном сознании украинцев, - считает политолог Виктор Небоженко. - Большинство людей его не примут. Поэтому власть и вынуждена дробить его на куски».

По мнению политолога, сначала Верховной Раде дадут проект закона об амнистии добровольцев АТО. А когда она его примет, то протолкнут симметричный закон для тех, кто воевал на стороне противника.

Есть также мнение, что закон можно расширить на вторую сторону через серию судебных исков.

«Я боюсь, что из-за популистских решений власти бандиты Гиви и Моторола вдруг окажутся кристально чистыми людьми»! – говорит общественный деятель, доброволец, экс-лидер партизанского отряда, которого сейчас судят в Мариуполе, Богдан Чабан.  

В то же время сами парламентарии комментируют эту тему осторожно.

«Это мина. Не голосуешь за амнистию, значит, ты против добровольцев. Голосуешь, значит, ты за сепаров, ведь их тоже придется амнистировать! Такую законодательную шизофрению, нам подбросили специально, вместо того, чтобы просто взять и закрыть дела 2014 года», — считает бывший «айдаровец», а ныне нардеп Игорь Лапин.

Журналист и политический обозреватель Вячеслав Пиховшек утверждает, что упомянутый закон будет внесен в повестку дня ВР уже в ближайшее время.

«По моим данным, законы о выборах и об амнистии в ОРДЛО (отдельные районы Донецкой и Луганской областей), которые разработал Руслан Князевич, могут внести в парламент на голосование до 15-го июля», – говорит Пиховшек.  

Есть, правда, еше одна версия: этот закон Рада провалит, а затем уйдет на каникулы. Действительно, власть возможно добивается именно такого поворота событий – имитировать бурную деятельность вокруг Минских соглашений для Запада. Подтверждает это бывший представитель Украины на переговорах в Минске - Роман Бессмертный. По его мнению, нельзя увязывать в один комплекс амнистию добровольцев и сепаратистов.

«Мы не можем говорить о том, что один закон автоматически потянет за собой другой. Слишком разные там юридические понятия и процедуры. Вот, обратите внимание на такую деталь. Во-первых, под амнистию не попадает гражданин другого государства. Во-вторых, ряд преступлений, которые совершали сепаратисты тянут за собой утрату гражданства. А преступления против человечности вообще не попадают под действие амнистии и не имеют срока годности. Есть и другие нюансы. 

Правозащитник Евгений Захаров вносит собственные уточнения. По его словам, не важно, на кого распространяется действие закона, важнее, что под амнистию наиболее одиозные представители воюющих сторон не попадут.

«Амнистия должна способствовать установлению нормальных отношений между противниками, –  говорит Захаров. - Она должна помочь побороть ненависть воюющих сторон. Но говорить о ней можно лишь после того, как все закончится. А сейчас такой закон будет лишь поощрять безнаказанность. Да и пойти на контакт с врагом готовы далеко не все. Для этого, должно пройти время».

Не прощать, но примиряться

Между тем, некоторые добровольцы все-таки настроены не так радикально.

«Мы не готовы прощать, но можем примириться», - утверждают они.

А экс-боец батальона «Айдар» Юрий Асеев (Гуков) уточняет:

«Войну надо заканчивать. Мы же в 21-м веке живем, надо договариваться.  Не с теми, кто пытал или убивал наших ребят, с этими подонками нам говорить не о чем. А с обычными людьми. Сейчас наше общество очень радикализировано. Кровожадней всех те, кто провел весь период АТО дома, на диване. Насмотревшись в морге на тела погибших и с той, и с другой стороны, понимаешь, как важен мир».

Адвокат Олег Веремеенко, добавляет:

«На Донбассе людей просто заставляли брать в руки оружие. Мол, не хочешь воевать – пойдешь в подвал. Были случаи, когда угрожали семьям. По ту сторону фронта есть простые солдаты, на которых нет крови. Там есть те, кто кормит и лечит пленных, кто приносит им мобильные. Да, с одной стороны они пособники, но с другой, есть обстоятельства. С этими людьми надо говорить. А вот для убийц, садистов и насильников амнистии быть не может.

К сожалению, в ситуации тлеющего военного конфликта, из-за которого на Донбассе едва ли не ежедневно погибают украинские бойцы, оставаться трезвомыслящим непросто. Если власть подняла вопрос об амнистии бойцов АТО исключительно в связи с выполнением Минских соглашений, ей придется столкнуться с активным сопротивлением общества. И людей можно будет понять. При этом о проблемах наших незаконно осужденных бойцов все снова забудут. А таких не мало.

Осужденные без вины

«Только единицы добробатов сидят действительно за совершенные во время АТО преступления, - утверждает глава ГО «Общество ветеранов АТО» Кирилл Сергеев. – Большинство попали под статью из-за того, что нельзя применять законы мирного времени во время войны. Изъял у сепаратиста мобильный, чтобы изучить фотографии и контакты, – ты грабитель. Вырвался из окружения на чужой машине – угонщик. Яуже не раз сталкивался с тем, что участие в АТО в суде воспринимается как отягчающий фактор, «ну он же опытный боец».

Правозащитник Евгений Захаров уточняет: «Наша старая советская система суда и следствия никуда не исчезла. Правоохранители стремятся не найти, а назначить ответственного за совершение преступления. Да, есть честные следователи. Но большинство до сих пор слепо выполняют указания начальства и заботятся о показателях».

Нельзя назвать объективными и судей. Герой АТО Богдан Чабан, оказавшийся в СИЗО за незаконное хранение оружие и ограничение свободы людей, говорит:

«Надо сделать так, чтобы суды над добровольцами не проводились в зоне АТО. Это же конфликт интересов. Люстрации судей не было, а старые предвзяты. В моей камере в СИЗО сидели «дезертир», который на несколько дней опоздал из отпуска и парень поднявший стрельбу с пьяных глаз. И судьи применили к ним одинаковую меру наказания: 60 суток ареста. Это стандартная практика – попал в зал заседания, значит, будешь сидеть.

Не приходиться атошникам рассчитывать и на квалифицированную помощь адвокатов.

«Бесплатный адвокат – чаще всего не защитник. Существует целая когорта адвокатов старой закалки, которая привыкла заносить деньги судьям. А у задержанных бойцов денег и на сигареты нет, – рассказывает экс-«айдаровец» Юрий Асеев (Гуков). – Я считаю, что тюрьме должны остаться те, кто приехал на фронт за наживой. Нельзя всех грести под одну гребенку. В АТО шли разные люди. Одни хотели обогатиться, другие, может и корявенько, но от чистого сердца делали грязную работу за нашу армию».

Примечательно, что «айдаровцы» отнюдь не единогласно выступили в защиту Валентина Лихолита. Ветераны признавались нам, что история «Бати» расколола батальон.

«Он действительно храбро воевал, получил ранение и после него вернулся на фронт - утверждает общественный деятель, бывший боец "Айдара" Максим Козуб. – Много полезного сделал. Но насколько я знаю, в том числе и от побратимов, серьезные "косяки" у него тоже были. Они и могли стать причиной задержания.  Не каждое дело, по которому обвиняется доброволец, является "сшитым". Поход в АТО не индульгенция.

Не слышно слов защиты и в адрес Игоря Радченко (позывной Рубеж). Ряд бойцов говорят о нем: «Пробу негде ставить».


В чем обвиняют Лихолита и Радченко

На сайте Генпрокуратуры есть список пре ступлений, в которых обвиняют Валентина Лихолита (Батю) и Игоря Радченко (Рубежа). Вот, некоторые эпизоды:

Один из подозреваемых, проходящих по делу, утверждает, что Батя и Рубеж спланировали нападения на дома мэра Северодонецка и двух его замов. Причем Рубеж непосредственно координировал и контролировал нападавших. Украденные деньги и вещи они «раздерибанили» между собой.

Один из свидетелей сообщил, что возил Лихолита на похищенной машине Subaru Outback. В январе 2015 года водитель по приказу Лихолита передал авто владельцу.

Еще один свидетель утверждает, что Рубеж угрожал милиционерам взорвать их гранатой.

Следующее обвинение заключается в том, что, по словам свидетеля, под руководством Лихолита бойцы отбирали машины у местных жителей.

Также есть показания свидетеля о том, что Лихолит предлагал ему, иностранцу, убить двух «айдаровцев» в обмен на помощь в получении украинского гражданства. 

По словам еще одного опрошенного человека, Батя и Рубеж создали вооруженную банду и  руководили ей.

Один из потерпевших утверждает, что бойцы «Айдара» похитили его Lexus RX 450, охотничье оружие и документы. По его словам, Лихолит обещал все вернуть в обмен на финансирование его предвыборной компании. 

***

Этот материал опубликован в №25-26 журнала Корреспондент от 7 июля 2016 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

СПЕЦТЕМА: Сюжеты
ТЕГИ: преступлениясудАТОБатальон Айдардобровольческие батальоныбойцы АТО
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии